Методика начального обучения в гандболе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

Основными задачами при проведении занятий по гандболу яв­ляются: формирование специальных двигательных навыков и уме­ний, необходимых для овладения технико-тактическими приемами игры; всестороннее гармоническое и физическое развитие занимающихся; овладение методикой обучения основным технико-тактическим приемам игры.

Содержание

I. Основы методики обучения…………………………………………………………2
1.1. Принципы обучения……………………………………………………………...2
1.2. Методы обучения………………………………………………………………….3
1.3. Этапы обучения…………………………………………………………………...4
II. Техника игры в нападении…………………………………………………………4
11.1. Техника игры без мяча…………………………………………………………..10
11.2. Техника игры с мячом…………………………………………………………..10
III. Техника игры в защите…………………………………………………………...25
III.1. Стойки, передвижения игрока……………………………………………….25
Ш.2. Техника противодействия нападающему, вла­деющему мячом………….27
Ш.З. Техника игры вратаря…………………………………………………………....29
IV. Подводящие игры при обучении гандболу………………………………………..32
V. Правила игры в гандбол……………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Методика начального обучения в гандболе.doc

— 846.50 Кб (Скачать)

9.   Выполняется, как 5—8-е упражнения, но остановки выполняются после ведения мяча.

 

                  Повороты.

Действия игрока, направленные на изменение направления движения; сохранение мяча при активных действиях защитника; выполнение финтов при бросках по воротам. Игрок «переступанием», махом одной ногой (маховой) поворачивается в нужном направлении вокруг другой ноги (осевой), не отрывая ее от пола. При этом вес тела переносится на осевую ногу. Направле­ние выполнения поворота определяется положением и степенью активности защитника. Различают следующие направления пово­ротов: поворот на сзади стоящей ноге — назад (спиной вперед); поворот на сзади стоящей ноге вперед (лицом вперед). То же самое может выполняться на впереди стоящей ноге. Повороты могут вы­полняться как с мячом, так и без мяча: на месте в опорном поло­жении; после прыжка; в движении; при ведении мяча.

Игрок с мячом, применяя повороты, создает условия для пере­дач мяча, бросков мяча по воротам и освобождение от активно действующего защитника.

Игрок без мяча использует поворот для освобождения от опе­ки соперника, изменения направления и скорости бега.

Методическая последовательность обучения поворотам

1.  Вышагивание правой, левой ногой вперед, вправо, влево.

2.  Выполнение поворотов лицом, спиной вперед, стоя на месте
без мяча.

3.  То же, но с мячом.             

4.  То же в сочетании с ловлей мяча на месте.

5.  То же в сочетании с ведением мяча и остановками.

6.  То же в сочетании с ловлей и передачами мяча.

7.  То же с сопротивлением защитника (пассивного и активного).


Упражнения для обучения и совершенствования поворотов:

1.  Из положения стоя на месте выпад в сторону—вперед, лю­бой ногой, с наклоном туловища  в cторону выставленной ноги.

2.  Выполняется, как и 1-е упражнение, но переступая правой,
левой ногой выполнить поворот лицом, спиной вперед на 90, 180,
270°.

3.  Занимающиеся двигаются в колонне по одному. По первому
сигналу остановка (указанным способом) в положении широкого
шага, туловище наклонено вперед. По второму туловище выпрям­ляется, вес тела переносится на сзади стоящую ногу. Впереди стоящая нога отрывается от пола и с нее начинается движение по­
ворота лицом, спиной вперед.

4.   Занимающиеся двигаются в колонне по одному. По сигналу выполняют остановку в положении левая нога впереди. С шагом  правой ногой начинают поворот на левой ноге, на 180°, затем дви­жение следует в обратном направлении.

5.  Выполняется, как и 4-е упражнение, но поворот выполняет­ся  на правой ноге.

6.  Занимающиеся образуют два круга на расстоянии 3 м. Игроки,
располагающиеся в малом (внутреннем) круге с мячами, поворачива­ясь на 180е, передают мяч игрокам большого круга (внешнего).

7.  Выполнение поворотов с мясом в руках при пассивном и ак­тивном противодействии партнера.

При обучении поворотам необходимо следить за правильным положением ног (опорной), равномерным распределением веса те­ла и выбором направления поворота. Последнее определяется по­ложением защитника и его активностью. В связи с этим примене­ние поворотов должно быть целенаправленно и решать конкретные задачи в конкретной ситуации.

Наряду с перечисленными упражнениями для обучения пово­ротам можно использовать упражнения, применяемые при обуче­нии остановкам. Обучение остановкам и поворотам необходимо осуществлять одновременно.

                       Трехшажная техника. Техника владения мячом.

Составной частью технических приемов при игре с мячом яв­ляется трехшажная техника. Сократить расстояние до ворот, увели­чим, его от защитника, создать условия для прыжка вверх, освобо­диться от опеки соперника — все это умение игрока «управлять» ногами при выполнении шагов, добиваясь таким образом определенного преимущества перед соперником.

Перед ловлей мяча, во время передач и бросков мяча по воротам, игрок выполняет определенное количество шагов. При этом длина шагов, их направление зависит от условий, предшествующих их выполнению (положение соперника и его активность, положе­ние  партнера, расстояние до ворот и угол их атаки, быстрота передвижения игрока, направление, скорость и траектория полета мяча при ловле  и т.д.). В связи с этим предлагается несколько вариантов трехшажной техники, условно называемой прямолинейной, без изменения направления выполнения шагов; выполнение шагов со скрестным  движением ногами; шаг—скачок—шаг; при одноименном и разноименном положении ног при начале скачка; ударный шаг; шаг - поворот—шаг.

Прямолинейное направление шагов используется при ловле мячей, летящих навстречу, игроку. Первый шаг левой ногой, правая нога на опоре, руки из положения перед грудью выпрямляются вперед, второй шаг правой ногой, руки полностью выпрямлены, кисти и пальцы подготовлены к захвату мяча, третий шаг левой но­гой, руки с мячом сгибаются в положении перед грудью. При этом туловище слегка наклонено вперед, ноги согнуты, центр тяжести смешен к левой ноге.

Выполнение шагов со скрестным движением ног используется при перемещении игрока правым, левым боком вперед вправо, влево от защитника; навстречу защитнику (при этом выполняется один шаг) с последующим движением вправо, влево. Это передви­жение необходимо как противодействие против игры защитника, препятствующего передачам и броскам мяча сверху.

Техника выполнения. Первый шаг выполняется ногой, соот­ветствующей направлению движения, мяч удерживается двумя или одной рукой перед грудью, туловище наклоняется в сторону дви­жения, на втором шаге нога ставится скрестно—сзади в направле­нии движения, рука с мячом выносится вверх, туловище наклоня­ется в сторону движения, на третьем шаге опорная нога сгибается, туловище значительно наклоняется в направлении движения, ма­ховая нога, согнутая в колене, поднимается, рука с мячом посыла­ется вперед для передачи или броска, мяча по воротам.

Шаг—скачок—шаг — разновидность трехшажной техники, при которой игрок «управляет» передвижением за счет изменения дли­ны и направления скачка. Это позволяет ему действовать в услови­ях ограниченного пространства.

Техника выполнения. Первый шаг выполняется левой ногой, мяч удерживается двумя или одной рукой, второй шаг—скачок вы­полняется правой ногой, рука с мячом кратчайшим путем отводит­ся для замаха, ноги сгибаются, туловище разворачивается левым плечом вперед. С постановкой левой нога на опору, третий шаг, происходит опережающее движение бедра, Таза и разворот тулови­ща грудью вперед, заем плеча, локтя и завершается бросковое движение активным движением кисти.

Разновидностью шаг—скачок—шаг является соответствующее положение ног при выполнении первого и второго шагов. Первый шаг выполняется правой ногой. Второй шаг—скачок на правой но­ге, третий шаг — левой ногой.

Ударный шаг используется в тех же случаях, что и шаг-скачок—шаг. Особенностью его выполнения является то, что ша­ги выполняются почти на месте, что позволяет игроку создать ускорение для прыжка вверх. В этой связи ударный шаг исполь­зуется при выполнении бросков мяча в прыжке на ограниченной площади.

Шаг—поворот—шаг — это трехшажная техника, с помощью которой игрок создает преимущество в игровом пространстве перед соперником.

Техника выполнения. Первый шаг левой ногой выполняется в направлении соперника, стопа слегка развернута наружу, мяч удерживается двумя или одной рукой перед грудью. Второй шаг правой ногой выполняется на одну линию с соперником справа, слева от него, стопа разворачивается под углом к направлению движения. При этом ноги сгибаются, туловище наклоняется вперед и укрывает мяч. С толчком левой ногой и одновременным разво­ротом левым плечом назад происходит поворот на правой ноге и зашагивание левой ногой за соперника. Одновременно с этим вес мела переносится на левую ногу, правая «маховая» нога, согнутая в колене, отводится назад в сторону, туловище наклоняется вперед, рука с мячом кратчайшим путем отводится назад, а затем выносит­ся вперед для броска или передачи мяча.

Выполнение шаг—поворот—шаг требует сохранения устойчивого положения, мяч должен находиться на дальней стороне от за­щитника и укрывается туловищем. Кроме того, необходимо контролировать действия соперника, стараясь создать ему определенные трудности.

Методическая последовательность обучения трем шагам

I. Обучение трем шагам без мяча: на месте при акцентированной ходьбе и беге; в беге по прямой с изменением направления движения и скорости.

2. То же с мячом.

3. То же в сочетании с ловлей и передачами мяча.

4. То же после ведения мяча.

Для обучения трем шагам в движении можно использовать упражнения, рекомендуемые при обучении остановкам.

Упражнения для обучения трехшажной технике:

1.  Па полу, на расстоянии 4—5 м друг от друга, чертится ли­ния.  Занимающиеся двигаются к линии так, чтобы правой ногой попасть на линию. Первый шаг выполняется левой ногой, затем шаг правой— второй шаг, третий шаг выполняется левой ногой.

2. Выполняется, как и 1-е упражнение, но занимающиеся приближаются.. к линии семенящими шагами.

3.  Выполняется, как 1-е и 2-е упражнения, но занимающиеся двигаются к линии приставными шагами с выставленной вперед правой ногой, В метре от линии правая нога ставится на опору и затем выполняются три акцентированных шага, начиная с левой
ноги.              .

4.  Занимающиеся выстраиваются в колонну по одному, в углу площадки. На боковых линиях, через 6—8 м стоят ориентиры. Около одного ориентира стоит помощник с мячом в руках. Игрок
двигается шагом (бегом) в направлении помощника, ловит мяч в положении правая нога впереди на опоре. Выполнив три шага, на­чиная с левой ноги, передает мяч обратно и двигается к следующему ориентиру, где выполняет три шага, но без мяча.

5.  Занимающиеся построены во встречную колонну. Помощ­ник стоит на пути движения игрока из первой колонны во вторую, мяч находится на вытянутой руке. Игрок, двигаясь шагом (бегом), снимает мяч с руки помощника, в положении правая нога на опо­ре, выполняет шаг левой ногой, мяч удерживается одной или дву­мя руками перед грудью. С шагом правой ногой рука отводится в положении замаха, туловище слегка разворачивается левым плечом вперед, с шагом левой ногой, правая рука выносится вперед, мяч передается партнеру, стоящему напротив в колонне.

6.  Выполняется, как и 5-е упражнение, но помощник подбра­сывает мяч вертикально вверх; выполняет передачу мяча навстречу двигающемуся игроку.

Наряду с перечисленными упражнениями целесообразно ис­пользовать в обучении различные ориентиры:

1)разлиновка с ука­занием постановки ног,

2) ограничители длины шагов (в виде

ко­ридоров),

3) флажки различного цвета с указанием первого шага,
       4) гимнастические снаряды (мостики, скамейки), а также зритель­ные и звуковые сигналы.

Совершенствование трехшажной техники целесообразно про­водить в сочетании: с ловлей мяча, летящего сзади, сбоку; при пе­редвижении спиной вперед; с ведением мяча. Кроме того, необхо­димо усложнять условия выполнения за счет изменения исходного положения; выполнения трех шагов с «неудобной» ноги; введение в упражнение «пассивного» и «активного» защитника.

 

II.2. ТЕХНИКА ИГРЫ С МЯЧОМ

Ловля мяча. Ловля — прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним атакующие дейст­вия. Ловлю мяча необходимо сочетать с принятием исходного по­ложения для дальнейших действий: передач мяча, бросков, ведения II финтов.

Существуют два способа ловли мяча: ловля двумя и одной ру­кой.

Ловля мяча двумя руками — это наиболее простой и в то же время надежный способ овладения мячом. Техника ловли заключа­тся в том, что игрок, находясь в стойке на согнутых ногах, рас­ставленных на ширине плеч или с выставленной вперед ногой, вы­тягивает руки навстречу мячу. При этом пальцы и кисти образуют воронку, что обеспечивает большую площадь соприкосновения с мячом. В момент соприкосновения с мячом руки сгибаются в лок­тевых суставах, что позволяет погасить скорость летящего мяча. Учитывая то, что передачи могут быть различными по траектории полета мяча, различают: ловлю на уровне груди, ловлю высоколе­тящих мячей, ловлю после отскока от пола и катящихся мячей.

Ловля мяча на уровне груди осуществляется за счет быстрого выставления рук навстречу мячу и уступающего (амортизирующего) движения сгибания рук в локтевых суставах. Если мяч летит несколько ниже уровня груди, игрок сгибает ноги ниже, чем обычно, снижая тем самым высоту расположения плеч до уровня полета мяча.

Ловля высоколетящего мяча осуществляется за счет выпрыги­вания вверх и выноса рук с разведенными кистями навстречу мячу. В момент соприкосновения с мячом кисти поворачиваются внутрь и крепко обхватывают мяч. После этого руки сгибаются в локтевых суставах, опускаются вниз и притягивают мяч к туловищу.

Ловля катящегося мяча осуществляется за счет последователь­ного движения руками. Мяч подхватывается ближней к нему ру­кой, вторая рука захватывает его сверху.

Ловля мяча после отскока осуществляется за счет движения игрока к мячу и происходит в начальный момент отскока от пола. Игрок сближается с местом падения мяча, делая выпад к нему, бы­стро наклоняет туловище вперед над ногой, руки опускает вперед вниз и пальцами обхватывает мяч. Захватив мяч, игрок выпрямля­ется и подтягивает его к себе.

Ловля мяча одной рукой осуществляется двумя способами: без захвата и захватом мяча пальцами.

Ловля без захвата мяча пальцами осуществляется за счет дви­жения руки, с перпендикулярно поставленной ладонью, навстречу летящему мячу. В момент касания мяча пальцами рука отводится назад (амортизирующее движение), туловище поворачивается в сторону ловящей руки, при этом мяч удерживается на ладони си­лой инерции.

Информация о работе Методика начального обучения в гандболе