Кризис в психологии 20 века

Дата добавления: 22 Декабря 2011 в 19:27
Автор: a*******@mail.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (32.84 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Кризи в психологии 20 века Саевский.docx

  —  35.15 Кб
  1. Причины кризиса.

     Чем успешнее шла в психологии эмпирическая работа, резко расширявшая поле изучаемых  психологией явлений, тем очевиднее  становилась несостоятельность  ее версий о сознании как замкнутом  мире субъекта, зримом ему одному благодаря  натренированной интроспекции под  контролем инструкции экспериментатора. Крупные успехи новой биологии радикально меняли воззрения на все жизненные  функции организма, в том числе  психические.

     Восприятие  и память, навыки и мышление, установка  и чувства трактовались теперь как  своего рода "инструменты", позволяющие  организму эффективно "орудовать" в жизненных ситуациях. Рушилось представление о сознании как  особом замкнутом мире, изолированном  острове духа. Вместе с тем новая  биология направляла на изучение психики  с точки зрения ее развития. Тем  самым радикально расширялась зона познания объектов, недоступных для  интроспективного анализа (поведение  животных, детей, психически больных). Крах исходных представлений о предмете и методах психологии становился все более очевидным.

     Глубокие  преобразования испытывал категориальный аппарат психологии. Напомним об его  основных блоках: психический образ, психическое действие, психическое  отношение, мотив, личность. На заре научной  психологии, как мы помним, исходным элементом психики считались  показания органов чувств — ощущения. Теперь же взгляд на сознание как устройство из атомов — ощущений — потерял  научный кредит.

     Было  доказано, что психические образы – это целостности, которые лишь искусственным путем можно расщепить  на элементы. Эти целостности были обозначены немецким термином "гештальт" (форма, структура) и под этим названием вошли в научный глоссарий психологии. Направление же, придавшее гештальту значение главной "единицы" сознания, утвердилось под именем гештальт-психологии.

     Что касается психического действия, то и  его категориальный статус изменился. В прежний период оно относилось к разряду внутренних, духовных актов субъекта. Однако успехи в применении объективного метода к изучению отношений между организмом и средой доказали, что область психики включает также внешнее телесное действие. Появилась мощная научная школа, возведшая его в предмет психологии. Соответственно направление, избравшее этот путь, исходя из английского слова "бихейвиор" (поведение), выступило под стягом бихевиоризма.

     Еще одна сфера, открывшаяся психологии, придала сознанию взамен первичного вторичное значение. Определяющей для психической жизни была признана сфера бессознательных влечений (мотивов), которые движут поведением и определяют своеобразие сложной динамики и структуры личности. Появилась приобретшая всесветную славу школа, лидером которой был признан З.Фрейд, а направление в целом (со множеством ответвлений) названо психоанализом.

     Французские исследователи сосредоточились  на анализе психических отношений  между людьми. В работах ряда немецких психологов центральной выступила  тема включенности личности в систему  ценностей культуры. Особую новаторскую  роль в истории мировой психологической  мысли сыграло учение о поведении  в его особом, возникшем на почве  русской культуры варианте.

  1. Основные течения.

Вследствие  кризиса появились такие течения:

1. Структурализм.

     Рассмотрим, прежде всего, так называемую структурную  школу — прямую наследницу направления, лидером которого являлся В. Вундт. Ее представители называли себя структуралистами, так как считали главной задачей  психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры  предполагает элементы и их связь, поэтому  усилия школы были направлены на поиск  исходных ингредиентов психики (отождествленной  с сознанием) и способов их структурирования. Это была вундтовская идея, отразившая влияние механистического естествознания.

     С крахом программы Вундта наступил и  закат его школы. Опустел питомник, где некогда осваивали экспериментальные  методы Кеттелл и Бехтерев, Анри и Спирмен, Крепелин и Мюнстерберг. Многие из учеников, утратив веру в идеи Вундта, разочаровались и в его таланте.

2. Вюрцбургская школа

     В начале XX века в различных университетах  мира действовали десятки лабораторий  экспериментальной психологии. Только в Соединенных Штатах их было свыше  сорока. Их тематика была различна: анализ ощущений, психофизика, психометрия, ассоциативный  эксперимент. Работа велась с большим  рвением, но существенно новые факты и идеи не рождались.

     В.Джемс  обращал внимание на то, что результаты огромного количества опытов не соответствуют  вложенным усилиям. Но вот на этом однообразном фоне сверкнуло несколько  публикаций в журнале "Архив общей  психологии", которые, как оказалось  впоследствии, повлияли на прогресс науки  не в меньшей степени, чем фолианты Вундта и Титченера. Публикации эти исходили от группы молодых экспериментаторов, стажировавшихся у профессора Освальда Кюльпе (1862-1915) в Вюрцбурге (Бавария). Профессор, уроженец Латвии (входившей в состав России), был мягкий, доброжелательный, общительный человек с широкими гуманитарными интересами. После обучения у Вундта он стал его ассистентом.

     Известность Кюльпе принес "Очерк психологии" (1883), где излагались идеи, близкие к вундтовским. Но вскоре и он, возглавив лабораторию в Вюрцбурге, выступил против своего учителя. Проведенные в этой лаборатории несколькими молодыми людьми опыты оказались для первого десятилетия XX века самым значительным событием в экспериментальном исследовании человеческой психики.

     В наборе экспериментальных схем вюрцбургской лаборатории поначалу как будто ничего примечательного не было. Определялись пороги чувствительности, измерялось время реакции, проводился ставший после Гальтона и Эббингауза широко распространенным ассоциативный эксперимент.

     Карл  Бюлер (1879-1963) работал в Вюрцбурге в 1907-1909 гг. Он внес в экспериментальную практику школы новую ориентацию, которая дала повод для наиболее острой критики со стороны Вундта. Методика заключалась в том, что перед испытуемым ставилась сложная проблема и он должен был, не используя хроноскопа, возможно более тщательно описать, что происходит в его сознании в процессе решения. В исторической литературе высказывается мнение, что "Бюлер, более чем кто-либо другой, сделал очевидным, что в опыте существуют данные, которые не являются сенсорными".

     Уже после отъезда Кюльпе из Вюрцбурга (сперва в Бонн, а затем в Мюнхен) процесс мышления изучал Отто Зельц (1881-1944?). Ему принадлежит заслуга экспериментального анализа зависимости этого процесса от структуры решаемой задачи. Зельц ввел понятие об "антиципаторной схеме", которое обогатило прежние данные о роли установки и задачи. Главные работы Зельца— "О законе упорядоченного движения мысли" (1913), "К психологии продуктивного мышления и ошибки" (1922), "Закон продуктивной и репродуктивной духовной деятельности" (1924). Зельц погиб в нацистском концентрационном лагере.

     Традиции  экспериментального изучения мышления, созданные вюрцбургской школой, были развиты другими исследователями, к ней не принадлежавшими.

3. Функционализм

     У истоков это направления, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял  австрийский психолог Франц Брентано.

       Ф. Брентано (1838-1917) начал свою деятельность в качестве католического священника, оставив ее из-за несогласия с догматом непогрешимости папы и перейдя в Венский университет, где стал профессором философии. Первый труд Брентано был посвящен психологии Аристотеля, а также ее интерпретации средневековыми католическими теологами, разработавшими понятие об интенции как особой направленности мысли. В незавершенной работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874) Брентано предложил новую программу разработки психологии как самостоятельной науки, противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта.

     Главной для новой психологии он считал проблему сознания. Чем отличается сознание от всех других явлений бытия? Только ответив на этот вопрос, можно определить область психологии. В то время  под влиянием Вундта господствовало мнение, что сознание состоит из ощущений, восприятий, представлений  как особых, сменяющих друг друга  процессов. С помощью эксперимента их можно выделить, подвергнуть анализу, найти те элементы или нити, из которых  сплетается эта особая "ткань" внутреннего субъекта. Такое воззрение, утверждал Брентано, совершенно ложно, ибо оно игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин "интенция". Она изначально присуща каждому психическому явлению и именно благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

     Интенция  — не просто активность. В ней  совместно с актом сознания всегда сосуществует какой-либо объект. Психология использует, в частности, слово "представление", понимая под ним восстановление в памяти отпечатков виденного или  слышанного. Согласно же Брентано следует говорить не о представлении, а о представливании, то есть о специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ. Это же относится и к другим психическим феноменам.

     К. Штумпф (1848-1936) был профессором кафедры философии в Праге, Галле и Мюнхене. С 1894 г. он работал в Берлинском университете, где организовал психологическую лабораторию. Под влиянием Брентано он считал предметом психологии исследование психологических функций, или актов (воспринимания, понимания, хотения), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в виде форм, ценностей, понятий и им подобных содержаний сознания).  Изучение феноменов Штумпф относил к особой предметной области – феноменологии, связывая её с философией, а не с психологией.

     Собственным предметом психологии Штумпф считал функции (или акты). Так исследованию подлежит не красный цвет объекта (который представляет собой, согласно Штумпфу, феномен, а не функцию сознания), а акт (или действие) субъекта, благодаря которому человек осознаёт этот цвет в его отличии от других. Среди функций Штумпф различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание. Эмоциональный оттенок могут приобрести и некоторые явления, которые были названы «чувственными ощущениями».

     В.Джеймс (1842-1910) занимался многими проблемами – от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания. Джеймсу принадлежит идея о «потоке сознания», т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными  психическими процессами. Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании. Джеймс подчёркивает не только непрерывность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется и, перефразируя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в точности ту же самую мысль дважды.

     Функциональная  психология рассматривала проблему действия под углом зрения его  биологически-адаптационного смысла, его направленности на решение жизненно важных для индивида проблемных ситуаций. Но в целом функционализм (как  в "чикагском" варианте, так и  в "колумбийском") оказался теоретически несостоятельным. Понятие "функция" в психологии (в отличие от физиологии, где оно имело прочное реальное основание) не было продуктивным. Оно  не являлось ни теоретически продуманным, ни экспериментально обоснованным и  справедливо отвергалось. Ведь под  функцией понимался исходящий от субъекта акт (восприятия, мышления и  др.), изначально направленный на цель или проблемную ситуацию. Детерминация психического акта, его отношение  к нервной системе, его способность  регулировать внешнее поведение  — все это оставалось загадочным.

     В атмосфере нараставшей слабости функционализма зарождается новое  психологическое течение. На смену  американскому функционализму приходит бихевиоризм.

4. Бихевиоризм

     Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о  психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. ( Отсюда и название от англ. behavior — поведение) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считалась процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.

Страницы:123следующая →
Описание работы
Восприятие и память, навыки и мышление, установка и чувства трактовались теперь как своего рода "инструменты", позволяющие организму эффективно "орудовать" в жизненных ситуациях. Рушилось представление о сознании как особом замкнутом мире, изолированном острове духа. Вместе с тем новая биология направляла на изучение психики с точки зрения ее развития. Тем самым радикально расширялась зона познания объектов, недоступных для интроспективного анализа (поведение животных, детей, психически больных). Крах исходных представлений о предмете и методах психологии становился все более очевидным.
Содержание
содержание отсутствует