Внутренние долги России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 09:46, реферат

Описание работы

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в российской валюте, за три месяца текущего года вырос на 3,3% - до 3,66 трлн руб. (по состоянию на 1 апреля 2012г.), говорится в материалах Министерства финансов. При этом на начало года внутренний госдолг составлял 3,54 трлн руб.
Самая объемная внутренняя задолженность относится к облигациям федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), которая выросла на 7,2% за три месяца - до 1,95 трлн руб. Долг по облигациям федерального займа с амортизацией дохода (ОФЗ-АД), напротив, снизился на 1,5% - до 1,06 трлн руб. Внутренние задолженности по прочим статьям составили около 500 млрд руб.

Работа содержит 1 файл

Внутренние долги России за три месяца выросли на 115 млрд руб.docx

— 26.00 Кб (Скачать)

Внутренние долги  России за три месяца выросли на 115 млрд руб.

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, номинальная стоимость которых  указана в российской валюте, за три месяца текущего года вырос на 3,3% - до 3,66 трлн руб. (по состоянию на 1 апреля 2012г.), говорится в материалах Министерства финансов. При этом на начало года внутренний госдолг составлял 3,54 трлн руб.

Самая объемная внутренняя задолженность относится к облигациям федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), которая выросла  на 7,2% за три месяца - до 1,95 трлн руб. Долг по облигациям федерального займа с амортизацией дохода (ОФЗ-АД), напротив, снизился на 1,5% - до 1,06 трлн руб. Внутренние задолженности по прочим статьям составили около 500 млрд руб.

В течение трех последних  лет внутренний долг России показывает устойчивый рост: значения внутренних обязательств власти выросли практически  в три раза и составили 4,19 трлн руб. Такие данные приводятся Минфином России. На начало 2011г. этот показатель составлял 2,94 трлн руб.

Таким образом, внутренний госдолг  вырос за год на 1,25 трлн руб., или на 42,5%. В 2009г. он равнялся скромным 1,5 трлн руб., но подрос на 40%, в 2010г. - еще на 40%, а в прошлом году - чуть более чем на 40%. Из указанных 4,19 трлн руб. задолженность власти в госбумагах составляет 3,55 трлн руб., объем госгарантий равняется 0,64 трлн руб.

Между тем у руководства  страны эта динамика не вызывает опасений. В январе 2012г. премьер-министр Владимир Путин заявил, что общий госдолг  России по состоянию на конец 2011г. составлял 10,4% от ВВП, причем 7,9% приходится именно на займы внутри страны, 2,5% - на внешние.

Закон о федеральном бюджете  на 2012-2014гг. предполагает дальнейший рост внутреннего госдолга: на конец 2012г. он должен увеличиться до 6,33 трлн руб., в следующем году - до 7,87 трлн руб., а в 2014г. - и вовсе до 9,22 трлн руб. Таким образом, госдолг России вырастет до 15,5% от ВВП.

Напомним, накануне Минфином были опубликованы данные по состоянию  внешнего государственного долга России. Задолженность за I квартал текущего года по состоянию на 1 апреля 2012г. выросла  на 3,7% - до 565,2 млрд долл.

 

 

Государственный внешний долг РФ на 1 июля 2012г. составил 41 млрд 553,4 млн долл. (или 32 млрд 999,9 млн евро), что на 16,1% больше, чем на начало 2012г., говорится в материалах Министерства финансов (Минфин) РФ.

Самая объемная задолженность приходится на еврооблигации РФ, которая на 1 июля 2012г. составила 35,5 млрд долл., что на 21,8% больше, чем на начало года. Отметим, что в марте 2012г. Россия разместила три выпуска суверенных еврооблигаций на общую сумму 7 млрд долл.: 5-летний и 10-летний выпуски - на 2 млрд долл. каждый, а также 30-летний - на 3 млрд долл. Ставка купона по 5-летним еврооблигациям составила 3,25% годовых, по 10-летним еврооблигациям - 4,5%, по 30-летним еврооблигациям - 5,625%. Дата погашения 5-летних евробондов - 4 апреля 2017г., 10-летних - 4 апреля 2022г., 30-летних - 4 апреля 2042г.

Между тем задолженность перед  международными финансовыми организациями  за январь-июнь 2012г. уменьшилась на 12% - до 2,2 млрд долл. Задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте составила 1,01 млрд долл., увеличившись на 0,37% с начала 2012г.

Долги перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшиеся предметом реструктуризации, за отчетный период снизились на 21,9% - до 428,8 млн долл. Задолженность перед официальными кредиторами, не являющимися членами Парижского клуба, на 1 июля составила 1,2 млрд долл., что на 11,5% меньше, чем в начале текущего года.

Коммерческая задолженность бывшего  СССР составила 55,4 млн долл., что на 0,7% меньше, чем на начало года. Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами - участницами Совета экономической взаимопомощи за отчетный период снизилась на 1,2% и на начало июля составила 988,5 млн долл.

Ранее сегодня Минфин опубликовал  прогнозы по росту государственного долга РФ до 2015г. Так, совокупный объем  госдолга к концу 2013г. достигнет 13,7% от ВВП против 11,8% на конец 2012г., к концу 2014г. - 14,7% ВВП, к концу 2015г. - 14,4% ВВП. В абсолютном выражении к 2014г. госдолг составит 9 трлн 040,5 млрд руб., к 2015г. - 10 трлн 779,7 млрд руб., к 2016г. - 11 трлн 730,7 млрд руб. При этом к концу 2015г. доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга практически достигнет 80% при соответствующем снижении доли внешнего долга, прогнозируют в ведомстве.

Читать полностью:http://top.rbc.ru/economics/18/07/2012/660556.shtml

 

Основные  способы погашения государственного долга

Для того чтобы последствия роста  внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство  должно предпринимать определенные меры по управлению долгом. Это могут  быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестрование бюджета. Если государство  финансирует дефицит бюджета  путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный  внутренний долг и процентные выплаты  по нему. Более того, высокие темпы  инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам  даже отрицательными. Однако такой  ход событий может привести к  гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует  учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных  бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также  ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при  изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.

Введение  специальных налогов или повышение  налоговых ставок позволит в краткосрочном  периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный  долг. В долгосрочном временном интервале  это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения  и, следовательно, к уменьшению налоговых  поступлений в казну. В некоторых  случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестрования. Секвестрование -- пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестрованию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестрование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). Например, в США все федеральные расходы делятся на две части -- прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособие по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным -- расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США. По данным статьям Конгрессом устанавливается ежегодно лимит расходов. Если фактические расходы начинали превышать лимиты, то в действие вступал механизм секвестрования, что позволяло уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг.

В структуре погашения долга относительно ровная кривая складывается после 2024 года (приложение 1). Часть, относящаяся к 2020-2030 гг., - это портфель Центрального банка, который переоформили в ОФЗ. В условиях такого исполнения бюджета  годовое погашение значительно  меньше месячного поступления дохода в федеральный бюджет. Это позволяет  говорить практически об отсутствии кредитных рисков.

2010-2014 года-года пиковых платежей по  внутреннему государственному долгу,  в результате экономического  кризиса пришлось пересмотреть  стратегию управления государственным  долгом. 20 ноября 2009 года был принят  Государственной Думой, одобренный 25 ноября 2009 года Советом Федерации  федеральный закон «О федеральном  бюджете на 2010 год и на плановый  период 2011 и 2012 годов». Вследствие  кризиса Минфин был вынужден  отступить от выбранной ранее  стратегии: государственный долг  Российской Федерации и совокупный  государственный долг должен  уменьшаться по отношению к  ВВП, при этом доля государственного  внутреннего долга должна расти.  В результате чего Минфин планирует  выход на рынок внешних заимствований,  что приведёт к увеличению  внешнего долга к 2013 в 2,77 раза (приложение 2).

 

Современные методы управления государственным  долгом

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению  условий уже выпущенных займов, определение  условий и выпуску новых государственных  ценных бумаг.

Хотя  и существует график выплат госдолга, но управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями - величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента (стоимости обслуживания за вычетом инфляционной составляющей) и темпа экономического роста. В настоящее время основными принципами государственной политики РФ в области внутренних заимствований являются следующие:

1. Замещение государственного внешнего  долга РФ внутренними заимствованиями,  т.е. увеличение размеров государственного  внутреннего долга в ближайшие  годы будет обусловлено использованием  его на погашение внешнего  долга.

2. Удлинение сроков заимствования.  В настоящее время в структуре  госдолга РФ нет краткосрочных  (до 1 года) заимствований, в нём  преобладают ценные бумаги, носящих  средне- и долгосрочный характер. Для решения этой задачи доходность краткосрочных ценных бумаг сокращалась до 6,5% годовых, а среднесрочных и долгосрочных повышаться -- до 8,5 -- 10,5%.

3. Повышение уровня рыночной ликвидности  и расширение круга активных  инвесторов. Для этого совместно  Минфином РФ и Банком России  подготовлена Программа введения  института первичных дилеров  и эталонных выпусков на рынке  ГКО-ОФЗ. В частности, в настоящее  время предусматривается, что  одним из активных инвесторов  на рынке государственных ценных  бумаг должен стать Пенсионный  фонд РФ. С этой целью в 2004 г. было принято решение осуществить  первое размещение нового вида  государственных ценных бумаг -- государственных сберегательных облигаций -- ГСО. Часть этих бумаг будет использоваться для инвестирования средств пенсионных накоплений.

Государственный внутренний долг является важным инструментом перераспределения доходов в  обществе и мобилизации временно свободных средств граждан и хозяйствующих субъектов. С его помощью государство может регулировать многие экономические процессы, включая уровень ссудного процента, степень инвестиционной активности и др. [10].

Нельзя  недооценивать негативные последствия  внутреннего долга, потому что при  определенных условиях он может стать  серьезной проблемой для экономики  страны. Рассмотрим некоторые из самых  ярких проблем. Рост внутреннего  долга опасен для страны с низким уровнем доходов, но следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала. Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к совращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов. Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению государственным долгом.

2.4 Основные направления совершенствования управления государственным долгом

В нынешних условиях существует необходимость  законодательного реформирования системы  управления госдолгом Российской Федерации  и первоочередного проведения необходимых  мероприятий, к которым можно  отнести:

· разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный  кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;

· разработку и принятие федерального закона о государственном долге  Российской Федерации;

· создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;

· разработку и утверждение единого  порядка ведения Государственной  долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и  муниципальной долговой книги;

Информация о работе Внутренние долги России