Совершенствования учета дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:21, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – обобщить практические аспекты учета и анализа дебиторской и кредиторской задолженности, а также разработать рекомендации по совершенствованию системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть экономическую сущность дебиторской и кредиторской задолженности организации.
Изучить основные законодательно-нормативные акты ее регулирования в Российском законодательстве.
Выявить влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовые результаты коммерческой организации с точки зрения влияния на налогооблагаемую базу.
Проанализировать порядок ее формирования и отражения в учете.
Проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии.
По результатам анализа предложить мероприятия по оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………..……………………………………………………….……6
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ДЕБЕТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ……………………………………….…9
Учет дебиторской задолженности………………………………….…………9
Учет кредиторской задолженности……………………………………….….28
Показатели анализа дебиторской и кредиторской задолженности…………34
2 УЧЕТ И АНАЛИЗ ДЕБЕТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕНОСТИ
НА ПРИМЕРЕ НОУ ВПО МОСКОВСКОЙ АКАДЕМИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ (ФИЛИАЛ)
Г.БАРНАУЛА….…………………..…………………………..……………….…...45
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика
НОУ ВПО Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы (филиал) г.Барнаула………………………………………………….…..45
2.2 Учет дебиторской и кредиторской задолженности......................................…….……………………………….….….50
2.3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности……………......………………………………………………...….68
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ДЕБЕТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.……………………………………...…..75
3.1 Направления совершенствования учета дебиторской и кредиторской задолженности …………………………..….………….……………......................75
3.2 Рекомендации по улучшению организации учета дебиторской и кредиторской задолженности ……………………………..……………………....79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..……………………………..88

Работа содержит 1 файл

Диплом - копия.doc

— 582.00 Кб (Скачать)

    Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. К счету открыты субсчета:

     - 60-1 «Расчеты с поставщиками по  приобретенным материальным ценностям» смотреть рисунок 2.1

Дебет 60-1 Кредит
  Сальдо: Задолженность поставщику по полученным ТМЦ
Погашение задолженности путем перечисления денежных сумм в кассу или на счет организации Д 60-1

К 50, 51

Возникновение кредиторской задолженности, путем  получения ТМЦ Д 10, 08, 41

К 60-1

    Рисунок 2.1- Схема счета № 60-1

    - 60-2 «Авансы выданные», см. рисунок. 2.2.

Дебет 60-2 Кредит
Сальдо: Авансы, выданные поставщику/подрядчику в счет будущих поставок  
Возникновение дебиторской задолженности в  результате перечисления аванса из кассы  или с расчетного счета Д 60-2 К 50,51 
 
 
Погашение дебиторской  задолженности:

поставкой ТМЦ и зачетом аванса выданного

Д 60-1 К 60-2
 
 
возвратом выданного  аванса Д 50,51 К 60-2

    Рисунок 2.2- Схема счета № 60-2

    Обязательства по расчетам с поставщиками отражаются организацией:

    1. При поступлении товарно-материальных ценностей непосредственно на склад организации или приемке оказаны услуг и выполненных работ в соответствии с документацией поставщика;

    2. При поступлении товаров и  оприходовании их без сопроводительных  документов;

    Неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов (форма № М-7) как поставки, имеющие количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика. Акт о приемке материалов составляется приемной комиссией в двух экземплярах с пометкой в каждом «Неотфактурованные поставки». Оприходование полученных таким образом ценностей производится на основании первого экземпляра указанного акта, второй экземпляр направляется поставщику. После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам, когда уже сделаны записи в учетных регистрах и ТМЦ оприходованы, их учетная цена регулируется с учетом поступивших расчетных документов.

    3. При оплате расчетных документов  поставщика за товар, который  до конца месяца не поступил в организацию и находится в пути.

     При невыполнении договора поставки неиспользованные средства авансов возвращаются поставщиком  на расчетный счет НОУ ВПО Московской академии предпринимательства   при Правительстве Москвы В платежном поручении указывается основание - номер и дата платежного поручения, по которому зафиксировано получение аванса, номер и дата договора. Возврат поставщиком неиспользованной суммы авансов оформляется бухгалтерской записью:

     Дебет 51 «Расчетный счет», Кредит 60 «Авансы выданные».

    При возникновении недостач от потери и  порчи материальных ценностей в  пределах установленных договором  величин составляется проводка:

    Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

    Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в условия компьютеризованной обработки  осуществляется параллельно с аналитическим  в ведомостях, которые в дальнейшем используются для составления оборотных  ведомостей по счетам, на основе которых  производятся записи в главную книгу.

    Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

     Расчеты с покупателями и заказчиками учитываются на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», к нему  открыты субсчета:

     1) 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками по выполненным работам или по отгруженной продукции», дебет данного счета отражает дебиторскую задолженность, см. рисунок 2.2,

Дебет 62-1 Кредит
Сальдо: Задолженность покупателя за  отгруженную  продукцию или выполненные работы  
Возникновение дебиторской задолженности при реализации предоставлении товарного кредита Д 62-1 К 90-1 
 
 
Погашение дебиторской  задолженности:

денежными средствами, путем

 
 
 
внесения в  кассу или на расчетный счет организации Д 50 К 62-1

Д 51 К 62-1

    взаимозачетом, погашением встречными обязательствами Д 10 К 60

Д 20, 23, 26, 26, 44

К 76-5

Д 60, 76-5 К 62-1

Рисунок 2.2 – Схема счета № 62-1

    За  момент реализации продукции принимается  момент ее отгрузки,  дебиторская  задолженность, отражается по цене реализации продукции.

     При отгрузке продукции, предприятие предъявляет следующие документы покупателю или заказчику:

  • счет на оплату продукции;
  • товарная накладная формы ТОРГ-12;
  • счет-фактура выданный.

     На  счетах бухгалтерского учета формируются  следующие бухгалтерские записи:

     Дебет 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

       Кредит 90-1 «Продажи».

     Поскольку отгруженная продукция считается  реализованной, то с ее стоимости  начисляется НДС:

     Дебет 90-3 «НДС»,

     Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»  субсчет «НДС».

     2) 62-2 «Расчеты с покупателями и заказчиками по авансам полученным», кредит данного счета отражает кредиторскую задолженность, смотреть. рисунок.2.3.

Дебет 62-2 Кредит
  Сальдо: Задолженность покупателю/ заказчику  по полученной предоплате/ авансу
Погашение задолженности, путем внесения денежных средств в кассу или на расчетный счет организации Д 62-2 К 90-1 Аванс, полученный от покупателя в счет будущей поставки на расчетный счет или в кассу  предприятия  Д 50 К 62-2

Д 51 К 62-2

 

     Рисунок 2.3 – Схема счета № 62-2 

    При получении предоплаты от покупателя, в течение 5 дней бухгалтер выписывает счет-фактуру на аванс, применяя при этом расчетную ставку НДС – 18/118. При зачете сумм ранее полученных авансов, при предъявлении покупателям счетов за переданные изделия делается проводка:

    Дебет 62-2 «Авансы полученные»

    Кредит 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

    Аналитический учет ведется в  хронологическом порядке по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами -  по каждому покупателю или заказчику.

       Синтетический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» совмещается с  аналитическим учетом. Выходные данные ведомости об оборотах и остатках по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» используются при  составлении сводной ведомости по счетам синтетического учета, необходимой для составления баланса общества и других форм отчетности.

Таблица 2.1- Схема корреспонденции счетов по учету товарных операций 

Дата Операция Дебет Кредит Сумма
26.10.08 Получен аванс  от покупателя 62-2 51 202 000-00
26.10.08 Начислен НДС  с полученного аванса 76-АВ 68-2 30 813-55
01.11.08 Перечислен  аванс поставщику за ТМЦ 60-2 51 168 000-00
05.11.08 Оприходованы  ТМЦ от поставщика 41 60-1 142 372-89
05.11.08 Зачтен НДС  к возмещению 19 60-1 25 627-11
05.11.08 Зачтен выданный аванс 60-1 60-2 168 000-00
06.11.08 Отгружены ТМЦ  покупателю 62-1 90-1 202 000-00
06.11.08 Начислен НДС  с реализации 90-3 68-2 30 813-55
06.11.08 Списана себестоимость  реализованных ТМЦ 90-2 41 142 372-89
06.11.08 Зачтен аванс покупателя 62-1 62-2 202 000-00
06.11.08 Восстановлен  НДС с аванса полученного 68-2 76-АВ 30 813-55
 

     В расчетах с дебиторами и кредиторами  по товарным операциям в НОУ ВПО Московской академии предпринимательства   при Правительстве Москвы применяется как наличная, так и безналичная форма расчетов. Согласно Указаниям ЦБР от 20 июня 2007 г. №1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" расчеты наличными производятся в пределах 100 000 рублей по одной сделке. В безналичном порядке расчеты проводятся только через расчетный счет, открытый в ОАО «ВТБ-24». Его применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.

     Товарные  операции осуществляют с использованием следующих форм безналичных расчетов:

  • платежными поручениями;
  • зачет взаимных платежей.

     Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег. В нем обязательно указывают назначение подлежащих перечислению сумм.

     Взаимозачетные  операции проводятся в соответствии со статьей 410 ГК РФ2. При проведении операций, связанных с прекращением обязательств путем зачета требований, должны быть соблюдены три условия:

  • наличие встречных задолженностей, признанных и неоспариваемых сторонами;
  • однородность взаимных требований сторон;
  • взаимозачетная операция проводиться только по обязательствам, срок исполнения которых наступил.

     Взаимозачетная  операция является односторонней сделкой  и может быть совершена одной  из сторон с уведомлением другой стороны  при отсутствии разногласий по проведению взаимозачета. Однако НОУ ВПО Московской академии предпринимательства   при Правительстве Москвы составляет двусторонний акт (соглашение) о зачете взаимных требований, который соответствовует условиям, установленным в статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Таблица 2.2- Журнал хозяйственных операций по учету взаимозачетных операций

Операция Дебет Кредит Сумма
Отражена  реализация товаров 62-1 90-1 100000,00
Отражен НДС по реализованным товарам 90-3 68 15254,24
Списаны реализованные товары по учетной стоимости 90-2 41 70000,00
Отражены  поступившие товары 41 60-1 50000,00
На  сумму НДС 19 60-1 9000,00
Зачет взаимных требований согласно акту 60-1 62-1 50000,00
Предъявлен  к вычету из бюджета НДС по товарам, согласно акту 68 19 9000,00

Информация о работе Совершенствования учета дебиторской и кредиторской задолженности предприятия