Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология".

Работа содержит 1 файл

возрастная.rtf

— 168.37 Кб (Скачать)

Согласно А. В. Петровскому социальная ситуация развития, или шире - социальная среда, может быть стабильной или изменяющейся, что означает относительную стабильность и изменения в той социальной общности, в которой находится ребенок, человек.

 Вхождение ребенка как социального существа в жизнь этой общины предполагает прохождение трех фаз: адаптации к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности; индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида в максимальной персонализации» и интергации личности в этой общности.

 Если индивидуализация характеризуется «поиском средств и способовдля обозначения своей индивидуальности», с тем чтобы снять противоречие между этим стремлением и результатом адаптации (стал такой же, как все в общности»), то интеграция «детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями и значимыми для него отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишьтедемонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, способствуют успеху совместной деятельности» (Петровский А. В.). Совместная деятельность, осуществляемая в рамках ведущей деятельности, заданной «конкретной социальной ситуацией развития, в которой совершается его (ребенка) жизнь», является одним из основных условий развития личности в любой социальной ситуации.

23. Классический психоанализ З.Фрейда. Основные понятия, структура и динамика личности. Развитие детского психоанализа в работах М.Клен и А.Фрейд.

   З.Фрейд разработал метод психоанализа, который позволил создать структурную теорию личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества.

    Развитие личности состоит в становлении ее структуры:

    ИД - Оно - природное начало, телесные влечения (сексуальность по Фрейду - любая телесная потребность

    ЭГО - Я - прижизненное образование.

    СУПЕРЭГО - Сверх я - формируется при жизни под влиянием общества. Социальная подструктура - совесть, ценности, мораль, идеалы. Первые образцы - родители

    Со своими сотрудниками М.Клен начала психоанализ маленьких детей в возрасте 2 лет. Она использовала игру в куклы в качестве заместителя свободных ассоциаций взрослых.

    В своей психоаналитической практике А.Фрейд  дополнила обычный подход «через речь» изучением невербального поведения ребенка. Игра детей также считалась важным компонентом в исследовании скрытых переживаний ребенка. Позднее, в зарубежной психологии игровая терапия стала стандартной процедурой детской психоаналитической практики.

    З.Фрейд трактовал отношения ребенок-общество (взрослый) и вывел основные принципы: Общество - источник всевозможных травм; Отношения «ребенок-взрослый», «ребенок-общество» с самого начала антагонистические; Проблема включения ребенка в общество - проблема социализации личности.

24.  Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Осн.понятия. Стадии психосоциального развития. Жизненные кризисы и способы их преодоления.

    Центральным положением теории Э.Эриксона развития явилось то, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания.

     Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности. Эпигенез - наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития (органов, лич.структуры). Постулируется наличие критических периодов для возникновения и развития личностных структур. Каждая стадия основана на предыдущей, существуют сенситивные периоды к развитию какого- то определенного свойства личности.

    Развитие - процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития - формирование позитивного новообразования либо деструктивного, мешающего становлению эго-идентичности.

    Каждая стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый кризис содержит и позитивный и негативный компоненты, в зависимости от того, насколько удовлетворительно он разрешается.

    Каждая стадия характеризуется модусом - способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру.

        Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго.  

    
        стадия возраст Психосоц-ый кризис Сильная.сторона
        оральная 0-1 год Базовое доверие - недоверие Надежда
        анальная 1-3 года Автономия - стыд и сомнение сила воли
        фаллическая 3-6 лет Инициативность - вина цель
        латентная 6-12 лет Трудолюбие - некомпетентность компетентность
        Подростк. возраст 12-19 (20) лет Гармоничная идентичность - диффузная идентичность верность
        молодость 20-35 лет Близость - изоляция любовь
        зрелость 35-60 лет Продуктивность - застой забота
        старость 60 и старше Эго-интеграция - отчаяние мудрость
 
 
 

25. Исходные принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже. Понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи. Стадии интеллектуального развития ребенка в концепции Ж.Пиаже.

      Теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идей о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. Этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основа этой схемы - логическое мышление.

      По Пиаже, субъекту свойственны 2 ф-ции: организация - определенная структура поведенческого акта; адаптация - активное взаимодействие организма со средой, в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде.

  Процесс развития - чередование ассимиляции и аккомодации. До определенного предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.

  Равновесие - означает такое соотношение между ассимиляцией и аккомодацией, при котором наступает адаптация.

     Эгоцентризм проявляется в неумении воспринять иную точку зрения. Эгоцентризм -- это совокупность докритических, объективных позиций в познании мира.

     В речи ребенка очень часто встречается местоимение 'я'. Не вся спонтанная речь ребенка эгоцентрична. Существует некий коэффициент эгоцентрической речи -- отношение числа эгоцентрических высказываний к числу спонтанных.

      Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже
Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций. Основной критерий - интеллект.

  · сенсомоторный интеллект (от рождения до 2 лет)

  · дооператорный интеллект (2 - 7 лет)

  · конкретные операции (7 - 12 лет)

  · формальные операции (от 12 лет). 
 

26. Периодизация психического развития по Л.Колбергу

     Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка. 
I уровень: Страх наказания (до 7 лет). 
1. Страх перед правом силы. 
2. Страх быть обманутым и недополучить благ. 
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет). 
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением. 
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп. 
III уровень: Совесть (после 16 лет). 
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам. 
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

27.  Закономерности психического развития.

  Психическое развитие - закономерное изменение психических явлений во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (А. В. Петровский).

  Развитие идет при взаимодействии трех факторов: генетического (наследственного), социальной среды, обстоятельства жизни.

  Существует несколько подходов к пониманию ведущего фактора в психическом развитии:

  1. Биогенетическое направление. Психическое развитие - результат преобразований заложенных задатков. Соответственно развитие идет по законам биологического созревания организма. Определяющим фактором являются генетические предпосылки. Один из сторонников этого подхода - С.Холл.

  2.Социогенетическое направление. Психическое развитие - результат влияния общества, социальной среды. Главное в человеке - его опыт, а опыт зависит от социальной среды. Сторонниками этого подхода можно назвать таких психологов как Э. Дюркгейм, Г. Тард.

 3. Эпигенетическое направление. Психическое развитие - результат влияния как генетического, так и социального факторов. Одним из первых о значении влияния двух факторов говорил В. Штерн, предложивший принцип конвергенции - соединения биологической и социальной линий развития.  
 

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"