Методика начального обучения в гандболе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

Основными задачами при проведении занятий по гандболу яв­ляются: формирование специальных двигательных навыков и уме­ний, необходимых для овладения технико-тактическими приемами игры; всестороннее гармоническое и физическое развитие занимающихся; овладение методикой обучения основным технико-тактическим приемам игры.

Содержание

I. Основы методики обучения…………………………………………………………2
1.1. Принципы обучения……………………………………………………………...2
1.2. Методы обучения………………………………………………………………….3
1.3. Этапы обучения…………………………………………………………………...4
II. Техника игры в нападении…………………………………………………………4
11.1. Техника игры без мяча…………………………………………………………..10
11.2. Техника игры с мячом…………………………………………………………..10
III. Техника игры в защите…………………………………………………………...25
III.1. Стойки, передвижения игрока……………………………………………….25
Ш.2. Техника противодействия нападающему, вла­деющему мячом………….27
Ш.З. Техника игры вратаря…………………………………………………………....29
IV. Подводящие игры при обучении гандболу………………………………………..32
V. Правила игры в гандбол……………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Методика начального обучения в гандболе.doc

— 846.50 Кб (Скачать)

Для более краткого описания содержания упражнений в работе использована следующая графическая форма их записи.

8. Занимающиеся построены по кругу лицом к центру (рис. 2). При выполнении упражнения одним мячом он передается рядом стоящему игроку. При выполнении упражнения с двумя мячами его можно проводить в виде эстафеты. Мячи находятся у игроков X1 и Х2. X1 передает мяч игрокам с нечетными номерами, игрок Х2 — с четными номерами. Команда, первой закончившая выполне­ние передач, считается победительницей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Игроки располагаются, как показано на рис. 4 в группах по пять человек. Игрок X1 выполняет передачу мяча игроку X2, X2 - Х3; Х3 — Х5; Х5 — Х4; Х4 — Х3; Х3 — X1 и т д.

Упражнения 7, 8, 9, 10 могут выполняться по времени или на количество передач. Направление передачи, ее способ и смена игроков происходит также после определенного времени или количества выполненных передач.

 

 

 

 

 

 

 

 

10.   Занимающиеся выстраиваются в 3—4 колоннах, напротив друг друга, на расстоянии 7—8 м (рис. 5). У направляющих одной колонны в руках мячи. По сигналу игрок x1 передает мяч в противоположную колонну игроку Х10 и после передачи становится за X3. Игрок Х10, выполнив ловлю мяча, передает его Х2 и становится Х12и т. д

 

           

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          При выполнении перечисленных (7—11) упражнений передачи мима выполняются одной рукой. Совершенствование техники вы­полнения передач происходит за счет сочетания передач с поворотами и финтами. В данных упражнениях занимающиеся должны

следить за правильным выполнением ловли мяча. Она выполняется
за счет амортизирующего движения рук, направленного на пога­шение скорости полета мяча. Вынос рук вперед для ловли осуществляется в момент начала выпрямления рук партнера с мячом. В зависимости от ситуации игрок, выполняющий, ловлю, может
»заказать», т. е. движением рук, туловища, головы «подсказать» партнеру направление выполнения передачи.

Игроку, выполняющему передачу мяча, необходимо помнить о том, что она должна быть своевременной, удобной и точной.

Своевременной передача является тогда, когда она выполняется  партнеру, устремившемуся в быстрый отрыв, освободившемуся от опеки соперника и вышедшему на ударную позицию для броска по воротам, занявшему удобную позицию по отношению к защит­нику, перед воротами.

Удобная передача та, при которой игрок, выполняющий ловлю мяча, затрачивает минимум времени для его обработки. Показате­лем этого является траектория полета мяча, его направление и скорость полета.

Точность передачи зависит от момента выпуска мяча —соответствует определенному положению руки с мячом по отношению к туловищу; расположения защитника к нападающему и нападаю­щего по отношению к воротам; расстояния до партнера.

Скорость полета мяча в определенной степени зависит от направления отведения руки в положение замаха, его длины и быст­роты разгона мяча. Различают замах вверх—назад, в сторону— назад; снизу—вверх, снизу—в сторону. При этом мяч удерживается одной или двумя руками и замах выполняется из положения перед
грудью  или внизу.

В зависимости от расстояния до партнера, его положения относительно ворот, активности соперника (плотная опека, опека на расстоянии) длина замаха может быть различной. Это обусловлено рем, что он является носителем информации для соперника о на­коплении передачи мяча. В этой связи замах должен быть несколько короче, что позволяет ускорить разгон мяча.

Упражнения для обучения и совершенствования ловли и передачи мяча в движении:

1.              Занимающиеся построены в две шеренги на расстоянии 6—8 м. Игроки с мячами стоят в положении правая нога впереди, мяч в правой руке спереди сбоку. С. шагом левой ногой игроки вы­полняют передачу мяча своему партнеру.

2.  Выполняется, как и 1-е упражнение, но передача мяча парт­неру с двух, трех шагов.

3.  Мяч лежит в 1,5—2 м от игрока. Из положения левая нога
впереди игрок, выполнив три шага к мячу, поднимает его и, начи­ная с левой ноги, после трех шагов передает его партнеру.

4.  Выполняется, как и 3-е упражнение, но расстояние до мяча
увеличивается и игрок двигается к мячу бегом.

5.  Построение занимающихся, как и в предыдущих упражне­ниях. Игрок подбрасывает мяч над собой и ловит его. В положении правая нога впереди на опоре, выполнив три шага, передает его партнеру.

6.  Выполняется, как и 5-е упражнение, но игрок бросает мяч вперед—вверх. Двигаясь к мячу, выполняет ловлю, в положении правая нога впереди на опоре, и после трех шагов передает мяч партнеру.

7.  Выполняется, как и 6-е упражнение, но игрок ловит мяч по­сле отскока от пола, с последующей передачей его партнеру.

8.  Выполняется, как и 6-е упражнение, но игрок передает мяч партнеру после подъема катящегося мяча.

Ори увеличении расстояния между партнерами целесообразно использовать семенящий бег и передвижение в положении пристав­ного шага с выставленной вперед правой ногой. Такое передвижение обеспечивает более быстрое начало выполнения трех шагов.

После овладения техникой передачи мяча в шеренгах необхо­димо использовать и другие формы организации — построения за­нимающихся для выполнения упражнений.

9.              Два игрока двигаются вперед параллельно друг другу с пере­дачей мяча (рис. 6).

 

                              

 

10. Три игрока двигаются вперед, в расстановке, показанной на рис. 7, передавая мяч друг другу. Игрок X1 передает мяч игроку Х2, получает от него обратную передачу и передает его игроку Х3 и т. д.

      

        11. Упражнение выполняется в том же построении, как и 2-е упражнение. Игрок X1, выполнив передачу игроку Х3 и ускорение, пробегает за спиной игрока Х3.  Игрок Х3, выполнив ловлю мяча, передает его игроку Х2 и также пробегает за спиной этого игрока и т. д.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

       При выполнении этого упражнения необходимо помнить, что после пробегания за спиной партнера, игроки должны выполнить ускорение и ловлю в 5—6 м впереди партнера.

12.Передача мяча по кругу через одного игрока (рис. 9). Игрок с мячом, выполнив передачу мяча игроку 3, двигается в направле­нии передачи и занимает место этого игрока. Игрок, выполнивший ловлю мяча, передает мяч следующему игроку и т. д.

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

13.    Игрок X1 выполняет передачу мяча бегущему ему навстречу Игроку Х2 и двигается в направлении передачи в конец колонны. Так же действует и игроку Х2.       

 

14.   Двойная передача. Игрок X1 выполняет передачу мяча иг­року Х2, получает от него обратную передачу, передает мяч игроку Х4 и двигается в конец противоположной колонны. Так же дейст­вует игрок Х4

 

    

 

15. Передача мяча при встречном передвижении в четырех ко­лоннах. Игрок с мячом выполняет передачу мяча направляющему игроку, располагающемуся в колонне по диагонали. После переда­чи мяча игрок перемещается в конец противоположной колонны.

Рис. 12

16. Игрок с мячом выполняет передачу мягча игроку, двигаю­щемуся из противоположной шеренги, после передачи он переме­щается на место игрока, выполняющего ловлю. Игрок, после ловли мяча, выполняет передачу в движении игроку противоположной шеренги и двигается за мячом, занимая место этого игрока. При выполнении упражнения игроки должны соблюдать следующее правило: не пересекать пути последующей передачи партнером.

                                              

Рис. 13

Техника ловли и передачи мяча в движении имеет особенности. Во время движения игрока навстречу партнеру с мячом он должен двигаться обычными беговыми шагами, без прыжков и отскоков. Непосредственно во время ловли по возможности находиться  в опорном положении. Это дает возможность игроку после ловли мяча выполнить определенное количество шагов, изменять их  длину в случае изменения ситуации, выполнить остановку, передачу мяча, обманные действия или использовать ведение мяча. При ловле мяча сигналом для выноса рук вперед является первый шаг игрока, выполняющего передачу. Это необходимо соблюдать, потому что расстояние между партнерами сокращается и в связи с этим

скорость полета мяча должна быть несколько меньше. В этом случае ловля мяча полусогнутыми или согнутыми руками может привести  к его потере. Игроку, выполняющему передачу мяча в

движении, необходимо находиться в опорном положении, поскольку любое изменение в действиях партнера может привести к ошибке (прыжок с мячом, пробежка, двойное ведение);

совершенствование техники передач и ловли мяча целесообразно проводить за счет:

1) изменения расстояния между занимающимися (при изменении силы передачи);

2) сокращения времени контроля мяча с момента ловли. Здесь необходимо руководствоваться принципом: «получил — отдай»; выполнять передачу на первом, втором шаге при одноименном положении рук и ног;

3) изменения траектории полета мяча и угла отскока при передаче от пола;

4)использования различных исходных положений: сидя на полу  и на скамейке, стоя на согнутых, полусогнутых и прямых ногах;

5)  выполнения ловли мяча: над головой, на уровне груди, вы­ше и ниже колен, катящегося мяча;

6)  включение дополнительных заданий перед ловлей мяча и
после нее, вбирающих в себя различные прыжки на одной и двух
ногах; приседания; выполнения поворотов с мячом и без мяча
и т. д.;

7)  создания численного неравенства игроков, увеличения ко­личества мячей, уменьшение или увеличение игровой площади;

8)  выполнение ловли и передачи мяча в сочетании с различ­ными вариантами трехшажной техники.

                            Броски мяча в ворота.

Бросок мяча в ворота является завершающей стадией атаки, поэтому его можно считать одним из основных технических прие­мов игры. Каждый бросок в ворота соперника должен быть мощ­ным, неожиданным и точным.

Мощность броска достигается за счет быстрого разгона мяча, в результате которого происходит максимальное растяжение мышц руки и туловища. Кроме того, опережающее движение бедра пра­вой ноги, туловища и плеча, а затем замедление и последующее прекращение их движения обеспечивает дополнительное ускорение предплечью и кисти, что способствует увеличению мощности бро­ска.

Точность броска в ворота определяется рациональной техни­кой его выполнения, стабильностью и управляемостью движений, своевременным напряжением и расслаблением мышц, силой и подвижностью кисти, ее финальным усилием, а также траекторией полета мяча.

Неожиданность броска зависит от умения игрока выполнять броски с закрытых позиций, из неудобного положения по отноше­нию к воротам, быстроты выполнения подготовительных движе­ний, от способности предвидеть ситуацию и предвосхищать дейст­вия защитника и вратаря, умения выполнять броски из нестандартных положений.

Поскольку бросок мяча по воротам является одним из основ­ных приемов игры, следует различать бросок согнутой рукой свер­ху, сбоку, снизу (условия выполнения с места — опорный, в дви­жении — с ходу, в прыжке, в падении, с отскоком от площадки, с вращением мяча); бросок мяча прямой рукой сверху, сбоку, снизу (условия выполнения с места, в прыжке); комбинированные бро­ски с закрытых позиций.

В дальнейшем при описании техники и методики обучения броскам термин «согнутая и прямая рука» мы будем опускать.

 

                                              Бросок согнутой рукой.

Бросок с места. Игрок располагается в полуоборота по направ­ит броска. Ноги согнуты, левая выставлена вперед, мяч удерживается| правой рукой, согнутой в локте, в положении замаха, на уровне головы. Центр тяжести смещен к правой ноге. Бросок начинается с опережающего движения бедра правой ноги и туловища вперед с одновременным отведением левого плеча и руки назад.

Затем начинает движение и рука с мячом, причем плечо и локоть обгоняет предплечье, затем рука выпрямляется и мяч резким захлестывающим движением кисти посылается вперед.

Бросок с места выполняется с близкого расстояния до ворот, а м- при семиметровом штрафном броске.

Бросок в движении выполняется при окончании ведения или ловле мяча после трех шагов. Игрок находится в положении правая нога впереди на опоре, мяч удерживается двумя или одной рукой. На первом  шаге, левой ногой, начинается разворот туловища левым боком вперед, с одновременным отведением правой руки назад.

На втором шаге, правой ногой, игрок полностью поворачивается левым боком в направлении броска, правая рука с мячом в положении замаха, взгляд направлен в сторону ворот. С шагом левой ногой, третий шаг, происходит быстрый разворот туловища и опережающее  движение плеча и предплечья в направлении броска.

Бросок завершается мощным движением кисти.

Мощность броска достигается за счет скорости движения игрока, наклона туловища вперед и акцентированного захлестывания кисти.

Бросок в движении используется при завершении атаки с различных позиций и расстояния до ворот. По мере овладения техникой броска целесообразно учить занимающихся выполнять его с одного, двух шагов, при одноименном положении рук и ног.

 

Бросок в прыжке выполняется после ловли мяча в движении или ведении мяча с последующим выполнением трех шагов. Чаще  |всего бросок применяется против блокирующего игрока, для сокращения расстояния до ворот, увеличения угла атаки ворот. Ведение и ловля мяча заканчивается игроком в положении. правая
ног впереди  на опоре, левая сзади. Первые два шага, левой и правой ногой , выполняются для ускорения перед толчком вверх левой ногой. При  этом направление шагов и их длина зависят от положения нападающего по отношению к защитнику и воротам. С по­становкой левой ноги вперед, для последующего отталкивания, и одновременным махом правой ногой, согнутой в колене вверх— вперед, и движением рук вверх, игрок выполняет толчок вверх. Во время взлета происходит отведение бросающей руки в положение замаха и разворот туловища левым боком вперед. При достижении высшей точки прыжка игрок принимает удобное положение для броска. При этом туловище развернуто левым боком вперед, рука с мячом в положении замаха, правая нога, согнутая в колене, отве­дена в сторону. Бросок начинается с опережающего разворота ту­ловища грудью в направлении броска. Затем происходит выпрям­ление маховой ноги вниз, а толчковая слегка выносится вперед с одновременным движением руки с мячом вперед и сгибанием ту­ловища. Бросок заканчивается мощным хлестообразным движени­ем кисти. Приземление происходит на толчковую ногу, с после­дующим приставлением маховой.

Информация о работе Методика начального обучения в гандболе