Арабская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:42, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение арабской культуры в средние века

Задачами являются:

Рассмотреть ислам как мировую религию, оказавшую сильное влияние на страны Востока;
Изучить арабскую культуру, а именно как развивалась переводческая деятельность, наука, философия, литература, архитектура, искусство арабов;
Рассмотреть быт и нравы арабов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Арабский Восток – родина ислама

2. Арабская культура

2.1. Переводческая деятельность

2.2. Точные и естественные науки

2.3. Философия

2.4. Литература

2.5. Архитектура. Искусство

3. Быт и нравы арабов

ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

АЗИЯ.docx

— 65.40 Кб (Скачать)

       Средневековая арабская культура носила отчетливо выраженный «словоцентрический» характер. Средневековые арабы всегда высоко ценили красноречие, искусство версификации и знание поэтической традиции.

       В середине IX века на фоне распада Империи и ослабления халифской власти возникла политическая и религиозная реакция. Волна репрессий обрушилась на все формы отклонения от официальной ортодоксии. Постепенно складывался арабский «классицизм»: нормализованное, подчиненное строгим правилам искусство, ориентировавшееся на признаваемое классическим непревзойденным этическим н художественным идеалом древнейшее языческое искусство, которому надлежало всячески подражать.

       Широкую популярность в исламских странах начиная с X века приобрела суфийская лирика. Суфизм (мистико-аскетическое направление в исламе) возник в восточных областях Халифата еще в VIII веке, а позднее вышел за рамки мусульманской ортодоксии и превратился в самостоятельную теософскую систему, описывавшую пути достижения субстанционального единства с божественной сущностью в личном опыте мусульманина.

       В средневековом мусульманском обществе сложилось представление об «адибе» — образованном человеке, обладающем некой совокупностью высоких духовных качеств и имеющем представление о достойном поведении в жизни. В отличие от духовного лица — улема, знатока теологических наук (Корана, хадисов, мусульманского права), — адиб должен был быть в первую очередь сведущим в знаниях светского характера. [10; c. 327]

       Значительное  место в культурном наследии средневековых  арабов занимает анонимная народная словесность, в которой устное творчество взаимодействовало с письменной традицией. Произведения народной литературы разнообразны по объему и по жанрам. Многотомные романы-эпопеи, так называемые «сиры» («жизнеописания.

       Все жанры средневековой арабской литературы в том или ином смысле дают богатейший материал для понимания социальной психологии, менталитета и системы ценностей населявших халифат народов. 

       2.5. Архитектура. Искусство 

       Следует сказать, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами прежде всего греческих, римских и иранских художественных традиций.

       Наиболее  известные памятники архитектуры  того времени мечеть Амра в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в VII в. Тогда же был построен знаменитый храм «Купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С VII—VIII вв. мечети имели прямоугольный двор, окруженный галереями, многоколонный молитвенный зал. Позднее появились монументальные порталы на главном фасаде.

       С Х в. здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими  орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи — арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.

       Объектом  хаджжа мусульман стал Кааба храм в Мекке, имеющий форму куба. В стене его находится ниша с черным камнем — как полагают современные исследователи, вероятно, метеоритного происхождения. Этот черный камень почитается символом Аллаха, олицетворяющим его присутствие.

               Ислам, выступая за строгое  единобожие, боролся с племенными  культами аравитян. Для того чтобы  уничтожить память о племенных  идолах, в исламе запрещалась  скульптура, не одобрялись изображения  живых существ. В результате  живопись не получила в арабской  культуре значительного развития, ограничиваясь орнаментами. С XII в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной.

       В целом изобразительное искусство  ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.

       Арабы считали лучшим для глаз цветом красный — это был цвет женщин, детей и радости. Насколько был любим красный, настолько был презираем серый. Белый, черный и фиолетовый цвета трактовались как цвета траура, отказа от радостей жизни. Особенно выделялся в исламе зеленый цвет, имевший исключительный престиж. В течение многих веков он был запретен и для немусульман, и для низших слоев приверженцев ислама. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Быт и нравы арабов 

       В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов и притчей, содержатся и обрядовые, и юридические  установления, регулирующие различные  стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями  и строились семейные, правовые, имущественные отношения людей. Свод норм морали, права, культурных и  прочих установок, регламентирующих всю  общественную и личную жизнь мусульманина, называемый шариат, является важнейшей составной частью системы ислама. [5; c. 245]

       Шариат  формировался в течение VII—VIII вв. К IX в. на базе норм шариата была разработана оценочная шкала для всех поступков верующих.

       К обязательным поступкам, были отнесены те, невыполнение которых наказывалось при жизни и после смерти: чтение молитв, соблюдение поста, различных ритуалов ислама. В число желательных поступков входили дополнительные молитвы и посты, а также благотворительность, это поощрялось при жизни и вознаграждалось после смерти. Безразличные поступки сон, еда, вступление в брак, пр. — не поощрялись и не запрещались. Неодобряемыми, хотя и не наказуемыми поступками, назывались поступки, вызванные желанием насладиться земными благами: чувственной была культура средневекового Арабского Востока, склонного к роскоши. К запрещенным поступкам относились те, которые наказывались и при жизни, и после смерти: так, запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством, колдовать, пр. Несмотря на запреты ислама, многие жители средневекового Арабского Востока продолжали пить вино (особенно это было характерно для городов), но все прочие запреты — на свинину, кровь, мясо любого животного, убитого не по мусульманскому обряду, — строго соблюдались.

       На  основе Корана и с учетом доисламских  традиций было разработано право  наследования, опекунства, заключения браков и разводов. Брак рассматривался как важнейшее событие в жизни  мужчины и женщины. Идеальным считался союз двоюродного брата и сестры, а число законных жен было ограничено четырьмя. Было подтверждено подчиненное положение женщины в семье и обществе, и счет родства велся строго по отцовской линии.

       Важнейшей составной частью ее была джиннология учение о джиннах. Ислам так определял их место в мире: джинны-демоны, сотворенные из чистого огня, уступали человеку, сотворенному Аллахом из глины, и, разумеется, ангелам, сотворенным из света. Все они — и человек, и ангелы, и демоны — покорны воле Аллаха.

       Джинны-демоны в чем-то похожи на людей: они смертны, хотя и могут жить очень долго, многие сотни лет, они нуждаются  в пище, могут сочетаться браком друг с другом или с людьми. Во многом, однако, они превосходили человека: способны летать, проникать глубоко  под землю и воду, становиться  видимыми и невидимыми, оборачиваться  различными людьми, животными, растениями.

       Вообще  на Арабском Востоке верили, что  джинны подстерегают человека на каждом шагу. Поэтому даже в повседневной будничной жизни следовало быть настороже: так, прежде чем зажечь огонь  в очаге или достать воду из колодца, следовало попросить у  Аллаха защиту от демонов и демониц.

       Большое значение на Арабском Востоке придавалось  снам; там верили в вещие сны, и уже в начале XI в. Ад-Динавари составил первый сонник на арабском языке. Придумывать и домысливать сны не дозволялось: «Лгущий о своих снах ответит в день восстания мертвых», — сказано в Коране. 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Арабская  средневековая культура сложилась  в тех странах, которые подверглись  арабизации, восприняли ислам и в которых классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных учреждений, литературы и религии.

       Наибольший  расцвет арабской культуры пришелся на VIII—XI вв. В это время успешно развивались поэзия, давшая миру Омара Хайяма и для которой был присущ светский, жизнерадостный и одновременно философский характер; составлены знаменитые и сейчас на весь мир сказки «Тысяча и одна ночь»; активно переводилось на арабский язык множество произведений других народов, прежде всего античных авторов.

       Вклад арабских народов в историю мирового искусства и архитектуры трудно переоценить. Они внесли большой  вклад в сокровищницу мировой  художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного. Однако при наличии общих черт искусство  каждой области арабского мира крепко связано с местными художественными  традициями, прошло свой путь развития, обладает ярко выраженными особенностями. Черты неповторимого своеобразия  отличают памятники средневекового искусства Сирии от памятников Ирака, Египта, Северной Африки и мавританской Испании. 

       Арабы внесли значительный вклад в мировую  математическую науку, развитие медицины, философии. Они создали такие  своеобразные архитектурные памятники, как мечети и знаменитые храмы  в Мекке и Дамаске, придав значительное своеобразие постройкам, украсив  их орнаментом — арабской вязью.

       Творчество  средневековых арабских художников оказало плодотворнее воздействие  на искусство многих стран, в том  числе и на искусство Европы. Арабское или, как его чаще называли в Европе, “мавританское” художественное влияние  прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшении оружия и других отраслях прикладного искусства, не только в пору расцвета средневековых  арабских государств, но и много столетий спустя после их падения.

       Ислам — самая молодая из трех мировых религий, значение которой неуклонно возрастает. В современном мире ислам — вторая по числу последователей мировая религия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

       
  1. Бартольд В.В. Ислам // В.В. Бартольд. Работы по истории ислама и Арабского Халифата / В.В. Бартольд; [Подгот. к изд. А.Б. Халидовым; Отв. Ред. И.Н. Винников]. – [Перепеч. с изд. 1966 г.]. – М.: Восточная литература, 2002. – С. 784
  2. Бартольд В. В. Сочинения в 9 томах. Том VI. Изд. "Наука". Главная редакция восточной литературы. М., 1966
  3. Большаков О.Г. (отв.ред.) Очерки арабской культуры V-XV вв. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. - 440 с. («Культура народов Востока»).
  4. Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 848 с.  
  5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с.; илл. цв.
  6. Монтгомери У. Влияние ислама на средневековую Европу. – М.: Наука, 1976.
  7. Пигулевская Н.В., Якубовский А.Ю., Петрушевский И.П., Строева Л.В., А.М.Беленицкий. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1958.
  8. Попова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. / В.Ф. Попова, Ю.Б. Вахтин. – М.: Политиздат, 1980. –  261 с.
  9. Токарев С.А. Религия в истории народов мира - Москва: Политиздат, 1964 - с.559
  10. Фильштинский И.М. История арабов и Халифата 750-1517 гг. М.: АСТ, 2006. -  352 с.

Информация о работе Арабская культура