Методика начального обучения в гандболе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

Основными задачами при проведении занятий по гандболу яв­ляются: формирование специальных двигательных навыков и уме­ний, необходимых для овладения технико-тактическими приемами игры; всестороннее гармоническое и физическое развитие занимающихся; овладение методикой обучения основным технико-тактическим приемам игры.

Содержание

I. Основы методики обучения…………………………………………………………2
1.1. Принципы обучения……………………………………………………………...2
1.2. Методы обучения………………………………………………………………….3
1.3. Этапы обучения…………………………………………………………………...4
II. Техника игры в нападении…………………………………………………………4
11.1. Техника игры без мяча…………………………………………………………..10
11.2. Техника игры с мячом…………………………………………………………..10
III. Техника игры в защите…………………………………………………………...25
III.1. Стойки, передвижения игрока……………………………………………….25
Ш.2. Техника противодействия нападающему, вла­деющему мячом………….27
Ш.З. Техника игры вратаря…………………………………………………………....29
IV. Подводящие игры при обучении гандболу………………………………………..32
V. Правила игры в гандбол……………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Методика начального обучения в гандболе.doc

— 846.50 Кб (Скачать)

После овладения основными движениями эти упражнения вы­полняются в более быстром темпе, в сочетании с бегом.

5.  Занимающиеся располагаются в колонне по одному, на рас­стоянии 4—5 м от стены. Игрок с мячом выполняет бросок в сте­ну, второй игрок пытается перехватить мяч после отскока от стены.
Бросок выполняется на уровне плеча. После выполнения задания
игроки меняются ролями и встают в конец колонны.

6.  Выполняется, как и 5-е упражнение, но бросок осуществля­ется для перехвата мяча слева, справа, сверху.

7.  Занимающиеся располагаются так же, как и в 5-м упражне­нии. Направляющий игрок без мяча, у всех остальных мячи. Иг­рок, стоящий вторым, бросает мяч в стену, выполняет рывок впе­ред   и   старается   овладеть   мячом,   а   направляющий   игрок
препятствует ему.

Независимо от того, овладел игрок мячом или нет, он стано­вится направляющим, а первый игрок уходит в конец колонны.

8.              Занимающиеся располагаются во встречных колоннах, на
расстоянии 5—6 м. Направляющие игроки передают между собой
мяч. Игроки, стоящие вторыми, выбегая вперед, стараются пере­
хватить мяч. Если мяч перехвачен, направляющие уходят в конец
колонны, а если нет, то уходят игроки, пытавшиеся перехватить
мяч.

9. Выполняется, как и 8-е упражнение, но игроки, выполняющие передачу мяча, перемещаются вперед, влево, вправо, затрудняя выход игрокам на перехват мяча.

При обучении перехвату мяча основное внимание необходимо уделять правильному выбору позиции перед началом движения; умению определять момент выхода на мяч и быстроте движения к нему. Защитник должен предугадывать возможное направление пе­редачи мяча, что позволит ему своевременно выйти па перехват. Движение игрока на перехват начинается с ног, с левой стороны первый шаг выполняется левой ногой, второй шаг правой по диа­гонали вправо, для того чтобы преградить прямой путь нападающе­го к мячу, затем движение туловища и рук навстречу мячу

Совершенствование техники перехвата мяча осуществляется за счет усложнения условий выполнения: 1) сокращения расстояния между игроками, выполняющими передачу мяча; 2) ta счел разно­образия способов передач и их выполнения; 3) за счет увеличения количества игроков, выполняющих передачи мяча, а по обуслов­ливает увеличение темпа передач; 4) за счет более активных дейст­вий игрока, выполняющего ловли мяча.

Снятие мяча во время броска по воротам является одним из сложнейших технических приемов игры в защите Прерывание броска в конце разгона мяча требует от игрока своевременного и точного выполнения. Защитник, располагаясь сбоку- впереди или сбоку—сзади от нападающего, со стороны бросающей руки, выно­сит руку к мячу и снимает его с руки нападающего. Снятие мяча может производиться в опорном положении и в прыжке.

Упражнения для обучения снятию мяча:

1.  Имитация движения снятия, на закрепленном мяче, с уточ­нением положения кисти и пальцев на мяче.

2.  Выполняется, как и 1-е упражнение, но мяч удерживается партнером в положении замаха.

3.  Выполняется, как и 2-е упражнение, но игрок с мячом вы­носит руку вперед, защитник, располагаясь сбоку—пади, выполня­ет снятие мяча.

4.  Выполняется, как и 3-е упражнение, но игрок с мячом пере­двигается шагом, бегом. Защитник «пристраивается» к нему и вы­брав момент (мяч находится в крайне заднем положении замаха)снимает мяч.

Снятие мяча при бросках мяча в прыжке и в падении. Обманные действия.

Обманные действия защитника, в основном, направлены про­тив игрока, владеющего мячом. Применяя их, защитник стремится к тому, чтобы получить определенное игровое преимущество. При выполнении финтов необходимо предвосхищать действия напа­дающего, что позволяет защитнику активно бороться с нападаю­щим и навязывать ему свою игру. Наиболее эффективными об­манными действиями защитника выступают: 1) ложная атака — направлена на прекращение действий игрока с мячом; 2) атака иг­рока, ведущего мяч, со стороны сильной руки с последующим на­правлением его в неудобную позицию; 3) атака игрока, ведущего мяч, направленная на ограничение игрового пространства; 4) освобождение зоны для прохода игрока с последующей активной атакой, направленной на отбор мяча.

III.3. ТЕХНИКА ИГРЫ  ВРАТАРЯ

В гандболе вратарь — последний игрок защиты, который мо­жет предотвратить завершение атаки ворот.

Техника игры вратаря включает в себя: стойки, перемещения, ловлю, гашение, отражение мячей руками и ногами, падения и броски за мячом, обманные движения.

Стойка вратаря определяется положением его рук, ног и туло­вища перед выполнением определенных действий при защите во­рот. В процессе игры стойка вратаря меняется в зависимости от местонахождения мяча. Различают два вида стоек: основная (при атаке из центральных зон нападения) и боковая (при атаке ворот с позиций крайних нападающих).

Основная стойка характеризуется определенным положением рук и ног. При этом выделяются: 1) среднее положение рук и ног; 2) высокое положение рук и ног; 3) низкое положение рук и ног.

Наиболее надежная стойка, обеспечивающая наибольшую ве­роятность успешных действий вратаря, — средняя. Исходное по­ложение — ноги согнуты, стопы параллельно на расстоянии 25— 35 см; руки согнуты в локтевых суставах, разведены вперед—в сто­рону.

Боковая стойка — это положение вратаря, при котором он на­ходится впереди стойки ворот, слегка касаясь ее, ближней к ата­кующему игроку. Исходное положение — ноги согнуты, стопы па­раллельно на расстоянии не более 10 см, вес тела перемещен на ногу, находящуюся ближе к стойке, другая нога свободна для дви­жения. Руки, с развернутыми в сторону мяча ладонями вверх, под­няты, что позволяет вратарю отражать мячи, направленные как в ближние, так и в дальние углы ворот.

Перемещение — целесообразное движение вратаря, вызванное игровой ситуацией, с целью выбора наиболее выгодной позиции для защиты ворот. Различают следующие перемещения вратаря: шагом, приставными шагами, переступанием; выпадами; прыжка­ми; с использованием бросков и падений (при отражении и ловле мячей).

Быстрота перемещения вратаря зависит от скорости полета мяча при переводе его с фланга на фланг и взаимодействия сопер­ников с помощью передачи. В связи с этим движение вратаря про­исходит не только кратчайшим путем, но и по дуге.

Перемещение обычными шагами вратарь использует при нача­ле организации нападения командой соперника, на дальних под­ступах к своим воротам.

Перемещение приставными шагами и выпадами вратарь ис­пользует при смене направления атаки с флага на фланг.

Бег применяется вратарем при выходах на игрока передней линии, для сокращения утла атаки, при бросках во воротам, а так­же при игре на перехватах мяча.

Методическая последовательность обучения стойкам и переме­щениям вратаря

1.  Перемещение в основной стойке (в различных ее вариантах)
шагом; бегом по дуге, в пределах площади ворот.

2.  Перемещение в основной стойке параллельно линии ворот и
с выходами к линии площади ворот.

3.  Сочетание перемещения: приставными шагами с выпадами
одной ногой вправо, влево.

4.  Перемещение бегом на 2—3 м от линии ворот с последую­щим акцентированным выпадом вправо, влево, вперед.

Упражнения для обучения стойкам и перемещениям:

 

1.  Принять определенную стойку, равномерно распределив вес тела на обе ноги, приподняться на носки, затем возвратиться в стойку.

2. При передвижении шагом, бегом по сигналу принять основ­ную стойку.

3.  Передвижение приставными шагами (из стойки ноги парал­лельно, одна впереди) поперек площадки, попеременно правым, левым боком, спиной вперед.

4.  Выполняется, как и 3-е упражнение, но смена положения
происходит по звуковому сигналу.

5.  Акцентированные перемещения вдоль линии ворот, с одно­ временным движением руками на отражение мяча. Один пристав­ной шаг -- выпад вправо, влево; два приставных шага — выпад вправо, влево; приставной шаг — двойной выпад вправо, влево.

6.  Выполняется, как и 5-е упражнение, но перемещение осу­ществляется лицом и спиной вперед.

7.  Выполняется, как и 6-е упражнение, но выпад осуществля­ется вправо, влево от избранного направления перемещения.

Для совершенствования техники перемещения целесообразно использовать комбинированные упражнения, включающие в себя прыжки, остановки, повороты.

При обучении перемещениям приставными шагами и выпада­ми следует обратить внимание на то, что их длина зависит от по­ложения вратаря по отношению к мячу, скорости и траектории его полета. В связи с этим отражение мячей, летящих в нижние углы ворот, вратарь выполняет в полу шпагате или шпагате. Выполнение этих приемов требует от вратаря достаточной подвижности в тазо­бедренном и коленном суставах. Учитывая это, при обучении не­обходимо использовать упражнения на растяжку мышц ног.

Ловля мячей на уровне груди является наиболее распростра­ненным способом овладения мячом. Вратарь вытягивает руки по направлению к мячу, при этом ладони развернуты, .большие паль­цы соприкасаются, остальные расставлены и направлены вверх. В момент касания руки сгибаются в локтевых суставах, мяч обхваты­вается пальцами и подтягивается к груди, туловище слегка откло­няется назад.

Ловля мячей сбоку. Вратарь одновременно выносит руки, одна над другой в направлении полета мяча. При этом ладони обраще­ны к мячу, большие пальцы соприкасаются, остальные направлены вправо, влево от мяча. В момент ловли основная нагрузка ложится на руку, расположенную снизу, рука, расположенная сверху, помо­гает обхватить мяч. При ловле мяча, летящего боку, вратарь одно­временно выполняет выпад ногой в сторону. Ловля мяча с полу отскока является одним из наиболее слож­ных приемов, требующих определенных координационных способ­ностей, выражающихся в согласованности разнонаправленных движений руками и ногами. Выполняя ловлю, вратарь делает выпад вперед и одновременно выносит руки вперед—вниз к месту предполагаемого отскока мяча. При этом ладони обращены книзу, пальцы широко расставлены. Мяч необходимо ловить в момент от­скока от площадки, как можно ближе к ней. В момент ловли кисти накрывают мяч, пальцы полностью обхватывают его сверху—сбоку.

Ловля высоко летящих мячей осуществляется как в опорном положении, так и в прыжке. При ловле мяча в опорном положении вратарь вытягивает руки вверх, при этом ладони с расставленными и направленными вверх пальцами обращены к мячу. Окончатель­ное положение рук впереди головы и при этом большие пальцы расположены на высоте полета мяча. В момент ловли туловище слегка отклоняется назад, руки сгибаются в локтях, смягчая ско­рость полета мяча.

Ловля мяча в прыжке выполняется так же, как и в опорном положении. Перед ловлей вратарь выполняет толчок одной или двумя ногами, для сближения с мячом, с одновременным выносом рук вверх.

Ловля низко летящих и катящихся мячей. Техника ловли таких мячей аналогична. Существует два варианта ловли: 1) вратарь рас­полагается в направлении полета мяча, в положении ноги вместе. В момент ловли он наклоняет туловище вперед и выносит руки к мячу; при этом ладони сведены, пальцы направлены книзу вперед, образуя как бы «воронку». Как только мяч «войдет» в эту «воронку» вратарь обхватывает его пальцами и, выпрямляясь, под­тягивает руки с мячом к груди; 2) вратарь выполняет шаг навстречу мячу и последовательно выполняет описанные выше действия.

Гашение мячей с дохватом. Чаще всего выполняется при отра­жении бросков со средних дистанций. Техника гашения в началь­ной стадии аналогична ловле мяча (до касания мяча пальцами). В момент ловли вратарь резким движением обеих кистей опускает мяч, а затем быстро подхватывает его в воздухе.

Гашение мячей с последующим их падением на площадку. Техника выполнения аналогична описанной выше, но мяч после отскока от поверхности площадки быстро подхватывается врата­рем. Отражение мячей — действие вратаря, направленное на пре­граждение полета мяча, руками и ногами, с дальнейшим их на­правлением за пределы игрового поля.

Отражение руками. Мяч, направленный вправо или влево от вратаря, может быть отражен как одной, так и двумя руками. При отражении мяча одной рукой вратарь кратчайшим путем выносит руку, с обращенной к мячу ладонью и расставленными пальцами, в направлении полета мяча. В момент касания мяча рука сгибается и резким движением снизу—вверх изменяет направление полета мя­ча. Мяч, летящий на высоте пояса, плеча или направленный во вратаря, отражается двумя руками. Вратарь выносит руки вперед, причем одна из них гасит скорость полета мяча, другая направляет его в сторону от ворот. Для того чтобы мяч не пролетел между ру­ками, кисти должны быть расположены за ним.

Отражение ногами применяется вратарем против бросков мяча в нижнюю часть ворот. Отражение таких мячей происходит в соче­тании с перемещениями вратаря, в направлении его полета, выпа­дами, приставными шагами и выносом к мячу ближайшей ноги. Одновременно с ногой в этом направлении движется и рука, кото­рая в момент отражения находится сзади ноги. Мяч отражается внутренней частью стопы, рука перекрывает полет мяча на случай, если его не удастся отразить ногой.

Отражение в падении и в броске требует от вратаря соблюде­ния последовательности выполнения определенных действий, включающих в себя: 1) перемещение — толчок; 2) падение — бросок — отражение мяча; 3) приземление — принятие стойки для продолжения защитных действий. Перемещаясь в направлении мя­ча, вратарь выполняет толчок, падение к мячу, отражая его рукой. Направление толчка и последующее падение должно быть стеля­щимся.

Методическая последовательность, подводящие и специальные упражнения для обучения вратаря ловле, гашению и отражению мяча руками аналогичны обучению полевого игрока (см. обучение ловле и передаче мяча).

Однако требования к вратарю при выполнении этих приемов значительно выше. Технически неправильное их выполнение мо­жет привести к взятию ворот. Поэтому вратарю необходимо пом­нить, что 1) в момент ловли мяча руки выставляются навстречу ему с последующим их сгибанием для снижения скорости полета мяча (в локтевых суставах); 2) при ловле мяча большие пальцы должны находиться сзади мяча (чтобы мяч не пролетел между ладонями);

3)  ловля   мяча   осуществляется   не   напряженными   пальцами (напряженные пальцы способствуют более далекому отскоку мяча);

Информация о работе Методика начального обучения в гандболе