Общество как социокультурная реальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 10:30, реферат

Описание работы

Общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

Работа содержит 1 файл

Понятие общества.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     На  протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой  общество? Социология всех времен и  народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?

     Что лежит в его основе?

     При решении этого вопроса в социологии обнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых формирует общество.

     Таким образом, с точки зрения этого  подхода, индивид – это элементарная единица общества.

     Общество  – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

     Но  если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать  общество как простую сумму индивидов?

     Постановка  вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество – это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д.

     Если  же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление.

     Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит  из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.

     Общество  – это универсальный способ организации  социальных связей, взаимодействия и  отношений людей.

     Эти связи, взаимодействия и отношения  людей, образуются на какой-то общей  основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

     При всем различии в подходах интерпретации  общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

     На  основе детерминистского подхода в  марксистской социологии получило распространение  следующее определение общества.

     Общество  – это исторически сложившаяся  относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.

 

     

    1. Понятие общества

     Учёные  по-разному трактуют понятие “общество“. Это во многом зависит от той школы или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

     Во  всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной  системе элементов, находящихся  между собой в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

     Система – это определённым образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

     Таким образом, социальная система – это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.[1]

     Общественные  взаимодействия и отношения носят  надиндивидуальный, надличностный  характер, т.е. общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру связей и отношений и постепенно включается в неё.

     Таким образом, общество – это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких условиях это объединение людей становится обществом?

     Признаки  общества как социальной системы  таковы:

  1. Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).
  2. Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного объединения.
  3. Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.
  4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
  5. У него есть собственное название и своя история.
  6. Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом).
  7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
  8. Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

     Чтобы представить себе общество с точки  зрения предмета социологии, необходимо различать три исходных понятия  – страна, государство, общество.

     Страна  – это часть света или территории, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом.

     Государство – политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима политической власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).

     Общество  – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.[4]

     Каковы  же основные элементы структуры общества?

     Прежде  всего общество можно представить  как систему взаимосвязанных  и взаимодействующих между собой  социальных общностей. Для каждой общности характерно выделение того или иного ведущего признака: пол, возраст, национальность, профессия, роль, статус и т.д. Этот общий признак является доминирующим и должен принадлежать всем членам общности, определяя её специфику и отделённость от других общностей. С другой стороны, общий признак является тем консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот общий признак может иметь природный (пол, возраст) или социальный (религиозная принадлежность, статус и т.д.) характер.

     Социальные  общности можно разделить на виды, наиболее общими из которых являются классы, слои и группы.

     Идея  разделения общества на классы принадлежит  французским обществоведам ХVIII–ХIХ вв., но наибольшее внимание анализу классового деления общества уделяли К. Маркс и М. Вебер. Они заложили традицию определения классов в экономических понятиях. М. Вебер, например, делил население на классы в соответствии с неравными жизненными шансами. А классическое марксистское определение классов было дано В.И. Лениным: “Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают”. Альтернативную традицию, согласно которой класс не представляет собой исключительно экономическое явление, развивают некоторые американские социологи. В частности, независимыми факторами класса называются социальный статус и престиж.

     Понятие социального слоя было введено в науку первоначально как альтернатива марксистской трактовке классов и имело больше идеологический (направлено против теории классовой борьбы), чем научно разработанный характер. Однако в настоящее время рассмотрение общества с точки зрения его деления на слои стало важным предметом исследования социологии.

     Сейчас можно говорить о том, что понятие социального слоя значительно дополняет классовую модель социальной структуры. Действительно, социальный класс нельзя рассматривать как однородную социальную общность. Выделив в каждом классе несколько слоёв, можно отразить объективные различия разных групп населения в рамках отдельно взятого класса.

     Социальная  группа – это наиболее общее и специальное понятие социологии, означающее определённую совокупность людей, имеющих общие природные и социальные признаки, объединённых общими интересами, ценностями, нормами и традициями.[3]

     Социальные  группы можно делить в зависимости  от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов и условий внутригруппового взаимодействия социальные группы делят на малые, средние и большие.

     Говоря  о социальной структуре, обязательно  необходимо выделять и учитывать  особенности субъектов социальной системы, т.е. тех элементов социальной системы, которые выступают как  относительно самостоятельные “действующие лица”. Такими субъектами социальной системы являются прежде всего индивиды, общности и социальные институты (о них – второй вопрос).

     Субъекты  социальной системы вступают между  собой в различного рода социальные отношения. Социальная деятельность включает в себя осознанную цель, средство, сам процесс деятельности и её результат. Таким образом, действие индивида или группы получает статус социального только в том случае, если оно осмыслено и социально ориентировано на других людей.

     Наиболее  общее деление социальных отношений  на виды традиционно включает в себя экономику, политику, идеологию.

     При научном анализе социальной системы  конкретного общества необходимо учитывать  её социально-этнические, социально-демографические, социально-территориальные, социально-профессиональные и социокультурные характеристики. 

     2. Типология обществ

     Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, ученые разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

     В социологии существует множество типологий  в зависимости от критерия типологизации.

     Согласно  первой типологии все общества делятся  на простые и сложные. Критерием  типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.

     Простые общества характеризуют относительно небольшие размеры объединений, низкий уровень разделения труда, развития техники, приоритет кровно-родственных связей, полное социальное, экономическое и политическое равенство.

     Социальное  равенство означает отсутствие классов, социальных слоев и сословий, деление  общества на богатых и бедных.

     Экономическое равенство означает одинаковое отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и продукту (пище). Все находится в коллективной собственности рода, племени.

     Политическое  равенство означает отсутствие деления  на управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных.

     Сложные общества – это многочисленные социальные образования, включающие в свой состав от сотен тысяч до сотен миллионов  человек. В сложных обществах  личные, кровно-родственные отношения  заменяются безличностными, неродственными. Благодаря относительно высокому уровню развития орудий труда в сложных обществах появляется прибавочный продукт, устанавливаются товарно-денежные отношения. На этой почве развивается социальное, экономическое и политическое неравенство, возникают классы, касты, сословия, слои, возникает государство, в котором функционирует специализированный и широко разветвленный аппарат управления. Возникшее стихийно социальное неравенство закрепляется экономически, юридически, политически и религиозно. Толчок к появлению сложного общества дало зарождение государства. Простые общества относятся к догосударственным образованиям.

Информация о работе Общество как социокультурная реальность