Коррупция в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами. Украина по уровню коррумпированности занимает третье место среди стран мира после Нигерии и Югославии, сообщила на пресс-конференции в Киеве (сентябрь 2000 г.) исполнительный директор организации "Трансперенси интернешнл-Украина" (далее – ТИУ) Лариса Денисенко. Поэтому данная тема сейчас весьма актуальна. Объектом исследования является проблема борьбы с коррупцией и взяточничеством .Предметом исследования являются общие закономерности возникновения, функционирования и развития коррупционных отношений.

Содержание

1.Вступление.
2. Явление коррупции (исторический экскурс).
3. Понятие коррупции.
4. Виды коррупции.
5.Основные причины коррупции.
6. Социально-экономические и политические последствия, порождаемые коррупцией.
7. Методы борьбы с коррупцией.
8.Заключение.

Работа содержит 1 файл

Курсовик по полит экономии.docx

— 51.88 Кб (Скачать)

-Низкий уровень  участия граждан в контроле  над государством.

Рассматриваются и другие предположения в отношении  обстоятельств, которые возможно являются причинами высокой коррупции:

-низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором;

-государственное регулирование экономики;

-зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определённые услуги;

-оторванность бюрократической элиты от народа;

-экономическая нестабильность, инфляция;

-этническая неоднородность населения;

-низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения);

-культура страны в целом.

На сегодняшний  день не существует единого мнения касательно подтверждения данных гипотез.Так, повышение заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором не приводит к немедленному снижению коррупции. С другой стороны, это способствует постепенному повышению уровня квалификации бюрократии и в долгосрочной перспективе имеет позитивный эффект. В странах с наиболее низким уровнем коррупции зарплата чиновников в 3—7 раз превышает заработки в производственном секторе.Одним из наиболее спорных вопросов является роль государственного регулирования рынков и государства как монополиста. Сторонники свободного рынка указывают, что уменьшение роли государства и рост конкуренции способствуют снижению коррупции, поскольку тем самым снижается объём необходимых дискреционных властных полномочий и сокращаются возможности добиться преимущественного положения на рынке посредством протекционного регулирования, а следовательно, возможности для поиска ренты. Действительно, для всех стран с низкой коррупцией характерна относительно свободная экономика. Наоборот, плановая экономика, характеризующаяся монопольной властью чиновников и поддерживающая цены на уровне ниже рыночных, порождает стимулы для взяточничества как средства получения дефицитных товаров и услуг.Существует также ряд возражений данному аргументу. Во-первых, частный сектор не всегда в состоянии предложить удовлетворительное решение проблем, и в таких случаях большинство людей считает оправданным вмешательство государства. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для недобросовестного надзора и сбора государственной ренты. Таким образом, полное избавление от коррупции оказывается невозможным даже в открытой экономике. Во-вторых, процесс экономической либерализации осуществляется правительством, и поэтому по своей сути также является активным вмешательством в экономику (которое вдобавок может сопровождаться созданием источников коррупционного обогащения на приватизации). Поэтому на практике начальный период либерализации нередко характеризуется противоположным эффектом — всплеском коррупции. В-третьих, исследования показывают отсутствие зависимости уровня коррупции при либерально-демократической политической системе от того, придерживается ли руководство страны неолиберальной или социал-демократической идеологии. Более того, во многих странах с низкой коррупцией относительно большие налоги и государственные расходы (Канада, Нидерланды, Скандинавия).    Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

6.В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

-Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции.

-Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ.

-Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.

-Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных "накладных расходов" в результате чего страдает потребитель.

-Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.

В социальной сфере отрицательные  последствия коррупции сводятся к следующему:

- Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества "двойной стандарт" морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.

-Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране.

-Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.

В политической сфере негативные последствия  коррупции проявляются в следующем:

- Коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок.

-Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в "пятую колонну" и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны.

-Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции.

-Коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства - диктатуре.

7.Для борьбы с коррупцией прежде всего необходимо оздоровление общественной жизни в целом:

- Отказ государства от заведомо неисполнимых обещаний, включая стопроцентное и своевременное исполнение бюджета, и по всем расходным статьям, а не по общей сумме расходов в течение года. Только в этом случае удастся создать гарантию того, что бюджетополучателю не нужно будет идти на поклон к конкретному чиновнику и быть полностью в его власти. Необходимо срочно принять законы, по которым многие функции государства по принятию решений (но не их исполнению!) - те, которые оно не умеет исполнять, - делегируются профессиональным сообществам, саморегулируемым организациям, которые выполняют их намного эффективнее.

- Укрепление и развитие добросовестной конкуренции, включая усиление борьбы не с самими монополиями, а лишь со злоупотреблениями с их стороны своим монопольным положением.

- Создание благоприятных правохозяйственных условий для деловой и инвестиционной активности, включая совершенствование налоговой системы и существенное сужение числа видов деятельности, основанных на разрешительном, а не уведомительном принципе, прежде всего, в малом и среднем бизнесе.

- Создание действенных механизмов защиты института частной собственности как ключевого элемента общественной стабильности. Обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров.

В частности, представляется совершенно необходимой  декриминализация процедур банкротств путем усиления контролирующей роли государственных органов исполнительной власти, установления реальной ответственности  временного управляющего за исполнением  закона и созданием крупных управляющих  компаний, обладающих достаточными интеллектуальными  и финансовыми ресурсами. Наличие  неэффективного собственника не может  быть признано основанием для установления диктата представителя Президента за предприятиями.

Слабость  судебной системы – одна из основных проблем переходного периода. Система  тотального партийного надзора приучала людей искать защиты в партийных  организациях, а не в судах (последнее  считалось почти неприличным). После распада этой системы на ее месте образовалась правовая брешь, незаполненная до сих пор.

 Сейчас  в Украине слабость судебной  системы проявляется в том,  что: 

- бюджет и исполнительная власть плохо обеспечивают содержание судей и деятельность судов; 

- слабо исполняются судебные решения; 

- низка пропускная способность арбитражных судов, а значит, резко увеличиваются сроки рассмотрения дел в них, что нередко парализует коммерческую деятельность;

- не хватает квалифицированных кадров, соответствующих требованиям новых экономических условий.

- В противостоянии коррупции практически не используется серьезный потенциал гражданского судопроизводства.

- Отсутствие административной юстиции не позволяет освободить уголовное и гражданское судопроизводство от дел по рассмотрению административных нарушений, что затрудняет решение множества задач именно в той сфере, которая смыкается с коррупцией.

Проведение  судебной реформы, направленной на достижение следующих основных целей:

- создание механизмов исполнения судебных решений;

- создание системы независимого контроля их качества;

- реализацию программ защиты судей, потерпевших и свидетелей.

Органы судебной власти должны быть абсолютно независимы от органов исполнительной власти - в том числе, в нынешней украинской системе власти - и от президента как фактического главы исполнительной власти.

Не только органы прокуратуры, но и контрольно-счетные  органы, депутаты и, более того, сами граждане должны иметь неограниченное право выступать в судах с  исками в защиту интересов общества и государства, в том числе  о признании незаконными действий органов власти и их должностных  лиц, расторжении незаконных договоров  и соглашений, заключенных органами исполнительной власти с иными лицами.

Неразвитость  правового сознания населения порождена  той же причиной – укорененной  при советском режиме системой партийного квазиправа. Помимо слабого исполнения законов и иных норм, помимо отсутствия культуры и традиции использования права гражданами, проявляются и другие эффекты: в частности, пониженный правовой иммунитет приводит к тому, что практически отсутствует массовое сопротивление “низовой” коррупции.

Традиция  подчинения чиновников не закону, а  инструкции и начальнику имеет в  Украине корни более древние, чем 70 лет коммунистического режима. Это приводит к тому, что попытки  правового регулирования вязнут в старой бюрократической системе, продолжающей работать по своим собственным  законам, установленным несколько  столетий тому назад. Следовательно, любая  антикоррупционная программа в  Украине должна быть сопряжена с  коренным реформированием системы  государственной службы.

Представляется  целесообразным введение административной юстиции как отдельного вида судопроизводства, позволяющего гражданину эффективно защищать свои права и законные интересы, нарушенные чиновничьим произволом.

 Если  каждый человек в Украине сможет  защищать свои интересы и интересы  общества, как он их себе представляет, в суде, то борьба с коррупцией  начнется «снизу», от народа. Только  в этом случае очищение от  коррупции действительно сможет  стать общенациональной идеей. 

- Государство должно осознать свою ответственность за исполнение законов. В частности:

- По многим из приватизационных аукционов закончились сроки, в течение которых инвесторы должны были вложить деньги в предприятия, но инвестиций нет. С точки зрения закона о приватизации, такие предприятия должны вновь перейти по судебной процедуре в руки государства, либо должны быть предусмотрены соответствующие процедуры, которые распространяются на часть этого пакета.

- Доходы от аренды составляют крупные суммы и на государственном, и на региональном уровнях. Государственная собственность часто вопреки закону сдается коммерческим организациям в субаренду. Государство теряет колоссальные деньги, и ясно, что это серьезная питательная среда для тех или иных «договоренностей» по всей вертикали власти. А если бы государственные органы следовали процедурам, четко установленным законом, то уже одно это само по себе способно было бы очень серьезно «очистить» ситуацию именно с точки зрения упорядочения финансовых потоков.

- Привычная ориентированность правоохранительных органов и их представителей на защиту исключительно “интересов государства” и “общенародной собственности” – типично украинская проблема. Защита прав и интересов граждан, в том числе – частных собственников, еще не стала центральной задачей. В итоге предприниматели, не находя защиты в сфере права, ищут ее в сфере свободной купли-продажи незаконных услуг чиновников.

Правоохранительные  органы должны в полном объеме использовать возможности борьбы с коррупцией, предоставляемые им действующим  Уголовным кодексом в части деяний, в которых проявляются результаты коррупции: злоупотребление служебным  положением, превышение власти, фальсификация, подлог, вымогательство, мошенничество, халатность, преступное бездействие, особенно в правоохранительных и судебных органах, и т.д.

8.Здоровые силы Украины не одиноки в своей борьбе с коррупцией. Еще в середине 90-х гг. мировое сообщество осознало, что в условиях формирования глобального финансового рынка криминальные деньги могут стать фактором дестабилизации не только развивающихся, но уже и развитых экономик. И этот фактор в последние годы в значительной степени учитывается западными странами.Бесплодная антикоррупционная кампания, предпринимаемая исключительно в целях приобретения каким-либо политиком или какой-нибудь партией дополнительного кусочка власти, еще больше усугубит и без того критическое разочарование граждан в нынешнем политическом истеблишменте. Будет окончательно подорвано доверие людей к нынешней политической системе. Понятия “демократия” и “коррупция” сольются.  Но беда не только в том, что очередная кампания захлебнется. Будет крайне опасно, если борьба с коррупцией сведется к борьбе с коррупционерами. Ведь даже довольно “подкованные” политики в Украине убеждены, что борьба с коррупцией сводится к претворению в жизнь одного лозунга: “Вор должен сидеть в тюрьме”. Трудно оспаривать этот тезис. Несомненно, если мы хотим победить коррупцию, то эта сфера деятельности должна быть зоной повышенного риска. Но мировая практика и опыт нашей собственной истории настойчиво напоминают: если ограничиваться только борьбой с коррупционерами, то место тех, кто попадает на нары, быстро занимают новые энтузиасты, более решительные и изощренные. Это как с тараканами: чем больше их моришь, тем более крепкая порода выводится. Если хотите победить тараканов, не сорите на кухне. Точно так же и с коррупцией: чтобы ее победить, надо искоренять условия, ее порождающие. Политики, утверждающие, что они победят коррупцию, пересажав всех коррупционеров, обманывают граждан. Подобная пропаганда – коррумпирование, разложение общественного сознания: политик покупает голоса избирателей за сладкую ложь, которой он одурманивает людей. Борьба с коррупцией – это не разовая кампания. Это постоянная часть государственной политики, которая должна пронизывать всю законодательную, административную и правоохранительную деятельность даже тогда, когда власть с полным на то основанием может сказать: “У нас в стране коррупции практически нет”. Это связано с изменением мотиваций под действием коррупции, которая превращает значимые элементы государства в принципиально антигосударственные силы, ориентирующиеся зачастую на зарубежные интересы. Наряду с проблемой наркомафии это стало одной из причин активизации борьбы с международной преступностью и коррупцией. Проблема «К» была запретной для обсуждения в наиболее престижных международных организациях еще 5 лет тому назад. Сейчас положение кардинально изменилось. В этой борьбе развитые страны сделали не просто шаг, а прыжок навстречу Украине и другим постсоветским республикам. Одной из ключевых причин стало осознание «большой семеркой» невозможности борьбы с мировой организованной преступностью без их активного участия. В частности, по имеющейся информации, был зафиксирован «кругооборот» СНГ-ских капиталов. Уходя из Украины, России, Казахстана и других стран СНГ в США и Западную Европу, они шли затем в «золотой» или «серебряный» «треугольники» (территории в Юго-Восточной Азии и Колумбии, производящие соответственно опиум и кокаин), оттуда - в Гонконг и Японию, а затем возвращались в основном в Европу, увеличившись по пути в два раза. В результате на каждый доллар, вышедший из стран СНГ, приходилось два наркодоллара, вернувшихся в развитые страны - со всем грузом криминальных, социальных и политических проблем. Таким образом, несмотря на самолюбивые заявления украинских представителей, сотрудничество с Украиной возможно не только из-за своего политического, стратегического и экономического значения, но и из-за криминального значения для вовлечения в совместную борьбу с оргпреступностью. К сожалению, Украина, не исключено, упустила свой шанс, зазнавшись и забыв о некоторых целях ее международного сотрудничества. Ее официальные представители, убаюкав общество сладкими речами о его мнимой экономической значимости, использовали нежданно полученный плацдарм не столько для борьбы с коррупцией, сколько для выколачивания из Запада экономической помощи. В результате авансы, полученный Украиной, так и не был отработаны - и это стало одной из причин жесткости международных коррупционных скандалов (Лазаренко, Волков, Кириченко, дело НБУ, «Бласко»), принимающего порой и прямо антиукраинский характер. При этом предполагается перенос акцентов помощи международных финансовых организаций с правительства Украины на «реформаторски настроенные» регионы. Для Украины есть только один выход: играть по правилам. В цивилизованном мире подробно и гласно анализируют все обвинения, обязательно исправляя недостатки (они есть у всех) и обязательно карая за клевету. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы превратить антиукраинское шоу в триумф международного сотрудничества. Для этого нужно перехватить инициативу - энергично взяться за расследование, самим став его главным мотором, имея в виду признание выявленных реальных фактов. Принцип должен быть прост: война против криминала и коррупции должна стать войной не против Украины, а за нее, за ее оздоровление, за ее будущее. И в этой борьбе все должны сделать только одно - встать плечом к плечу против общего противника - коррупции, которая, по Радищеву, «чудище обло, озорно, стозевно и лаяй». Это возможно, если руководство Украины очистит себя. Сегодня его продолжающаяся пассивность вызывает новые опасения. Сейчас во многих развитых странах Европы уже идет выявление и блокирование «нечистых денег», идет выявление реальных собственников престижной недвижимости. В Украине об этом практически молчат, усугубляя тем самым поражение в «информационной войне», продолжая подрывать свою репутацию.

Информация о работе Коррупция в Украине