Понятие и виды административных наказаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 00:55, контрольная работа

Описание работы

Административная ответственность — особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).

Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.

Названные родовые признаки ответственности конкретизируются правовыми нормами применительно к ее разновидности — ответственности административной.

Последнюю характеризуют такие признаки:

1) она урегулирована нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РФ;

2) основанием ее применения является административное правонарушение;

3) она состоит в применении к виновным административных наказаний;

4) к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также юридические лица;

5) она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами);

Содержание

Понятие административной ответственности.



Цели административного наказания.



Виды административных наказаний.



Назначение административного наказания.



Список использованной литератур

Работа содержит 1 файл

Административное право контрольная по теме Понятие и виды административных наказаний.docx

— 60.25 Кб (Скачать)

   Судья, орган, должностное лицо, назначающие  административное наказание, в зависимости  от характера совершенного административного  правонарушения могут не признать это  обстоятельство отягчающим.

   Данные  отягчающие обстоятельства, перечисленные  в КоАП РФ, являются исчерпывающими, никакие другие факторы нельзя трактовать в качестве таковых. Учет отягчающих обстоятельств позволяет усилить административную ответственность в пределах санкции статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, применить дополнительное наказание.

   Перечисленные обстоятельства, не могут учитываться  как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение правонарушения.

   Важный  принцип административной ответственности, базирующийся на принципе, присущем юридической ответственности в целом, — недопустимость удвоения административной ответственности. Согласно ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

     За  одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из установленных в Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Назначение двух основных административных наказаний неправомерно, поскольку в этом случае ответственность удваивается. Назначение двух дополнительных наказаний без основного также неправомерно.

     При совершении лицом двух и более  административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

     Для уяснения правил "назначения административного  наказания при совершении нескольких административных правонарушений важно  разобраться в том, что такое  множественность проступков.

     Под множественностью понимается ситуация, при которой каждое совершенное лицом деяние образует состав правонарушения и квалифицируется по самостоятельной статье КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях. При этом имеются в виду правонарушения, за которые лицо не подвергалось административному наказанию и сроки давности привлечения к административной ответственности по которым не истекли.

     Множественность административных правонарушений имеет две формы: совокупность и повторность.

     Под совокупностью понимается совершение одним лицом нескольких правонарушений до привлечения к ответственности. При совершении лицом двух и более административных правонарушений наказание назначается за каждое из них. Таким образом, в отличие от уголовного административное законодательство не предусматривает возможности сложения наказаний.

     Исключение  составляют случаи, когда лицо совершило  несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются  одним и тем же органом, должностным лицом. При этом, согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, наказание назначается в пределах только одной санкции.

     В ранее действовавшем КоАП РСФСР  содержалась специальная оговорка о том, что в подобной ситуации к основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений. Сейчас такая возможность отсутствует.

     Иную  роль при назначении административного  наказания играет повторность.

     Под повторностъю понимается совершение нового административного правонарушения после привлечения лица к ответственности за предыдущее.

     При назначении административного наказания  повторность может служить отягчающим обстоятельством или квалифицирующим  признаком.

     Примером  второго случая является приведенная  выше норма, в соответствии с которой  нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет его дисквалификацию (ч. 2 ст. 5.27). В случае первого подобного нарушения в соответствии с ч. 1 этой же статьи максимально возможное наказание составляет штраф в размере 50 МРОТ.

     Таким образом, за совершение правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному  наказанию за аналогичный проступок, предусмотрена повышенная административная ответственность.

   Законодательство  об административных правонарушениях предусматривает давность привлечения к административной ответственности.

     Согласно  ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

     Говоря  о сроках давности привлечения к  административной ответственности, следует иметь в виду, что здесь под месяцем и годом понимается соответственно календарный месяц и календарный год. Началом давностного. срока является день, в который было совершено административное правонарушение. Давностный срок истекает в 24 часа последних суток установленного срока.

     При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться  со дня обнаружения административного  правонарушения. Примерами подобных длящихся правонарушений являются: нарушение сроков возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15), незаконная деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей (ст. 18.13), нарушение сроков регистрации или перерегистрации оружия или сроков постановки его на учет (ст. 20.11), неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5) и др.

     За  административные правонарушения, влекущие применение административного наказания  в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

     Применение  дисквалификации по истечении более  длительного времени, видимо, малоэффективно.

     В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях  лица признаков административного  правонарушения сроки для определения  давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться  со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

     В данном случае день принятия решения  — это дата вынесения прокурором, следователем или дознавателем в соответствии со ст. 148 УПК РФ постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или день вынесения следователем в соответствии со ст. 213 УПК РФ постановлении о прекращении уголовного дела, уголовного преследования.

     Согласно  ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право обратиться с ходатайством о рассмотрении дела по месту его жительства. В случае удовлетворения этого ходатайства срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

     Законодательство  об административных правонарушениях определяет срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

     В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Это своеобразный испытательный срок, который позволяет определить, достигнуты ли цели административного наказания.

     По  истечении одного года со дня окончания  исполнения постановления о назначении наказания лицо считается не подвергавшимся административной ответственности и при назначении нового административного наказания не может учитываться такое отягчающее обстоятельство, как повторность. Повторность не может рассматриваться в данном случае и в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.

   Административное  правонарушение может быть связано  с причинением потерпевшему физического, имущественного или морального вреда. В КоАП РФ наряду с термином «вред» используется в качестве его синонима понятие «ущерб», в частности в ст. 4.7.

     Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением  административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы:

 
  1. Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и  дополнениями).
  2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. – М., 2005. 800 с.
  3. Винокуров А. Реализация КоАП РФ // Законность. 2003. № 3. С. 25.
  4. Мицкевич Л.А. Законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях // Государство и право. 2005. № 1. С. 17.
  5. Овсянко Д.М. Административное право. – М.: Юристъ, 2000. 376 с.
  6. Россинский Б.В. Административная ответственность. – М.: Норма, 2004. 448 с.
  7. Сорокина Е. Административная ответственность юридических лиц // Законность. 2005. № 1. С. 45.
  8. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. – М., 2002. 711 с.
 
  1. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право РФ.2-е. издание. Москва, 2006.

Информация о работе Понятие и виды административных наказаний