Соціологія особистості

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:06, реферат

Описание работы

Человек личностью не рождается, он ею становится. Процесс становления и развития личности называется социализацией. Он начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. В течение его люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, иначе говоря, приобретают свое социальное "Я".
У животных, особенно тех, кто живет стаями, существует в зачаточной форме обучение "правилам жизни", но социализация у них отсутствует. Обучают у животных старшие особи младших. У человека социализация носит двунаправленный характер. Не только старшее поколение передает молодым нормы и ценности, но и молодежь, легко приспосабливаясь к изменившимся социальным условиям, учит старших. Человек становится личностью не потому, что рожден человеком, но только потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. Если человеческое дитя попадает в стаю животных, оно становится животным. Таких детей называют феральными (дикими) людьми. В человеческое общество они не могут войти, вписаться, т. к. им не у кого было учиться языку, правилам поведения, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому.

Работа содержит 1 файл

Соціологія особистості.docx

— 79.18 Кб (Скачать)

     Выделяется  два типа социального  контроля:

  1. внутренний контроль или самоконтроль;
  2. внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм.

     В процессе самоконтроля человек самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Проявляется данный тип контроля в чувстве вины, совести. Дело в том, что общепринятые норы, рациональные предписания остаются в сфере сознания (помните, у З. Фрейда "Сверх-Я"), ниже которого расположена сфера бессознательного, состоящего из стихийных импульсов ("Оно" у З. Фрейда). В процессе социализации человеку приходится постоянно бороться со своим подсознанием, потому что самоконтроль является важнейшим условием коллективного поведения людей. Чем старше человек, тем по идее, у него должен быть сильнее самоконтроль. Однако его становлению может помешать жестокий внешний контроль. Чем плотнее опекает своих граждан государство через милицию, суд, органы безопасности, армию и т. п., тем слабее самоконтроль. Но чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Таким образом, возникает порочный круг, ведущий к деградации индивидов как социальных существ. Пример: Россию захлестнул вал тяжких преступлений против личности, в том числе убийств. До 90% убийств, совершаемых только в Приморском крае, являются бытовыми, т. е. совершаются в результате пьяных ссор на семейных празднествах, приятельских встречах и т. п. По мнению практиков, подспудной причиной трагедий является мощный контроль со стороны государства, общественных организаций, партий, церкви, крестьянской общины, очень жестко опекавших россиян практически все время существования российского общества — со времен Московского княжества и до конца СССР. Во время перестройки внешнее давление начало ослабевать, а возможностей внутреннего контроля оказалось недостаточно для поддержания стабильных социальных отношений. В итоге мы наблюдаем рост коррупции в правящем классе, нарушений конституционных прав и свобод личности. А население отвечает власти возрастанием преступности, наркомании, алкоголизма, проституции.

     Внешний контроль существует в неформальной и формальной разновидностях.

     Неформальный  контроль основан на одобрении или  осуждении родственников, друзей коллег, знакомых, общественного мнения, которое  выражается через традиции, обычаи, либо средства массовой информации. Агенты неформального контроля — семья, род, религия — важные социальные институты. Неформальный контроль неэффективен в большой группе.

     Формальный  контроль основан на одобрении или  осуждении со стороны официальных  органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах — законах, указах, инструкциях, постановлениях. Осуществляют его образование, государство, партии, средства массовой информации.

     Методы  внешнего контроля в зависимости  от применяемых санкций делятся  на жесткие, мягкие, прямые, косвенные. Пример:

  • телевидение относится к инструментам мягкого косвенного контроля;
  • рэкет — инструмент прямого жесткого контроля;
  • уголовный кодекс — прямой мягкий контроль;
  • экономические санкции международного сообщества — косвенный жесткий метод.

     В основе социализации личности находится  усвоение норм. Соблюдение норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от них называется в социологии девиацией.

     Девиантное  поведение относительно. То, что  для одного человека или группы отклонение, то для другого может быть привычкой. Так, высший класс считает свое поведение  нормой, а поведение нижних социальных групп отклонением. Следовательно, девиантное поведение относительно потому, что имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Вымогательство, грабеж с позиций преступника считаются нормальными видами заработка. Однако большая часть населения считает такое поведение девиацией.

     К формам девиантного поведения относят  уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

     Каковы  причины девиации? Можно выделить причины биопсихического характера: считается, что склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. Большое внимание выяснению факторов, влияющих на появление и рост девиации, уделяли Э. Дюркгейм, Р. Мертон, неомарксисты, конфликтологи, культурологи. Они сумели выделить социальные причины:

  • аномия, или разрегулированность общества, появляется во время социальных кризисов. Старые ценности исчезают, новых нет, и люди теряют жизненные ориентиры. Растет число самоубийств, преступлений, разрушаются семья, мораль (Э. Дюркгейм – социологический подход);
  • аномия, проявляющаяся в разрыве между культурными целями общества и социально одобряемыми способами их достижения (Р. Мертон      - социологический подход);
  • конфликт между нормами культуры социальных групп (Э. Селлин – культурологический подход);
  • идентификация индивида с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры (В.Миллер – культурологический подход);
  • стремление влиятельных групп ставить "клеймо" девианта членам менее влиятельных групп. Так, в 30-х годах на Юге США негры априори считались насильниками только из-за расовой принадлежности (Г.Беккер – теория стигматизации);
  • законы и правоохранительные органы, которые правящие классы используют против тех, кто лишен власти (Р.Квинни – радикальная криминология) и т.д.

     Типы  девиантного поведения. Существует много классификаций девиации, но, на наш взгляд, одной из самых интересных является типология Р. Мертона. Автор использует свою концепцию — девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения.

     Мертон  считает единственным типом недевиантного  поведения конформность — согласие с целями и средствами их достижения. Он выделяет четыре возможных типа девиации:

  • инновация — предполагает согласие с целями  общества и отрицание общепринятых способов их достижения. К "инноваторам" относятся проститутки, шантажисты, создатели "финансовых пирамид". Но к ним можно отнести и великих ученых;
  • ритуализм — связан с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения. Так, бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах. Но при этом цель забывается — а для чего все это?
  • ретретизм (или бегство от действительности) выражается в отказе и от социально одобренных целей и от способов их достижения. К ретреатистам относятся пропойцы, наркоманы, бомжи,  и т. п.
  • бунт — отрицает и  цели и способы, но стремится к их замене на новые. Например, большевики стремились к уничтожению капитализма, частной собственности и замене их социализмом и общественной собственностью на средства производства. Отвергая эволюцию, они стремились к революции и т. д.

     Концепция Мертона важна, прежде всего, потому, что она рассматривает конформность и девиацию как две чаши одних весов, а не как отдельные категории. В ней также сделан упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым стандартам. Вор не отвергает социально одобряемую цель – материальное благополучие, а может стремиться к ней с таким же рвением, что и молодой человек, озабоченный служебной карьерой. Бюрократ не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, доходя до абсурда. Однако, и вор, и бюрократ – девианты.

       В процессе наделения индивидуума  клеймом «девианта» можно выделить первичную и вторичную стадии. Первичная девиация – начальное действие правонарушения. Оно даже не всегда замечается обществом, особенно, если нарушаются нормы-ожидания (скажем, за обедом употребляется не ложка, а вилка). Человека признают девиантом в результате своего рода обработки информации об его поведении, проводящейся другим человеком, группой или организацией. Вторичная девиация – процесс, в ходе которого после акта первичной девиации человек, под влиянием общественной реакции, принимает девиантную идентичность, то есть перестраивается как личность с позиций той группы, к которой его причислили. Социолог И.М.Шур назвал процесс «вживания» в образ девианта ролевым поглощением.

     Девиация  значительно более широко распространена, чем свидетельствуют официальные статистические данные. Общество, по сути, на 99% состоит из девиантов. Большая часть их — умеренные девианты. Но, по подсчетам социологов, 30% членов общества составляют ярко выраженные девианты с негативным или позитивным отклонением. Контроль над ними несимметричен. Максимально одобряются отклонения национальных героев, выдающихся ученых, артистов, спортсменов, художников, писателей, политических лидеров, передовиков труда, очень здоровых и красивых людей. Крайне не одобряется поведение террористов, предателей, преступников, циников, бродяг, наркоманов, политических эмигрантов и т. д.

     В прежние времена общество считало  нежелательными все резко отклоняющиеся формы поведения. Гениев преследовали как и злодеев, осуждали очень ленивых и сверхтрудолюбивых, нищих и сверхбогатых. Причина: резкие отклонения от средней нормы — положительные или отрицательные — угрожали нарушить стабильность общества, основанную на традициях, древних обычаях и малоэффективной экономике. В современном обществе с развитием промышленной и научно-технической революций, демократии, рынка, формированием нового типа модальной личности — человека-потребителя, позитивные девиации рассматриваются как важный фактор развития экономики, политической и социальной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Словарь

  1. Человек —  психосоциобиологическое существо, прямоходящее, имеющее развитый мозг и умелые руки. Иными словами, «человек»  означает родовое качество.
  2. Индивид — отдельный, обособленный представитель социальной группы. Например, украинец, рабочий, учитель, студент, фермер, инженер.
  3. Индивидуальность — неповторимость, уникальность каждого индивида. Обусловлено биологической наследственностью и особым жизненным опытом.
  4. Агент социализации — конкретный человек или институт, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
  5. Социальные предписания — запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе в устной, письменной, формальной и неформальной форме.
  6. Социальный контроль — практика всех видов социальных групп по предписанию и поощрению конформности и применению санкций к поведению, нарушающему принятые нормы. Социологи различают два основных процесса контроля: 1) интериоризация норм и ценностей; 2) применение санкций либо позитивных, вознаграждающих конформное поведение, либо негативных – наказывающих неподчинение «неформальными» и «формальными» средствами.
  7. Нормы — предписания того, как нужно  вести себя в обществе.
  8. Санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
  9. Ценности — 1. Этические идеалы и убеждения. 2. Основные  убеждения и цели индивидуума либо общества.
  10. Самоконтроль — самостоятельное регулирование индивидом своего поведения в согласии с нормами и ценностями.
  11. Внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.
  12. Общественное мнение — выражения позиций по политическим проблемам или текущим делам членами общества.
  13. Девиация — социальное поведение, отклоняющееся от считающегося «нормальным»   или социально приемлемым   в обществе либо в социальном контексте.
  14. Инновация — поведение, предполагающее согласие с целями общества, но отрицающее социально одобряемые способы их достижения.
  15. Ритуализм — поведение, построенное на отрицании целей и преувеличении значимости законных средств их достижения.
  16. Ретретизм — поведение, отрицающее и цели общества и способы их достижения.
  17. Бунт — поведение, построенное на отрицании целей общества и способов их достижения и ведущее к формированию новых целей и средств.
  18. Конформность — поведение, управляемое давлением группы. Ученые различают два типа конформности: 1) интериоризация – мнение группы принимается и становится внутренним для его членов; 2) подчинение – согласие во внешнем проявлении, но при внутреннем расхождении.

Информация о работе Соціологія особистості