Экономические и социальные последствия загрязнения окружающей среды в регионах Российской Федерации

Автор: d********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

В данной работе затрагиваются следующие темы:
сущность загрязнения окружающей среды
основные виды и причины этого явления
последствия и перспективы развития
меры, необходимые для улучшения состояния природы
Объектом исследования являются экономические и социальные последствия загрязнения окружающей среды в регионах Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Сущность загрязнения окружающей среды
Основные причины загрязнения окружающей среды
Основные виды загрязнения окружающей среды
Загрязнение биосферы
Загрязнение атмосферы
Загрязнение природных вод
Загрязнение почвы
ГЛАВА 2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Основные последствия загрязнения окружающей среды РФ
2.2. Меры борьбы с загрязнением окружающей среды
2.3. Перспективы развития окружающей среды РФ
ГЛАВА 3 ПРОГНОЗ ВРП ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2014 ГОДА
3.1. Краткая характеристика экономики Тульской области
3.1.1. Внешнеэкономические связи.
3.1.2. Экономические преимущества и недостатки.
3.2. Прогноз ВРП Тульской области методом экстраполяции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.docx

— 200.83 Кб (Скачать)

Вышеперечисленные последствия и обуславливают  возникновение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды [8].

Формирование  ущерба от загрязнения окружающей среды  можно рассматривать на различных  уровнях:

  • В виде дополнительных затрат в источнике выбросов на предотвращение отрицательных последствий от загрязнения окружающей среды;
  • В виде дополнительных затрат в окружающей среде на ликвидацию последствий загрязнения;
  • В виде потерь, урона, упущенной выгоды на объекте и других отрицательных изменений.

Ущерб, который ожидается в перспективе  или предполагаемом состоянии загрязнения  окружающей среды, называется возможным  или ожидаемым. Предотвращение этого ущерба в результате проведения средозащитных природоохранных мероприятий называют предотвращенным ущербом.

Экономический ущерб складывается из суммарных основных локальных ущербов. Величина экономического ущерба зависит от трех факторов.

  • Величина и степень влияния загрязнения того или иного компонента окружающей природной среды.
  • Элементы восприятия, представляющие собой всевозможные объекты. Воспринимающие негативное влияние загрязнения.
  • Элементы состояния, отражающие уровень нормативных экономических показателей. Сюда относят величину продукции, произведенную рабочим персоналом в течение производственного дня, всевозможные выплаты больничного характера в пределах рабочего дня на одного занятого и т.п.

Все вышеперечисленные  факторы формируют суммарный  ущерб и неразрывно связаны друг с другом. Величина экономического ущерба без одного из них немыслима.

 

2.2.  Меры борьбы с загрязнением окружающей среды

Основными мерами борьбы с загрязнением атмосферы является строгий контроль выбросов вредных веществ. Нужно заменять токсичные исходные продукты на нетоксичные, переходить на замкнутые циклы, совершенствовать методы газоочистки и пылеулавливания. Большое значение имеет оптимизация размещения предприятий для уменьшения выбросов транспорта, а также грамотное применение экономических санкций.

Большую роль в защите окружающей среды от химических загрязнений начинает играть международное сотрудничество. В 1970-е годы в озоновом слое, защищающем нашу планету от опасного действия ультрафиолетового излучения Солнца, было обнаружено снижение концентрации О3. В 1974 году установили, что озон разрушается под действием атомарного хлора. Одним из основных источников хлора, попадающего в атмосферу, являются хлорфторпроизводные углеводородов (фреоны, хладоны), используемые в аэрозольных баллонах, холодильниках и кондиционерах. Разрушение озонового слоя происходит, возможно, не только под действием этих веществ. Тем не менее, были предприняты меры по уменьшению их производства и использования. В 1985 году многие страны договорились о защите озонового слоя. Обмен информацией и совместные исследования изменений концентрации атмосферного озона продолжаются.

Проведение мероприятий, предупреждающих попадание загрязняющих веществ в водоёмы, включает установление прибрежных защитных полос и водоохранных зон, отказ от ядовитых хлорсодержащих пестицидов, уменьшение сбросов промышленных предприятий за счёт применения замкнутых циклов. Снижение опасности загрязнения нефтью возможно путём повышения надёжности танкеров (использование двойного корпуса и прочее).  

Для предотвращения загрязнения поверхности Земли нужны предупредительные меры – не допускать засорения почв промышленными и бытовыми сточными водами, твёрдыми бытовыми и промышленными отходами, нужна санитарная очистка почвы и территории населённых мест, где такие нарушения были выявлены.

Наилучшим решением проблемы загрязнения окружающей среды были бы безотходные производства, не имеющие сточных вод, газовых выбросов и твёрдых отходов. Однако безотходное производство сегодня и в обозримом будущем принципиально невозможно, для его реализации нужно создать единую для всей планеты циклическую систему потоков вещества и энергии. Если потери вещества, хотя бы теоретически, всё же можно предотвратить, то экологические проблемы энергетики всё равно останутся. Теплового загрязнения нельзя избежать в принципе, а так называемые экологически чистые источники энергии, например ветряные электростанции, всё равно наносят ущерб окружающей среде.

Пока единственным путём существенного уменьшения загрязнения окружающей среды являются малоотходные технологии. В настоящее время создаются малоотходные производства, в которых выбросы вредных веществ не превышают предельно допустимых концентраций (ПДК), а отходы не приводят к необратимым изменениям природы. Используется комплексная переработка сырья, совмещение нескольких производств, применение твёрдых отходов для изготовления строительных материалов.

Создаются новые технологии и материалы, экологически чистые виды топлива, новые источники энергии, снижающие загрязнение окружающей среды.

За последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с собственными, губящими природу недостатками. К числу таких способов можно отнести возникновение и деятельность разного рода «зеленых» движений и организаций. Кроме «Сrееп Реaсе'а», отличающегося не только размахом своей деятельности, но и, порой, заметным экстремизмом действий, а также аналогичных организаций, непосредственно проводящих природоохранные акции, существует другой тип экологических организаций - структуры, природоохранную деятельность стимулирующие и спонсирующие - Фонд дикой природы, например. Все экологические организации существуют в одной из форм: общественные, частные государственные либо организации смешанного типа.

Кроме разного  рода объединений, отстаивающих у цивилизации  права постепенно уничтожаемой ею природы, в сфере решения экологических  проблем существует целый ряд  государственных или общественных природоохранных инициатив. Например, природоохранное законодательство в России и других странах мира, различные международные соглашения или система «Красных книг». Международная  «Красная книга» список редких и находящихся  под угрозой исчезновения видов  животных и растений - в настоящий  момент включает 5 томов материалов. Кроме того, существуют национальные и даже региональные «Красные книги». В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов. Хотя, несомненно, важнейшим направлением решения стоящих перед цивилизацией экологических проблем стоит назвать повышение экологической культуры человека, серьезное экологическое образование и воспитание, все то, что искореняет главный экологический конфликт - конфликт между дикарем-потребителем и разумным обитателем хрупкого мира, существующий в сознании человека. 

  

    1. Перспективы развития окружающей среды РФ

В условиях перехода к рыночным отношениям предпочтение, в государственном регулировании  качества окружающей среды, следует  отдавать экономическим мерам - элементам  экономического механизма природопользования (ЭМПП), который  должен включать следующие  элементы:

    – финансовую базу;

    - экологическую индустрию; экологическое планирование; систему лимитов на природопользование;

    - систему  платежей за природопользование  и загрязнение окружающей среды;

    - систему  экономического стимулирования  рационального природопользования;

    - социально-экономическую  оценку природных ресурсов; систему  экологического страхования.

    Основой ЭМПП должна быть мощная и динамичная финансовая база. Такими структурами могли бы быть экологические банки как особые государственные и коммерческие учреждения.

    Вторым  элементом ЭМПП должна стать экологическая  индустрия. В России эта отрасль  хозяйствования только формируется. Её основу могут составить предприятия  экологического профиля любых форм собственности по следующим направлениям:

    – по переработке бытовых и промышленных отходов;

    – по защите воздушного бассейна, водных и  земных ресурсов;

    –по производству экологически чистых продуктов  питания, экологическому воспроизводству, включающему воспроизводство редких видов животных и растений, восстановление и повышение плодородия почв и  продуктивности пастбищ, формирование качества ближайшей среды жизни  человека и другое. Необходимо экономическими мерами стимулировать создание подобных предприятий.

    Сегодня в стране нет плана экологического развития, а принимаемые программы малоэффективны из-за слабой экономической проработки, отсутствует четкая экологическая политика. Одним из важнейших условий решения вопросов природопользования должно быть экологическое планирование с реализацией планов восстановления природно-ресурсного потенциала до определенного уровня. Его целью является оптимизация хозяйствования с минимизацией экологических ущербов как от деградации эксплуатируемой территории, так и от ухудшения состояния здоровья населения.

    С целью  совершенствования существующей системы  лимитов на природопользование, кроме  установленных предприятием жестких  экологических ограничений, необходимо также разрабатывать таковые  и для отдельных территорий и  экосистем. Показатели экологической  емкости территории должны учитывать  допустимую техногенную нагрузку, изъятие  природных ресурсов и другие факторы.

    В совершенствовании  нуждается и такой элемент  ЭМПП, как система платежей за природопользование и загрязнение ОС. В эту систему  входят:

    – плата  за природные ресурсы;

    – плата  за загрязнение окружающей среды и другие виды воздействия.

    Если  механизм платы за право пользования  землей, недрами, водой и лесом  разработан и утвержден законодательством, то в отношении остальных природных  ресурсов еще необходимо провести ряд  научно-исследовательских работ  в этой области. Что касается системы  экономического стимулирования рационального  природопользования и охраны окружающей среды, несмотря на то, что ее элементы утверждены законом РФ "Об охране окружающей среды", на практике она не применяется из-за усложненной процедуры оформления налоговых и других льгот.

Говоря о перспективах развития окружающей среды Российской Федерации, необходимо отметить, что  существует экологическое законодательство, которое состоит из прироохранных, природоресурсных и экологизированных норм. Как и другие отрасли законодательства России, экологическое законодательство имеет противоречия, пробелы и проблемы. К основным проблемам, на наш взгляд, относятся: соотношение «ярусов» экологического законодательства – международных норм, федерального, регионального законодательства, муниципальных и локальных нормативных правовых актов; инвентаризация и уяснение иерархии действующих актов; аккуратное, цивилизованное включение в природоохранное законодательство гражданско-правовых норм, регулирующих имущественные отношения при владении и пользовании участниками природных ресурсов. Рассмотрение и ликвидация этих и иных пробелов и противоречий в экологическом законодательстве будет способствовать его развитию и повышению эффективности.

Природоохранное законодательство, являющееся сердцевиной экологического законодательства, представляет собой уникальную и своеобразную модель сочетания федерального и регионального законодательства. Многие экологические явления и связанные с ними общественные отношения носят не только региональный, но и общенациональный и даже международный характер. К ним относятся мониторинг и обеспечение климата и миграции животного мира, борьба с парниковым эффектом, вызванным им потеплением и озоновыми дырами, с трансграничными загрязнениями и экологическими катастрофами, иными чрезвычайными экологическими ситуациями и бедствиями. Поэтому в этих сферах велико и все более возрастает значение международных договоров и соглашений, участницей многих из которых является Россия.

Немаловажное  значение и актуальность в настоящее  время приобретают и такие  полномочия России, напрямую и на первый взгляд не связанные с экологией, как регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, федеральная государственная собственность  и управление ею, гражданское законодательства.

Это обусловлено  провозглашением в ст. 42 Конституции  РФ прав каждого на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением.

Предусматривающая совместное ведение России и ее субъектов ст. 72 Конституции РФ включает природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Обращает на себя внимание отсутствие в Основном законе РФ упоминания о животном мире и атмосферном воздухе: федеральные  законы об их охране приняты соответственно в 1995г. И 1999г.

По всем указанным  вопросам совместного ведения приняты  соответствующие законы: ФЗ о недрах, о животном мире, об охране атмосферного воздуха, Водный, Лесной, Земельный  кодексы РФ.

Тезисно, с учетом сказанного концепцию развития экологического законодательства можно сформулировать следующим образом:

  • Законодательствовать не спеша, решая назревающие экологические проблемы  с помощью нормативных правовых актов различного уровня, прежде всего актов Правительства РФ;
  • В ходе нормотворческой  деятельности повышать внимание к обеспечению экологических прав граждан, в том числе конституционных – на благоприятную среду, на получение экологической информации, на возмещение вреда, не упускать регулирование исполнения экологических обязанностей граждан;
  • Развивать в нормативных правовых актах сравнительно новые институты и субинституты экологического права – оценку воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологический аудит, экологическое предпринимательство, стимулирование экологической деятельности и т.д.
  • Переносить центр тяжести с создания новых актов, их дополнений и изменений на проверку и обеспечения действия уже принятых актов;
  • Усилить экологизацию других отраслей российского законодательства. 

Информация о работе Экономические и социальные последствия загрязнения окружающей среды в регионах Российской Федерации