Базисные элементы культуры: традиции, обычаи, нравы, ценности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:04, реферат

Описание работы

Б Цель данной работы – раскрыть влияние традиций, обычаев и нравов на жизнь человека, выделить основные ценности, накопленные поколениями. Тем самым определить, какая именно роль отводится Культуре, как историческому элементу жизни всего человечества.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность культуры………………………………………….4
Сущность культуры………………………………………………………5
Функции культуры……………………………………………………….7
2.1 Базисные элементы культуры…………………………………………8
2.2 Традиции………………………………………………………………….10
2.3 Обычаи……………………………………………………………………11
2.4 Нравы……………………………………………………………………..12
2.5 Ценности…………………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………….14
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

социол.tmp.docx

— 38.79 Кб (Скачать)

Материальная  культура

Материальная  культура имеет достаточно сложную  структуру. Ее основой является предметно-продуктивные элементы. Последние, в свою очередь, включают культуру производства, жизнеобеспечения и военного производства.

Производственная  культураэто орудия труда, машины, технические системы и транспортные средства.

Культуру жизнеобеспечения  составляют постройки, предметы быта, одежда.

Вооружение и  военная техникаэто особая область материальной культуры.

Материальная  культура – результат, средство и  условие деятельности людей. Ее содержание не исчерпывается тем, что она  удовлетворяет материальные потребности  людей, оно многообразнее и многозначнее. Она выступает средством передачи социального опыта, поэтому содержит также национальное начало, по которому можно установить ее происхождение. Материальная культура отражает процессы взаимовлияния народов, их культур  вплоть до вытеснения ее отдельных  элементов.  

Духовная  культура

К базисным элементам  духовной культуры относятся: обычаи, нравы, традиции, ценности.

Обычаи, нравы, законы являются разновидностью культурных норм и образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, каким образом и в каких ситуациях следует поступать так, а не иначе.

Манеры, этикет, кодекс тоже входят в нормативную  систему культуры, но в качестве  дополнительных ее элементов. В любом обществе есть обычаи, нравы и законы, но не в любом существуют манеры, этикет и кодекс.

Ценности - не относятся  к видам культурных норм, но входят в нормативную систему культуры, выполняя особую функцию. Они указывают  на то, что должно почитаться, уважаться  и сохраняться в культуре, но не предписывают.

Обычаи, нравы, законы - именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной  системы, так как нарастает степень  строгости тех санкций, которые  использует общество по отношению к  нарушителям.

Обычай –  традиционно установившийся порядок  поведения, закрепленный коллективными  привычками.

Нравы – обычаи, приобретающее моральное значение.

Закон – нормативный  акт, принятый высшим органом государственной  власти в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует  безусловного подчинения. Различают  два вида законов:

На более высоком  уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через  систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, уважать, сохранять. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Традиции

Традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.

Культурная традиция рассматривается как интегральное явление, включающее обычаи, ритуалы  и целый ряд других стереотипов  поведения. Она представляет собой  выраженный в стереотипах групповой  опыт.

Традиции выполняют  важную ориентационную роль, но они  не вечны: имеет место эволюция традиций.

Культурная традиция обычно противопоставляется творческому  началу. Иногда говорят, что традиции архаичны, они мешают развитию общества. Однако традиции не являются застывшими, существует взаимообусловленность традиций и инноваций. Одни стереотипы преодолеваются и создаются новые.

 Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Традиция — все то, что унаследовано от предшественников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Обычаи

Обычай традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками.

Обычаи —  одобренные обществом массовые образцы  действий, которым рекомендуется  следовать. К нарушителям применяются  неформальные санкции — неодобрение, изоляция, порицание. Некоторые обычаи близки к этикету. Обычаи – это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4 Нравы 

Нравы – это строго соблюдаемые и не нарушаемые обычаи. Нравы

воспринимаются  окружающими очень серьезно. Они  сопровождаются оценкой правильности и неправильности. Поведение, нарушающее нравы, именуются аморальным, безнравственным  и осуждается обществом.

 
 
От этого слова происходит понятие  «нравственность» — этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Нравы — обычаи, имеющие моральное  значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые  бытуют в данном обществе и могут  быть подвергнуты нравственной оценке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.5 Ценности

Основу  культуры составляют ценности, регулирующие взаимоотношение людей

Ценность  – это понятие, с помощью которого характеризуются социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.

Главной функцией ценностей является создание упорядоченной и осмысленной  картины мира.

Классификация ценностей по разным основаниям:

1.Специфика  субъекта ценностного отношения 

- ценности  индивидуальные 

- ценности  групповые 

- ценности  классовые 

- ценности  того или иного общества (российского,  американского и др.)

- ценности  общечеловеческого

2.Специфика  объекта ценностного отношения:

- ценности  экономические

- ценности  религиозные

- ценности  художественные

- ценности  моральные

- ценности  политические

3.Роль  в жизнедеятельности индивида:

- смысложизненные  (представление о добре и зле, счастье)

- витальные  (жизнь, здоровье, безопасность, качество  продуктов)

- терминальные (ценности – цели)

- инструментальные( ценности – средства)

4. Роль  в жизнедеятельности общества

- интегрирующие

- дифференцирующие

- двойственные (интегрирующе – дифференцирующие) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Культура в целом неразрывно развивается, меняет  свой  облик,  отражая

облик неизменяющегося  мира,  потребности  новой  жизни.  Нынешняя  культура использует  огромные  достижения  науки  и  техники.  Она  создает   уют   и благоденствие.

      Современная  культура  стремительно  преображает   окружающую   среду,

общество,  быт  людей,  поэтому  она  оценивается  как  фактор   творческого

жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений.

      В XX столетии, как  считают   многие  исследователи,  произошел   разрыв

социального и культурного циклов. Это, по  существу,  одна  из  исторических

закономерностей нашего  времени.  Темпы  культурных  перемен  стали  гораздо более  быстрыми.  Теперь  на  протяжении  одной  жизни  может   чередоваться несколько культурных эпох.

      Стремительно рушится привычный  уклад жизни, уходит в прошлое   то,  что еще  недавно   составляло   смысл   нашего   бытия.   Меняются   ориентации. Низвергаются святыни.  Рвутся  нити,  связывающие  нас   с  близкими  людьми. Человек  остается одиноким перед надвигающейся  неизвестностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  1. Козырев Г.И  Социология :учебное пособие/Г.И. Козырев. – М :Академический проект : Трикста, 2005. 576с.
  2. Клюев А.В. Социология :учебное пособие/А.В.Клюев, В.Г.Лукьянов, И.С.Урсу. – СПБ.:изд-во СЗАГС, 2007. 304с.

Информация о работе Базисные элементы культуры: традиции, обычаи, нравы, ценности