Арабская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:42, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение арабской культуры в средние века

Задачами являются:

Рассмотреть ислам как мировую религию, оказавшую сильное влияние на страны Востока;
Изучить арабскую культуру, а именно как развивалась переводческая деятельность, наука, философия, литература, архитектура, искусство арабов;
Рассмотреть быт и нравы арабов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Арабский Восток – родина ислама

2. Арабская культура

2.1. Переводческая деятельность

2.2. Точные и естественные науки

2.3. Философия

2.4. Литература

2.5. Архитектура. Искусство

3. Быт и нравы арабов

ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

АЗИЯ.docx

— 65.40 Кб (Скачать)

       2.2. Точные и естественные науки 

       Главными центрами изучения чисто арабских наук, в первую очередь филологии, были относительно новые, основанные арабскими завоевателями города Куфа и Басра. Разумеется, традиционные арабские науки изучались также и в основанной Аббасидами столице империи — Багдаде.

       Существовавшая  к моменту арабского завоевания греческая медицинская школа в Александрии продолжала функционировать и при арабах, в начале VIII века она переехала в Антиохию, а позднее, в середине IX века — в Харран. В Джундишапуре еще в период сасанидского господства также возникла греко-сирийская медицинская школа.

       Важнейшим центром изучения и развития античной и эллинистической научной мысли был также город Харран в Месопотамии. В IX—X веках из числа образованных харранских сабиев выдвинулись многие ученые — математики, астрономы, философы и врачи.

       Обучение  наукам светского и религиозного характера было поставлено в Халифате очень широко. Первоначально преподавание богословия и фикха (мусульманского права) происходило непосредственно в стенах мечетей, а позднее в возникших в X веке специальных учебных заведениях — медресе. Преподавание обычно сводилось к диктовке ученым-богословом уже написанной им книги. Светские науки иногда также изучались в стенах мечетей, но чаще прославленные учителя работали со своими учениками у себя дома.

       В отличие от средневековой европейской  университетской системы с иерархией  в корпорации ученых, преподаватели  мусульманских учебных заведений не знали корпоративной ответственности. Прослушав курс у определенного учителя, арабский студент получал от него «иджаза» (свидетельство о квалификации). Поэтому арабский студент, желавший заслужить репутацию образованного человека, переходил от учителя к учителю и накапливал «иджазы». [10; c. 303]

       Во  времена расцвета арабской культуры (VIII—XII вв.) люди науки пользовались в обществе большим уважением. Ученый был окружен почетом, даже если он происходил из беднейших слоев общества.

       После первого периода переводов, когда  основные работы Галена и Гипократа стали доступны арабам, некоторые мусульмане достигли такого положения в медицинской науке, что оказались много выше своих христианских и греческих предшественников.  За промежуток времени в пять веков - от 800 до 1300 г. - получили известность арабские работы по медицине более чем 70 авторов. [7; c. 58]

       Труд  замечательного врача и философа Абу Бакра ар-Рази «Книга по медицине» равно как и другие его медицинские сочинения, содержит описание всех известных в его время болезней, основанное как на трудах греческих, сирийских и индийских ученых, так и на личных наблюдениях автора.

       Еще большую популярность в средние  века приобрело главное сочинение Ибн Симы по медицине, знаменитый «Медицинский канон», который на протяжений многих веков был одним из основных медицинских и фармакологических пособий как в странах Востока, так и в средневековой Европе.

       В конце VIII или в начале IX века на арабский язык было переведено главное сочинение Птолемея (II в. н. э.) — «Величайшее» (греч. «Метнете», в арабской транскрипции «аль-Маджисти», а в последующих латинских переводах с арабского «Альмагест»).

       Велик вклад арабских ученых во все области  географической науки. Труды арабских географов несомненно могут быть отнесены к самым замечательным памятникам арабской науки IX—XI веков. Ученые, жившие при дворе аль-Мамуна, составляли карты Халифата и производили в связи с этим первые астрономические вычисления. Важнейшими географическими трудами были «Книга путешествий и государств» при дворного аббасидского чиновника перса Ибн Хордадбеха (ок. 820—ок. 912), в которой описания маршрутов как внутри Халифата, так и за его пределами сочетаются с разнообразными географическими и этнографическими сведениями.

       Весьма  важную роль в развитии средневековой  арабской науки и культуры сыграли многочисленные историки. Начало арабской историографии положили записи преданий — как древнеарабских племенных, так и раннемусульманских (хадисов). На основе этих преданий в VIII веке складывались сочинения о жизни и деятельности Пророка. В IX веке появились исторические сочинения, посвященные арабским завоеваниям: труд историка аль-Балазури (умер в 892 г.) и сочинение по истории Багдада Ахмада ибн Аби Тахира Тайфура (умер в 893 г.).

       С X века начинают составляться династийные истории — часто по приказу и под наблюдением правителей.

       В отличие от естественных и точных наук, а также философии, возникших на основе греческих, иранских и индийских традиций, все отрасли арабской филологии (изучение языка, поэзии, ораторского искусства) складывались на собственной арабской почве, хотя их формированию, разработке методики научного мышления и организации фактического материала, да и самому интересу к абстрактным построениям во многом способствовала греческая философская мысль. Именно в VII— IX веках выделяется в качестве самостоятельной области филологии также и арабское языкознание.

       Арабское  языкознание первоначально возникло в местах поселения арабов-завоевателей — в Басре и Куфе.

       Средневековые философы и историки уделяли особое внимание классификации известных им наук. При этом они четко различали две области научных знаний: арабо-мусульманские науки, к которым они относили, наряду со специфическими исламскими отраслями (изучение Корана, хадисов и мусульманского права), также и филологию, и «иноземные науки», то есть все те области знаний, которые были восприняты арабами в результате контактов с другими народами.

       Развернутая классификация наук содержалась  в труде историка и социолога Ибн Халдуна (1332—1406) в его знаменитом «Введении» («Мукаддима») к сочинению по истории. В традиционные арабские науки Ибн Халдун включал, кроме изучения Корана, хадисов и мусульманского права, также теологию (калам), мусульманский мистицизм (тасаввуф) и даже тол- кование снов, а также филологию в широком смысле, в первую очередь изучение арабского языка и арабской поэзии. К иноземным областям знаний, которые он объединял под общим названием «философия», Ибн Халдун относил логику («Органон» Аристотеля), физику (куда он включал медицину, науку о сельском хозяйстве, магию, учение о талисманах, показывание фокусов и алхимию), метафизику, математику (включая вопросы торговли и наследования), оптику, составление астрономических таблиц, астрологию и музыку.

       Из  прочих наук, культивируемых арабами, самой важной была алхимия - в значении химия. На переднем крае научной алхимии арабов стоит корпус сочинений, приписываемых Джабиру ибн Хаййану, который жил во второй половине VIII в. Этот свод, сообщая сведения о многих отраслях древней науки, дает полное представление об алхимии как науке, основанной на эксперименте, использующей различную методику и инструменты для работы с химическими веществами. Некоторые слова, обозначающие химические вещества и лабораторную посуду, перешли из джабирова корпуса в европейские языки. [6; c.61]

       В ботанике, зоологии и минералогии  работа арабов состояла в описании и систематизации растений, животных и камней. Некоторые из этих трудов имели практическое значение для  фармакологии и медицины.  

       2.3. Философия 

       В странах мусульманского Востока  философия считалась «наукой наук», которая должна была заниматься широким кругом самых разнообразных вопросов.

       В то время как в Западной Европе философия — эта «служанка  богословия» — изучалась и  преподавалась в университетах под контролем церкви, требовавшей от философа строгого подчинения теологической доктрине, в странах мусульманского Востока в университетах преподавались лишь теология и мусульманское право (фикх).

       Восприятие  арабскими учеными греческого философского наследия шло сложными путями. Арабы начали знакомиться с греческой философией по трудам ее поздних комментаторов, излагавших в своих обобщающих сочинениях учение эллинских мудрецов без исторической перспективы, как единую законченную систему. Поэтому и арабские ученые восприняли греческое философское наследие как нечто единое. [10; c. 312]

       Воспринимая греческую философию как нечто единое, арабо-мусульманские ученые все же производили в ней свой отбор и, отдавая предпочтение наиболее волновавшим их проблемам или по-иному расставляя акценты, обнаруживали этим самостоятельность своей мысли.

       Арабо-мусульманская  философская мысль была значительно разнообразней и содержательней средневековой европейской философии. Однако при всей широте интересов арабо-мусульманских философов можно выделить основной круг вопросов, более всего их волновавших. Чаще всего их сочинения трактуют о сущности Божества и его отношении к миру, об отношении сущности к явлению, общего к единичному, о тайне загробной жизни, смысле пророческой деятельности. В них рассматриваются такие понятия, как душа, разум, материя, проблемы этические (добро и зло, «совершенный человек»), социальные (устройство идеального государства), разрабатывается методика познания, формулируются законы логики.

       В общих чертах арабо-мусульманская  средневековая философия может быть сведена к двум направлениям. Первое и основное нашло свое выражение в трудах тех философов и теологов, которые в своих теориях и представлениях исходили из греческой философской мысли.

       Другое  направление арабо-мусульманской  философской мысли представлено теологами-мутакаллимами, основывавшими свои концепции на Коране, хотя и в их представлениях можно проследить влияние греческих философских школ.

       Промежуточное положение занимают, во-первых, мусуль-манский» мистицизм (суфизм), возникший в недрах исламского правоверия, но позднее сложившийся в трудах Ибн аль-Араби (1165—1240) и других мистиков в философскую доктрину под влиянием неоплатонизма, гностицизма и христианского сектантства, а во-вторых, исмаилизм, выросший из шиизма и впитавший многие элементы эллинистических философских учений; к исмаилитам примыкают ученые-энциклопедисты «Братья чистоты» («Ихван ас-сафа»; X—XI века). 

       2.4. Литература 

       Роль арабского языка в становлении культуры Арабского Востока огромна: наряду с исламом он был мощным фактором, объединяющим все арабские страны. Принято считать, что классический литературный арабский язык сложился в эпоху Раннего Средневековья на базе староарабской поэзии и Корана. Арабская письменность расценивается арабами как величайшая культурная ценность, а ее авторство приписывается легендарному родоначальнику арабов — Исмаилу. [5; c.240]

       В первые века ислама искусство рифмовать  становится в больших городах  придворным ремеслом. Поэты выступали  и как литературоведы. В VIII—Х вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. Так, в IX в. были составлены два сборника «Хамаса» («Песни доблести»), в которые вошли стихотворения более 500 староарабских поэтов.

       Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а  затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти  совсем не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте  следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к ясновидению. [5; c. 241]

       Творчество  Абу-ль-Ала аль Маари (973—1057/58) из Сирии считают вершиной арабской средневековой поэзии, и великолепным итогом синтеза

сложной и пестрой культуры арабо-мусульманской  истории. Известно, что в четырехлетнем  возрасте он перенес оспу и ослеп, однако это не помешало ему изучить  Коран, богословие, мусульманские право, староарабские предания и современную поэзию. Он знал также греческую философию, математику, астрономию, в юности много путешествовал, и в его стихах чувствуется колоссальная эрудиция.

       В X—XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки.

       Востоковеды считают, что расцвет арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом  приходится на VIII—IX вв.: в этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С XII в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки. Обычной практикой стало публичное сожжение книг. Основные научные достижения арабских ученых относятся, таким образом, ко времени Раннего Средневековья.

Информация о работе Арабская культура