Валютный контроль как элемент механизма валютного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы связна, в первую очередь, с тем, что валютная безопасность – одна из важнейших составляющих экономической безопасности страны. Ее обеспечение предполагает, во-первых, наличие законодательства, определяющего правила ведения валютных операций, которые соответствуют интересам России и гарантируют их защиту. Во-вторых, это жесткий контроль за соблюдением этого законодательства.
Цель данной работы - определить роль и место валютного контроля в механизме валютного регулирования, а также рассмотреть специфику осуществления валютного контроля на примере отдела валютного контроля Ростовской таможни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ АДМИНИСТРАТИВНОГО МЕТОДА 5

1.1. Сущность валютных ограничений 5

1.2. Валютный контроль как механизм соблюдения валютных ограничений 7

1.3. Необходимость валютного контроля 11

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ 16

2.1.Органы и агенты валютного контроля 16

2.2. Информационное обеспечение валютного контроля 19

ГЛАВА 3. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ 24

3.1. Нормативно-правовая основа валютного контроля и ее динамика 24

3.2. Основные проблемы осуществления валютного контроля 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

курсовая панченко.docx

— 162.85 Кб (Скачать)

С июля 2006 года вступил в силу целый  ряд нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование системы валютного  регулирования и валютного контроля в РФ:

- Федеральный закон от 26.07.2006 №  131-ФЗ "О внесении изменений  в Федеральный закон "О валютном  регулировании и валютном контроле";

- Указания Банка России от 29.05.2006 № 1688-У и № 1689-У;

- Постановления Правительства  РФ от 29.06.2006 № 399 и от 29.06.2006 №  400.

Внесенные в Федеральный  Закон поправки отменяют оставшиеся ограничения в отношении валютных операций - ограничения на пути к полной конвертируемости рубля. По мнению вице-премьера России Александра Жукова, отмена ограничений в валютной сфере приведет к дополнительному притоку иностранных инвестиций в РФ. Это серьезный шаг в сторону либерализации валютного законодательства и в сторону того, чтобы рубль стал свободно конвертируемой валютой19.

В частности новым Законом  отменена возможность установления Банком России требования о резервировании при регулировании валютных операций движения капитала, проводимых между  резидентами и нерезидентами. А  также с 1 января 2007 года отменена предварительная  регистрация резидентами счетов, открываемых в банках за пределами  территории Российской Федерации20.

Центральный банк Российской Федерации реализует валютную стратегию  государства, оказывает значительное влияние на механизмы валютного  курсообразования, контролирует деятельность подотчетных ему уполномоченных банков, проводит операции на межбанковском  рынке. Деятельность, функции и полномочия Центрального банка и территориальных  управлений в сфере валютного  контроля закреплены в нормативно-правовых актах, а именно: в Положении Центрального Банка РФ от 29.07.1998 № 46-П “Об утверждении  Положения о территориальных  учреждениях Банка России”, в  ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ “О Центральном банке  Российской Федерации” и многочисленных инструкциях.

В системе валютного регулирования  и валютного контроля таможенные органы Российской Федерации также  играют важную роль. Компетенция таможенных органов при осуществлении валютного  контроля определена в ст. 403 Таможенного  кодекса Российской Федерации. Таможенные органы наделены статусом агента валютного  контроля.

Система валютного законодательства в РФ еще далека от своего полного  становления, но как видно, правовая основа валютного регулирования в РФ постоянно подвержена актуализации с учетом современных реалий. Ведь только дальнейшее совершенствование валютного законодательства позволит создать действительно эффективную и в то же время необременительную для банков систему валютного контроля, адекватную декларируемым принципам валютной либерализации.

3.2. Основные проблемы осуществления валютного контроля

 

Сегодня проблема организации валютного  контроля довольно часто обсуждается  российскими экономистами. Появились  научные работы, публикации в специализированных и периодических изданиях, а также  учебные пособия для высшей школы, которые рассматривают систему  валютного контроля в Российской Федерации.

Вопросы «утечки» капитала и борьбы с этим явлением уже не раз поднимались  учеными на различных конференциях с участием соответствующих органов  иностранных государств, и это  понятно, ведь данная проблема является актуальной для стран с развивающейся  и переходной экономикой.

Проблема исследования заключается  в поиске путей модификации действующей  в Российской Федерации системы  валютного контроля с использованием зарубежного опыта и обязательным анализом тенденций развития законодательной  и нормативной базы на современном  этапе. Необходимым условием для  этого является мониторинг всех мероприятий, проведенных органами валютного  контроля, с начала реформ российской экономики.

Итак, проблемы валютного  контроля можно условно объединить по следующим направлениям:

  • проблемы, возникающие при экспортных операциях;
  • проблемы, возникающие при импортных операциях;
  • проблемы, возникающие при внешнеторговых бартерных операциях;
  • проблемы, общие для всей системы ТБВК;
  • проблемы, связанные с взаимодействием с уполномоченными банками;
  • проблемы, касающиеся организационно-технологических вопросов.

Рассмотрим каждое более  подробно.

В сложившейся системе  ТБВК за экспортными операциями выделяют следующие проблемы, снижающие качество и эффективность валютного контроля:

  1. В практике внешнеторговой деятельности широко используется намеренное занижение цены на экспортируемое сырье, товары с последующей доплатой импортером и переводом разницы на специальные счета банков в странах с жесткой системой хранения банковской тайны.
  2. Реализация международных экспортных контрактов, предусматривающих использование определенной части валютной выручки для закупки для нужд предприятия или региона продовольствия, медикаментов, оборудования, т.п. В этом случае другая часть валютной выручки оседает на зарубежных счетах экспортера.
  3. Использование системы “двойных контрактов”: фиктивный – для таможни, реальный – для экспортера.
  4. Отсутствие эффективного механизма применения к нарушителям валютного законодательства налагаемых штрафных санкций.

При импортных операциях  скрытый, нелегальный вывоз валюты за рубеж происходит за счет искусственного завышения фактурной стоимости  импортируемого товара.

Способы сокрытия валютных средств при осуществлении товарообменных поставок зачастую связаны с совершением  бартерных сделок с заключением  так называемого двойного контракта, контактов на поставки товаров на компенсационной основе. Для вывода валютных операций из-под контроля участники ВЭД переходят на так  называемые смешанные сделки. Отсутствие нормативной базы по контролю исполнения смешанных бартерных контрактов сводит на нет все усилия таможенных органов по контролю бартерных операций.

Проблема взаимодействия таможни с уполномоченными банками  кроется в следующем противоречии: уполномоченный банк, выполняя функции  агента валютного контроля, должен преследовать не только государственные, но и собственные интересы. Зачастую собственные интересы противоречат государственным, отодвигают их на второй план.

Технология валютного  контроля не распространяется на импорт услуг, на перемещение физическими  лицами товаров, предназначенных для  производственной и коммерческой деятельности.

Список перечисленных  выше проблем не носит исчерпывающего характера, однако позволяет определить приоритетные направления развития системы ТБВК в России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе автором  был исследован валютный контроль как  элемент механизма валютного  регулирования. В соответствии с  этим можно сделать ряд выводов.

Валютный контроль является частью единой государственной системы  финансового контроля. Его функционирование связано с национальной и международной  валютными системами, валютными  рынками, внутриэкономическими и трансграничными  потоками валют и капиталов. Это  важнейший участок общей системы  финансового контроля, от которого зависит устойчивость валютного  курса и денежного обращения  в стране, состояние золотовалютных резервов, внешнеэкономический потенциал, в известной мере, инвестиционный потенциал экономики.

В интересах углубления рыночных реформ в России важно проводить  меры по либерализации валютного  рынка. Но возможность их практического  применения появится тогда, когда будут  достигнуты реальные успехи в экономике, устойчивыми станут темпы экономического роста, улучшится предпринимательский  и инвестиционный климат. Поэтому  остается открытым вопрос о степени  смягчения валютного режима в  России, адекватного действительному  состоянию экономики и отвечающего  интересам национальной безопасности, учитывающего перспективы и стратегию  экономического развития страны.

Следовательно, наиболее реальным путем  повышения эффективности валютного  контроля является разрешение более  мелких, но значительных проблем, касающихся: 1)правовой, 2)организационной и 3) информационной основ.

1) Для решения существующих проблем  в правовой основе валютного  контроля очевидна необходимость  сочетания активного нормотворчества  в области валютного регулирования  с одновременным введением мер  контроля за выполнением установленных  правил совершения валютных операций.

2) Существующая система ТБВК  за поступлением валютной выручки  от экспорта является слишком  громоздкой, что негативно сказывается  на ее эффективности. 

Необходимо отметить, что сегодня  возможности решения проблемы непоступления  валютной выручки от экспорта товаров  должны рассматриваться таможенными  органами РФ, прежде всего с позиций  обеспечения высокого уровня взаимодействия с другими правоохранительными  органами, организации оперативного обмена информацией между всеми  звеньями системы правоохранительных органов РФ.

Для улучшения организационного обеспечение валютного контроля целесообразно создать специальное  оперативное подразделение по контролю за операциями крупнейших экспортеров. На базе такого подразделения, работающего  с относительно небольшим числом экспортеров и кредитных учреждений, может быть опробована автоматизированная система валютного контроля21.

3) В сфере информационного обеспечения  валютного контроля на современном  этапе приоритетной задачей должна  стать разработка и внедрение  в таможенных органах автоматизированной  информационной системы, совместимой  с базами данных Департамента  налоговой полиции, МВД, ФСБ  с целью обеспечения свободного  доступа сотрудников таможенных  органов к информации о фирмах  и физических лицах, их возглавляющих.

Таким образом, анализ основных факторов, влияние которых негативно сказывается  на результатах валютного контроля за репатриацией валютных средств от экспорта, свидетельствуют о необходимости  совершенствования системы валютного  контроля с целью повышения эффективности работы таможенных органов по осуществлению валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок: инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И. – Режим доступа: «КонсультантПлюс»;
  2. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. N 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора». – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»;
  3. Валютное регулирование и валютный контроль: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.М. Крашенинникова. – М.: Экономистъ, 2005. – 175 с.;
  4. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник / Под общ. ред. В.М. Крашенинникова. − М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2006;
  5. Войкин Д.Н. Правовое регулирование валютного контроля в области таможенного дела: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002;
  6. Емелин А. В. Основы организации и функционирования системы валютного контроля в РФ // Деньги и кредит. 2005 - №3;
  7. Канаки В.В. Таможенный сегмент валютного контроля: региональные особенности и проблемы реализации//Академический вестник. – 2003, №1. – С. 7-10.
  8. Милякина Е.В. Вывоз капитала: законодательство и практика его применения // Законодательство и экономика. 2005. - N 3, 4;
  9. Панченко В.И. Валютное регулирование:  учебное пособие / В.И. Панченко.- Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010. – 243 с.
  10. Фомичева Л.П. Валютное и таможенное регулирование//Иностранный капитал. – 2004, №7. – С. 50-65.
  11. http://www.openexpo.ru/offers/15547.html;
  12. http://www.businessproekt.ru/NewsAMShow.asp?ID=792725
  13. http://www.vedi.ru
  14. http://www.fd.ru
  15. http://www.nasledie.ru/oboz/N7-8_02/7-8_12.HTM
  16. http:/www.businessvoc.ru/;
  17. http://www.veb.ru/media/last/doc/2006/08_06_vcont.doc/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Контракт №_____

 

г.________ «____»_____________2011г

 

ОАО, г.______, Россия именуемое в дальнейшем «Поставщик», в лице Генерального Директора ________________, действующего на основании  Устава, с одной стороны, и  ООО, г. _______, Украина именуемое в дальнейшем «Покупатель», в лице директора ________________, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий  Контракт о нижеследующем:

 

  1. ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА.

1.1. «Поставщик»  обязуется произвести и поставить,  а «Покупатель» оплатить и  принять ___________ (далее – товар)  в количестве, ассортименте и  по ценам указанным в Приложении  № 1, являющимся неотъемлемой  частью настоящего Контракта. 

 

  1. КАЧЕСТВО ТОВАРА.
    1. Качество товара должно соответствовать действующим ГОСТ, ТУ на товары, указанные в Приложении № 1, что удостоверяется сертификатом качества, выданным компетентным органом или предприятием-изготовителем.

 

  1. КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА.
    1. Количество мест и масса поставленного товара определяются на основании счета, спецификации и накладной.
    2. Расходы, связанные с доставкой товара на оговоренных условиях поставки, включены в общую сумму контракта и относятся на счет «Покупателя».

 

  1. ЦЕНА И ОБЩАЯ СУММА КОНТРАКТА, УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.
    1. Общая сумма контракта составляет __________ EURO (__________евро).

Условия оплаты – 50% предоплата, остальная  сумма в течение 3-х банковских дней с момента получения Покупателем  уведомления от Поставщика о готовности товара к отгрузке. После получения  авансового платежа цены на товар  изменению не подлежат.

    1. Платежи по настоящему Контракту осуществляются банковским переводом в евро на валютный счет ОАО.
    2. Все комиссии банка на территории Покупателя оплачиваются «Покупателем», а на территории Продавца «Продавцом». Расходы, связанные с доставкой товара на оговоренных условиях поставки, включены в общую сумму контракта и относятся на счет «Покупателя».
    3. Цены на товар указаны в Приложении № 1, являющимся неотъемлемой частью Контракта и включают в себя стоимость тары, упаковки и маркировки.

Информация о работе Валютный контроль как элемент механизма валютного регулирования