Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 21:21, контрольная работа
Цель данной работы – изучить предмет и особенности метода правового регулирования финансового права и доказать, что финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права.
Введение…………………………………………………………..………….3
Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права
Определение финансового права…………………………………...4
Предмет и метод правового регулирования
финансового права……………………………………………………….6
Основные принципы финансового права………………………...10
2. Система финансового права, ее элементы и структура. ……………...14
3. Источники финансового права и финансовое законодательство…….18
Заключение………………………………………………………………... 23
Приложение………………………………………………………………...26
Список литературы……………………….………………………………...31
Поскольку финансовая деятельность основывается на деньгах и денежном обращении, то в систему финансового права входят институт «деньги и денежное обращение», а также валютное регулирование. Для банковской деятельности важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.
Источником финансового права РФ являются правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований, в которых содержатся нормы ФП.
Общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры РФ ратифицированные Россией являются составной частью ее правовой системы, поэтому международные договора ратифицированные РФ и содержат нормы регулирующие отношения, относящиеся к источникам финансового права.
В
зависимости от юридической силы
актов, содержащих правовые нормы, источники
финансового права можно
Акты
федеральных органов
Законы РФ: а) Конституция РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Основополагающие нормы финансового права закреплены в ст. 5, 8, 15, 34, 41, 57, 71, 72, 75 и других Конституции РФ. Так, в ст. 57 Конституции РФ закреплено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
б) Акты Федерального Собрания РФ:
- федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;
- федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;
- акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).
Подзаконные федеральные акты:
- указы, распоряжения Президента РФ;
- постановления, распоряжения Правительства РФ;
- нормативное акты министерств и других центральных органов;
- приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.
Акты субъектов РФ подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов РФ.
Законы субъектов РФ:
- конституции, уставы субъектов федерации;
- законы субъектов федерации.
Подзаконные акты субъектов РФ:
- указы, распоряжения Президентов (губернаторов);
- постановления, распоряжения правительств субъектов РФ;
- нормативные акты министерств субъектов РФ;
- приказы, постановления иных органов субъектов РФ.
Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.
Виды актов местного самоуправления:
- распоряжения;
- решения,
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.
Финансовое законодательство РФ составляют:
Конституция РФ;
Налоговый кодекс РФ - часть первая от 31.07.98 № 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ;
Гражданский кодекс РФ - часть первая от 30.10.94 № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.96 № 14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ;
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.96 № 39-Ф;
Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 05.03.99 № 46-ФЗ;
Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29.07.98 № 136-ФЗ;
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 11.01.95 № 4-ФЗ;
Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 № 119-ФЗ;
Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.97 № 126-ФЗ;
Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.91 № 1759-1;
Федеральный закон "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 10.07.2002 № 86-ФЗ;
Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 № 3615-1;
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 № 129-ФЗ;
Указ Президента РФ "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" от 23.12.98 № 1635;
Указ Президента РФ "О Федеральном казначействе" от 08.12.92 № 1556 и другие нормативно-правовые акты.
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство. Определяя финансовое законодательство как совокупность нормативных актов, содержащих финансово-правовые нормы, следует иметь в виду, что категория “законодательство” употребляется и в ином объеме, в ином смысле.
Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171, совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, получила название “Законодательство о финансах и кредите”.
В
соответствии со статьей 2 Бюджетного
кодекса РФ “Бюджетное законодательство
РФ состоит из настоящего Кодекса
и принятых в соответствии с ним
федеральных законов о
В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ (часть первая) “Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах”.
В соответствии со ст. 3 ГК РФ “Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ”.
Однако
следует помнить, что в соответствии
с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным
отношениям, основанным на административном
или ином властном подчинении одной
стороны другой, в том числе
к налоговым и другим финансовым
и административным отношениям, гражданское
законодательство, не применяется, если
иное не предусмотрено
Заключение.
Финансовое
право имеет свой предмет регулирования,
не свойственный другим отраслям права.
Предметом финансового права
являются общественные отношения, возникающие
в процессе осуществления государством
финансовой деятельности, т. е. деятельности
по образованию, распределению и
использованию фондов денежных средств.
Эти отношения отличаются большим
разнообразием по своему содержанию
и по кругу их участников. Главная
особенность общественных отношений,
являющихся предметом финансового
права, состоит в том, что они
возникают в процессе финансовой
деятельности государства. Отсюда и
другая их особенность — они представляют
собой разновидность
Вся деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных средств в государстве регулируется нормами права, основа которых — Конституция. Нормы Конституции, определяющие основные принципы, правила и направления финансовой деятельности, являются основой для обширного финансового законодательства. Так, в ст. 57, 71, 72 и др. Конституции закреплены основы компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области бюджетного, налогового, кредитного, таможенного регулирования, финансового законодательства в целом, что служит, в свою очередь, основой блоков законодательства по каждой определенной области. При этом часть вопросов в области финансовой деятельности государства полностью урегулирована в статьях Конституции прямого действия, например ст. 106 регулирует правила рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
Своеобразие предмета регулирования обусловливает и особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву.
По методу правового регулирования финансовое право совпадает с административным: тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однако административное право не регулирует финансовые отношения, их специфика определяет особенности применения административно-правового метода. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Эти органы связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении, за каждой нормой финансового права кроется ее экономическое содержание.
В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выражения в них экономических методов руководства. Примером могут служить кредитные санкции банка.
Многие финансовые отношения являются предметом регулирования как гражданского и хозяйственного, так и финансового права. Однако здесь следует исходить из того, что доходы, складывающиеся на рынке и в хозяйстве, должны быть перераспределены таким образом, чтобы была возможность обеспечить необходимыми денежными средствами функционирование всего государственного механизма. Аппарат же государства, получая достаточное количество средств, обеспечивал бы общее развитие государства в нужном направлении, т.е. решал наряду с политическими задачи экономические и социальные. Эта область деятельности государства не может быть обеспечена без применения и совершенствования норм финансового права.
Вывод: Финансовое право как самостоятельная отрасль права выделяется в системе российского права в силу вышеназванных обстоятельств.
Предпосылки
выделения отрасли права: наличие
общественной потребности и государственного
интереса в самостоятельном правовом
регулировании названной
В
системе финансового права
Информация о работе Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права