Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить предмет и особенности метода правового регулирования финансового права и доказать, что финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………….3

Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права
Определение финансового права…………………………………...4
Предмет и метод правового регулирования
финансового права……………………………………………………….6

Основные принципы финансового права………………………...10
2. Система финансового права, ее элементы и структура. ……………...14

3. Источники финансового права и финансовое законодательство…….18

Заключение………………………………………………………………... 23

Приложение………………………………………………………………...26

Список литературы……………………….………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.docx

— 195.88 Кб (Скачать)

     Основным  методом финансового права становится административно-правовой (императивный) метод. Он основан на неравенстве  участников правоотношений. Одна из сторон имеет право выдавать в отношении  другой обязательные для исполнения властные предписания. Суть его состоит в том, что решение всех вопросов осуществляется только одной стороной - государством и его органами. Они создают обязательные для составления властные предписания, которые могут иметь форму законов и подзаконных актов.

     Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных фондов и т.п.

     При использовании государством для  формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные  займы, казначейские обязательства, лотереи  и т.п.) в определенной части также  действует метод властных предписаний. Таким образом, государство ставит условия проведения государственных  внутренних займов, выпуска государственных  казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для  соблюдения лицами, вступившими в  данные отношения.

     Особенности основного метода финансового права  заметно проявляются в круге  государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. Властные предписания  исходят в большинстве случаев  от финансовых, налоговых и кредитных  органов, с которыми другие участники  финансовых отношений не находятся  в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих  органов.

     Регулирование финансовых правоотношений осуществляется также гражданско-правовым (диспозитивным) методом, основанным на равенстве участников правоотношений. Он применяется в  основном в банковских и кредитных  отношениях. Законность данного метода иногда оспаривается, поскольку в  основе регулирования названных  выше отношений лежит административно-правовой метод, с помощью которого государственными органами и учреждениями (например, ЦБ РФ) устанавливаются правила обращения  банков и клиентов, кредиторов и  должников и т.д.

     Финансово-правовому  регулированию свойственны и  иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие  методы получают все более широкое  применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов  Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.  

     1.3. Основные принципы финансового права 

     Основными принципами финансового права являются: законность, гласность, федерализм, плановость, приоритет в области финансовой деятельности представительных органов государственной власти над исполнительными органами государственной власти.

     В основе финансового права лежит  принцип приоритета в области финансовой деятельности государства представительных органов перед исполнительными органами государственной власти. Принцип приоритета проявляется в установлении конституцией РФ полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти при составлении и утверждении основополагающих финансовых документов бюджетной и налоговой политики российского государства.

     Законодательные (представительные) государственные  органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и  утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, контролируют исполнение бюджетов.

     Очень важно, чтобы в работе над этим основным финансовым актом обязательно  участвовали обе ветви власти. Право принять закон о федеральном  бюджете имеют только обе палаты представительного органа (ст. 106 Конституции). То же касается и всех других уровней  бюджетов при обсуждении и утверждении  их органами государственной и исполнительной власти. За представительными органами власти закреплены также вопросы  налогов, кредита, эмиссии денег, таможенного  дела и т.д.

     Вторым  принципом финансовой деятельности и финансового права считается  принцип федерализма. Принцип федерализма в ФП проявляется в установлении конституцией РФ разграничений полномочий РФ, субъектов РФ в области финансов.

     Он  состоит в том, что в государстве  теперь принимается не один государственный  бюджет, как было раньше, а целая  серия законодательных актов  о бюджетах различных уровней, которые  только по расчетам представляют собой  консолидированный бюджет, а в  реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для  органов представительной и исполнительной власти всех уровней, для каждой территории, вплоть до бюджетов местного самоуправления. Несомненно, одним из основных принципов финансовой деятельности государства и финансового права следует признать принцип законности. Принцип законности выражается в том, что вся финансовая деятельность государства регламентируется нормами ФП. Соблюдение данных норм обеспечивается возможностью применения к правонарушителю мер государственного принуждения.

     Финансовое  право не обходится и без  принципа плановости. Принцип плановости является неотъемлемым условием финансовой деятельности государства. Вся финансовая деятельность государства основывается на системе финансово-плановых актов. Их структура, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативно-правовых актах. Хотя в условиях перехода к рынку от административного планирования отказались, однако, анализируя развитие человечества, можно сделать вывод о том, что человеческое общество — это саморегулирующаяся, самонастраивающаяся система. Развиваясь, оно начало осуществлять сначала простой товарообмен, затем сложилось денежное обращение, а затем общество, объединенное в государство, стало считать свои доходы и расходы, и, что особенно важно, не только произведенные, но и предполагаемые на следующий год. Таким образом, оно изобрело инструмент своего общественного саморегулирования в виде финансового плана, которым, несомненно, является бюджет, а теперь еще и внебюджетные фонды. Государство не может развиваться, не спланировав свои доходы и расходы на следующий год.

     Рассчитывая количество и объем доходов, которые  должны поступить в бюджет, государство  в то же время не может не учесть и затраты на предстоящий период. Оно должно проследить и за поступлением доходов, и за совершением расходов, а для этого необходимо иметь  единый плановый акт в государстве  — бюджет, или целую серию бюджетов всех уровней, соответствующих бюджетной  системе и отражающихся в консолидированном  бюджете (см. ст. 13 БК). Это — объединенные в систему плановые акты государства, которые лежат в основе всего  остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса — наличной и безналичной массы денег, обслуживающих обращение, и т.д. Есть отдельный план — по доходам государства и специальный план — по расходам. Это рабочие планы финансовых органов, уточняющие и детализирующие бюджетные показатели. По бюджету, финансовым балансам, сметам и другим финансовым планам может наиболее эффективно осуществляться финансовый контроль. Таким образом, принцип плановости есть основное условие всей финансовой деятельности государства.

     Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности выражается в доведении до сведений граждан содержания различных финансовых документов.

 

  1. Система финансового права, ее элементы и структура.
 

     Система Российского ФП - объективно обусловленные системы общественных финансовых отношений, внутреннее ее строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

     В системе ФП выделяют части, разделы, подотрасли, институты.

     Финансовое  право состоит из двух частей: общей  и особенной.

     К общей части финансового права  относятся нормы, регулирующие общие  принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение  всех субъектов участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся  вопросы регулирования финансового  контроля в государстве, принципы, лежащие  в основе зарубежных институтов финансового  права. 

     

     Рисунок 2. Система финансового права 

     Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном научно-обоснованном порядке и логической последовательности подотрасли и институты финансового права, регулирующие отдельные виды финансовых отношений.

     Правовые  нормы, регулирующие финансовую деятельность, группируются внутри отрасли в определенные правовые институты и подотрасли. Институты — это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Подотрасль права — более крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая несколько институтов права. Они существуют объективно. Порядок их расположения и изучения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.

     В Особенной части сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

     а) государственной бюджетной системы;

     б) внебюджетных государственных и  муниципальных фондов;

     в) финансов государственных предприятий;

     г) государственных доходов;

     д) государственного кредита;

     е) государственного страхования;

     ж) государственных расходов;

     з) банковского кредитования;

     и) денежного обращения и расчетов;

     к) валютного регулирования.

     Основной  подотраслью финансового права принято считать бюджетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются важнейшие государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

     К централизованным финансам относятся  также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств, а нормы, регулирующие данные отношения, образуют институт, входящий в данную подотрасль. Правовые институты, управляющие общественными отношениями, которые складываются в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.

     Бюджет  — это доходы и расходы государства, поэтому естественно, что самостоятельный  раздел финансового права — государственные  доходы, где основные нормы —  это нормы, регулирующие налоговые  отношения, складывающиеся в государстве  со стороны как юридических, так  и физических лиц и образующие вторую важнейшую подотрасль финансового права. К доходам государства относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.

     Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в  централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и правильно  направить и израсходовать собранные  деньги. Поэтому за институтом государственных  доходов следует институт расходов в государстве. Сюда относятся бюджетное  финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу  и страхованию.

     Особо нужно сказать о банковском кредите, который является категорией очень  сложной, так как через систему  банков деньги вначале аккумулируются, собираются в государстве, а затем  уже расходуются. Таким образом, банковский кредит может рассматриваться  одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве.

Информация о работе Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права