Экономическая сущность платы за землю Организация взимания этого платежа

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 18:24, дипломная работа

Описание работы

Сегодня комплекс вопросов, связанных с состоянием налоговой системы Российской Федерации ее возможностями полноценной реализации своих функций, приобретает первостепенное значение как для большинства предприятий и граждан налогоплательщиков, так и для самого государства. Необходимость изъятия в пользу государства части полученных с таким большим трудом средств всегда воспринималась очень болезненно, особенно на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….……...3
1 Экономическая сущность платы за землю

1.1 Плата за землю как форма взимание земельной ренты………………………………
1.2 Исторический аспект взимания земельного налога в России и за рубежом ………….
1.3 Значение земельного налога в формировании государственных финансов ………

2 Анализ Реформирования законодательства по земельному налогу в условиях перехода экономики РФ на рыночные отношения

2.1 Этапы совершенствования налогового законодательства в РФ………………….……..
2.2 Анализ элементов налогообложения по земельному налогу……………………….….
2.3 Пути совершенствования налогового законодательства в современных условиях…..

3 Налогообложение предприятия земельным налогом

3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия “ООО Лукойл-Калининградморнефть”…………………………………………………………………….....
3.2 Налогообложение деятельности предприятия “ООО Лукойл-Калининградморнефть”
3.3 Оценка налогового бремени на деятельность предприятия
3.4 Порядок исчисления и уплаты земельного налога на предприятии, его учёт………………………………………………………………………..……………….……

Заключение……………………………………………………………………….……..…….
Список использованных источников…………………………………….…………...……

Работа содержит 1 файл

Этот грёбаный диплом).doc

— 241.00 Кб (Скачать)

В целях упорядочения и создания устойчивого трудового единоличного хозяйства третья сессия ВЦИК девятого созыва в мае 1922 г. Приняла Закон «О трудовом землепользовании» и постановление «По вопросу о кодексе земельных законов».

Четвертая сессия ВЦИК девятого созыва 30 октября 1922 г. Утвердила ЗК РСФСР, который вступил в действие 1 декабря 1922 г. Вскоре земельные кодексы были приняты (в основном на базе ЗК РСФСР) и в других союзных республиках созданного в 1922 г. Союза ССР.

Верховным Советом РСФСР 22 октября 1970 г. В полном соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик был принят новый ЗК РСФСР. Одновременно в 1970—1971 гг. земельные кодексы были приняты во всех союзных республиках. Во всех кодексах были полностью воспроизведены Основы законодательства. Вместе с тем в них были отражены национальные, местные условия и особенности регулирования земельных отношений.

В настоящее время роль земельного  налога  в бюджетах всех трех уровней  бюджетного устройства РФ относительно невелика – от менее одного процента до чуть более двух-трех процентов всех налоговых доходов соответствующего бюджета .

Земельный налог относится к группе платежей за пользование природными ресурсами, среди которых занимает примерно 70 %.

Так как земельный налог относится к группе местных налогов и сборов в соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации.

Наблюдаемая тенденция к росту собранных или назначенных к исполнению сумм земельного налога объясняется прежде всего индексацией ставок земельного налога, а также учитываемым уровнем инфляции. Так, например,  заложенная в федеральный бюджет на 2001 год сумма земельного налога составляет 3 995,5 млн. руб., что на 104,5 млн. руб. больше, чем в 2000 году. При этом ставки земельного налога на 2001 год, а также льготы для отдельных категорий налогоплательщиков остались неизменными.

При анализе отчетов об исполнении бюджетов различных уровней можно обратить внимание на то, что, как правило, назначенные суммы земельного налога выше, чем фактически собранные.

За рубежом земельный налог (вариация названия – поземельный налог) также имеет место быть. Причем он тоже относится к классу местных налогов.

Так, например, во Франции существует земельный налог на застроенные участки и на незастроенные участки. Ставки этих налогов, как и в российском варианте, определяются местными органами власти (генеральными и муниципальными советами) при определении бюджета на будущий год. Причем ставки не могут превышать законодательно установленного максимума.

Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости – здания, сооружения, резервуары, силосные башни и т.д., а также участков, предназначенных для промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка. От данного налога освобождается государственная собственность; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Освобождены от этого налога физические лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие специальные пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку и т.д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80 % кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Могут временно освобождаться от налога искусственные лесонасаждения, участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

В Германии поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки. Обычная ставка – 1,2 %. Освобождены от поземельного налога государственные предприятия, религиозные учреждения. При переходе участка земли от одного владельца другому уплачивается налог в размере 2 % покупной цены.

Определяя величину поземельного налога, муниципалитеты, как правило, делают разницу между землей, отведенной под сельскохозяйственные угодья, под лесные хозяйства и прочими земельными участками.

 

 

1.3 Значение земельного налога в формировании государственных финансов

 

Введение земельного налога было связано с переходом от монопольной собственности  государства на землю  и многообразию  форм собственности , землевладения и  землепользования. С возникновением  многоукладной экономики споры о земельной  ренте как  научной категории утратили чисто теоретическое значение и приобрели  большой  практический интерес , так как именно рентные отношения определяют функции земельного налога  и на их основе , в свою очередь, устанавливаются величины налоговых ставок .Земельный налог –одна (но не единственная )  из форм проявления земельной ренты . Последняя  присутствует также в цене земли ,влияет на другие элементы  налогообложения в сельском  хозяйстве.

На основе изучения форм земельного налога , применяемых в развитых странах и странах  СНГ , сложилась следующая классификация отдельных его элементов с учетом конкретных  социально-экономических условий:

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю выступают:

1)                   земельный налог;

2)                   арендная плата;

3)                   нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

В настоящее время  НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Общая характеристика налога представлена на Рис. 2.Земельный налог взимается в процессе приобретения и накопления материальных благ, что определяет прямой характер этого налога.

 

Земельный  налог

 

 

 

 

 

 

Рис.2  Общая характеристика земельного налога

Статьи Закона РФ «О плате за землю» устанавливает положение о том, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей. Он (налог) устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Таким образом, обуславливается: земельный налог является реальным. То есть в данном случае облагается не действительный доход реальным. То есть в данном случае облагается не действительный доход налогоплательщика а предполагаемый средний доход, получаемый в данных экономических условиях. При этом ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

Земельный налог относится также к группе количественных (долевых, квотативных) налогов. Они исходят не из потребности покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика.

Функции земельного налога – конкретные формы воздействия земельного налога на предприятия, фермерские  хозяйства (фискальная, стимулирующая  и другие);

Источники уплаты налога– та  или  иная  часть дохода хозяйства , из которой уплачивается  налог (земельная рента);Установление величины налога– способы определения  тяжести налогообложения;Объекты налогообложения– состав земель, подлежащих налогообложению; База для  определения ставок налога (величина ренты, оценочный бал земли);Получатели налога– в какой бюджет этот налог поступает ( в республиканский, местный);Взаимосвязь с другими налогами– распределение  функций между земельным и другими налогами в общей системе налогообложения (единственный налог);Категории плательщиков земельного налога– государственная, кооперативные предприятия, АО и др.

Правовую основу платы за землю составляет закон РФ «О плате за землю» от 11 ноября 1991 года с изменениями и дополнениями, где указано, что основные цели введения платы  за землю: стимулирование рационального использования земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий, освоение и охрана земель. При введении платы за землю предполагалось, что  налог будет выполнять функцию выравнивания условий сельскохозяйственного производства на землях разного качества путем дифференцированного изъятия налога и перераспределения его части в другие регионы с менее благоприятными природными условиями.

Однако при формировании с начала 90-х годов нового земельного законодательства и установлении в стране земельных рентных платежей не были учтены в полной мере основные теоретические положения,  отечественный и зарубежный опыт, что усугубляет проблему перераспределения доходов рентного происхождения в сельском хозяйстве.

Земельный налог в том виде, в каком он сейчас применяется, уже не соответствует новым экономическим реалиям. Возможности изъятия земельной ренты резко сужаются внутри регионов–субъектов РФ, поскольку они перестают быть монополистами- собственниками земли. Все больше земель сельскохозяйственного назначения передаются в общую собственность реформированных сельскохозяйственных предприятий и в частную собственность фермерских хозяйств.

Земельный налог пока не играет регулирующей роли. Он слабо влияет на уровень и характер использования земли, не побуждает к применению наиболее эффективных методов земледелия. Дифференциация земельного налога не в полной мере отражает различия в местоположении и плодородии земельных участков даже в пределах одного района или области.

Развитие рыночного механизма, предпринимательской деятельности диктует необходимость коренного изменения отношения к земельным ресурсам. Посредством налогового регулирования необходимо создать условия, при которых будет невозможно иметь неиспользуемые земли или невыгодно их использовать, одновременно появятся надежные финансовые источники для проведения мероприятий по улучшению землепользования.

Земля как экономический базис любой кредитно-финансовой системы была и остается основным и единственным ресурсом для оздоровления экономической ситуации, сложившейся в нашей стране на сегодняшний день

 

 

 

 

 

 

2 Реформирование законодательства по земельному налогу в условиях перехода экономики РФ на рыночные отношения

 

2.1 Этапы совершенствования налогового законодательства

 

Правовую основу платы за землю составляет закон РФ «О плате за землю» от 11 ноября 1991 года с изменениями и дополнениями, где указано, что основные цели введения платы  за землю: стимулирование рационального использования земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий, освоение и охрана земель. В дальнейшем происходило реформирование данного вида налога. 25 октября 2001 г. был принят закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В дальнейшем происходило реформирование данного вида налога.

Налоговый кодекс дополнен еще одной новой главой. По замыслу реформаторов с 1 января 2005 г. земельный налог должен уплачиваться по правилам НК РФ. Но, оказывается, "сбрасывать со счетов" старый закон еще рано. Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 141-ФЗ) приняты поправки в Налоговый кодекс РФ. В частности, он дополнен главой 31 "Земельный налог".
      В соответствии с Налоговым кодексом земельный налог отнесен к местным налогам с 2005 года земельный налог зачисляется в городской бюджет полностью

и вводится в действие актами (законами) представительных органов муниципальных образований. А те в свою очередь должны принять и официально опубликовать местный закон за месяц до начала соответствующего налогового периода, т.е. до 1 января 2005 г. (п. 1 ст. 5 НК РФ).
     Так что подавляющее большинство землевладельцев и землепользователей в 2005 г. будут считать земельный налог по старым правилам..
     Все перечисленные условия и элементы обложения земельным налогом отнесены к ведению муниципальных образований и городов федерального значения (п. 2 ст. 387 НК РФ).
     Окончательный же переход на новую систему уплаты земельного налога, по-видимому, состоится только в 2006 г., так как Закон РФ от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) утрачивает силу с 1 января 2006 г. (п. 2 ст. 2; п. 6 ст. 8 Закона N 141-ФЗ).
     Таким образом, с 1 января 2005 г. в тех муниципальных образованиях, где успели принять местные законы, земельный налог должен уплачиваться в соответствии с главой 31 НК РФ, о чем прямо говорится в ст. 3 Закона N 141-ФЗ, а на остальных территориях по-прежнему применяется Закон о плате за землю.
     С большой долей вероятности можно сказать, что большинство налогоплательщиков нашей страны будут платить в 2005 г. земельный налог по старым правилам.
     Главное отличие нового земельного налога от предыдущего заключается в том, что налоговой базой теперь стала кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ). Стало быть, тем муниципалитетам, на территории которых кадастровая оценка земельных участков еще не завершена, придется закончить ее не позднее ноября текущего года.
     В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками только на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     Здесь следует отметить, что в силу п. 2 ст. 6 ЗК РФ для включения земельного участка в земельно-правовые отношения и, как следствие, признания его объектом налогообложения земельный участок должен быть индивидуально определен. То есть он должен иметь закрепленные в право устанавливающих документах границы, местоположение, площадь, целевое назначение и разрешенное использование. Все указанные данные учитываются в системе земельного кадастра.
     Из сказанного можно сделать вывод, что если земельный участок не включен в Государственный земельный кадастр в порядке, установленном ст. 70 ЗК РФ и Федеральным законом от 02.01.2001 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", то такой участок объектом налогообложения признаваться не может, так как моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
     Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
     Налоговая база, соответствующая кадастровой стоимости земельного участка, определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
     Организациям и предпринимателям придется считать земельный налог самостоятельно, используя сведения земельного кадастра. А вот граждане, не являющиеся предпринимателями, будут платить налог на основании уведомлений из налоговой инспекции.
     Для этого органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны до 1 марта 2005 г. сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на эти земельные участки, по состоянию на 1 января 2005 г. (п. 4 ст. 391 НК РФ, п. 5 ст. 8 Закона N 141-ФЗ).
     В случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 4 ст. 8 Закона N 141-ФЗ).
     Предельные ставки земельного налога установлены в ст. 394 НК РФ. Для сельскохозяйственных земель, земель, занятых жилищным фондом, предоставленных для жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, ставка не должна превышать 0,3%, для всех остальных земельных участков - 1,5%.
     Местные власти вправе также устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории земель.
     По сравнению с Законом о плате за землю в главе 31 НК РФ сокращен перечень организаций и физических лиц, которые освобождаются от обложения земельным налогом.

Информация о работе Экономическая сущность платы за землю Организация взимания этого платежа