Введение
Государственный
кредит и его регулирование - одна
из наиболее актуальных и сложных
проблем для современной российской
экономики. Проводимая в последние
годы политика бюджетного профицита
помогла снизить остроту долговой
проблемы. Однако государственный долг
в настоящее время остается одной
из наиболее острых проблем, сдерживающих
социально-экономический рост страны.
Государственный
кредит, являясь составной частью
финансовой системы любого государства,
активно используется им в целях
сбалансированности бюджетно-финансовой
и денежно-кредитной политики. Представляя
собой одну из форм мобилизации финансовых
ресурсов, государственный кредит играет
двоякую роль. Во-первых, в отношениях
по государственному долгу он ориентирован
на формирование дополнительных денежных
средств в целях финансирования
основных функций государства, во-вторых,
в отношениях по государственному кредитованию
он направлен на распределение имеющихся
денежных средств для финансирования
отдельных направлений государственной
деятельности.
Особое
значение в современных условиях
приобретает вопрос об источниках финансирования
государственной деятельности. Одним
из таких источников, наряду с налогами
и иными доходами, являются государственные
заимствования. Государственные заимствования
являются важнейшим инструментом экономической
политики государства, формирующим
государственный долг. Государственное
кредитование также активно используется
в качестве инструмента регулирования
экономики с целью поддержания
тех или иных отраслей экономики,
регионов, в некоторых случаях
отдельных социально значимых предприятий
и фирм. Использование международного
кредита носит политический характер
и служит обеспечению экономических
и политических интересов России
в современном мире.
В
современный период, когда у Российской
Федерации сохраняется значительный по
объему государственный долг не вызывает
сомнений, что он нуждается в организации,
упорядочении, регулировании со стороны
государства в целях поддержания его объема
на безопасном для государства уровне,
обеспечения исполнения обязательств
в полном объеме, а также оптимизации стоимости
обслуживания государственного долга.
Необходимо отметить, что сложившаяся
организационно-функциональная структура
управленческого цикла в области долговой
политики государства получила юридическое
оформление. Однако названная система
не лишена недостатков в финансово-правовом
аспекте. Не до конца решенными остаются
вопросы субъектного состава управления
госкредитом, а именно в сфере разграничения
компетенции, ответственности за осуществляемые
действия между государственными органами
и специализированными кредитными организациями.
Не получили должного нормативного закрепления
активно применяемые на практике «новые
способы» управления долгом. Все это придает
особую значимость правовой оценке названной
проблемы.
- Понятие
государственного кредита.
Государственный кредит - это урегулированная
нормами финансового права деятельность
государства, направленная на
получение в кредит, т.е. взаймы,
денег от юридических лиц и
граждан, а также других государств
на условиях возвратности, срочности,
возмездности и добровольности.
В порядке исключения может
быть использован и беспроцентный
заем денежных средств.
В отношении других государств
Российская Федерация может выступать
как должником, так и кредитором.
В правоотношениях по государственному
кредиту стороны не могут изменять предписаний
государства.
Взятые в займы денежные средства
у населения, хозяйствующих субъектов
и других государств поступают в распоряжение
органов государства, превращаясь в дополнительные
финансовые ресурсы. Они могут быть использованы
просто как планируемый бюджетный ресурс,
ресурс для пополнения внебюджетных фондов
на специальные цели, инвестиционный ресурс,
но, как правило, государственные займы
в разных формах используются особенно
интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.
Источником погашения государственных
займов и выплаты процентов
по ним выступают средства бюджета,
где ежегодно эти расходы выделяются в
отдельную строку1. Однако в условиях нарастания
бюджетного дефицита государство может
прибегнуть к рефинансированию государственного
долга, т.е. погасить старую государственную
задолженность путем выпуска новых займов.
В сферу государственно-кредититных отношений
попадают временно свободные средства
населения и хозяйствующих субъектов,
но не предназначенные для текущего потребления.
Конечно, при определенных условиях население
может сознательно идти на ограничение
потребления, как было в годы Великой отечественной
войны. В условиях тоталитарного государства
ограничение текущих расходов часто происходило
принудительно, и население должно было
подписываться на государственные займы
в размере нескольких зарплат в ущерб
себе. В 1956 году поступления по займам
составили около 33 млрд. рублей, которые
в основном, были направлены на развитие
тяжелой индустрии. Следует отдельно рассмотреть
Государственный 3%-ный внутренний выигрышный
заем 1982 г. Это был свободно обращающийся
заем. Он размещался в порядке индивидуальной
покупки за наличный расчет. Продажа облигаций
проводилась по установленному (несколько
повышенному) курсу, а покупка - без ограничений
по нарицательной стоимости облигаций.
Реальная доходность облигаций
эмитента определяется курсовой
разницей, которая зависит от многих причин,
в том числе от величины номинального
процента по облигациям, насыщенности
рынка ценными бумагами, от состояния
хозяйственной конъюнктуры, степени доверия
населения правительству. Применительно
к настоящему моменту в сложившемуся нашей
стране, практически при полном отсутствии
доверия к правительству, облигации должны
продаваться по цене ниже номинала. Таким
образом, кредитным ресурсом в области
государственного кредита могут служить
средства населения, юридических лиц,
заемные средства других государств.
К государственным займам могут
быть отнесены и казначейские
ссуды. Они выражаются в оказании финансовой
помощи предприятиям и организациям, а
также органам государственной власти
и управления за счет бюджетных средств,
которые в данном случае являются кредитным
ресурсом, на условиях срочности, платности
и возвратности. В государственной экономической
деятельности все время возникает необходимость
оказывать финансовую помощь для налаживания
стабильной деятельности тех предприятий
и отраслей промышленности, в которых
государство заинтересованно и по этому
использование казначейской ссуды в дальнейшем
не исключено. Казначейская ссуда отличается
от банковской тем, что она выдается на
льготных условиях, не имеет коммерческой
цели, а является средством поддержки
важных для государства экономических
или властных структур.
Иногда правительство может гарантировать
безусловное погашение займа, выпущенного
нижестоящим органом власти или управления,
и даже выплаты процентов по нему. Здесь
правительство несет гарантированную
ответственность в случае неплатежеспособности
плательщика. Однако для каждого случая
эмиссии нижестоящими государственными
органами или отдельными структурами
каких-либо процентных или беспроцентных
ценных бумаг вопрос их погашения должен
согласовываться с Министерством финансов
или Правительством РФ. Если эмитентом
является не государственная а коммерческая
структура, то за эмиссию впускаемых ею
денежных обязательств независимо от
их названия - ценные это бумаги или нет,
государство ответственности не несет,
даже если на деятельность этих коммерческих
структур ЦБ РФ выдана лицензия В этом
случае лицензия только удостоверяет,
что данная коммерческая финансовая или
хозяйствующая структура получила разрешение
на выпуск таких обязательств и государством
проверены порядок ее образования, величина
уставного капитала, наличие резервных
фондов, что является гарантией выплат
по ценным бумага, но не более.
- Правовые
основы государственного
кредита.
В настоящее время государственный
кредит регулируется Законом
“О государственном внутреннем долге
Российской федерации”. По этому закону
государственным внутренним долгом РФ
являются долговые обязательства Правительства
РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими
и физическими лицами, если иное не установлено
законодательными актами Российской Федерации.
Долговые обязательства бывшего Союза
ССР включаются в государственный внутренний
долг РФ только в части, принятой на себя
РФ.
Государственный внутренний долг
состоит из задолженности прошлых
лет и вновь возникающей задолженности.
Государственный внутренний долг РФ обеспечивается
всеми активами, находящимися в распоряжении
Правительства РФ.
Долговые обязательства РФ могут
быть в форме кредитов, полученных
Правительством РФ, государственных займов,
осуществляемых посредством выпуска ценных
бумаг от имени Правительств РФ, других
долговых обязательств, гарантированных
Правительством РФ.
Порядок, условия выпуска (выдачи)
и размещения долговых обязательств
РФ определяется Правительством РФ. Эта
деятельность называется управлением
государственным долгом.
Обслуживание государственного
внутреннего долга Российской
Федерации производится Центральным банком
РФ и его учреждениями, или иное не установлено
Правительством РФ. Обслуживание государственного
внутреннего долга осуществляется с помощью
операций по размещению долговых обязательств
РФ, их погашению и выплате доходов в виде
процентов по ним или в иной форме.
Внутренний валютный долг погашается
на основании Указа Президента
“О мерах по урегулированию
внутреннего валютного долга
бывшего СССР”, где предусмотрено,
что погашение задолженности Внешэкономбанка
физическим лицам осуществляется с 1 июля
1993 года по первому требованию клиентов
без ограничения сумм выдачи в пределах
средств, имеющихся на их счетах.
Для обеспечения выплаты задолженности
физическим лицам - резидента бывшего
Союза ССР использовать : средства республиканского
бюджета РФ; 100 процентов валютной выручки,
направляемой в соответствии с отдельными
решениями Правительства РФ на погашение
обязательств перед физическими лицами;
средства от реализации активов бывшего
СССР, как это предусмотрено пунктом 10
решения Межгосударственного совета по
наблюдению за обслуживанием внешнего
долга и использованием активов Союза
ССР от 28 мая 1992 года (протокол №11).
Для обеспечения правопреемства
РФ по обязательствам СССР
перед российскими предприятиями,
организациями, в том числе
учреждениями банка, было поручено
Минфину РФ совместно с Центральным
банком РФ и Внешэкономбанком
переоформить указанные обязательства
путем выпуска государственных
облигаций в иностранной валюте
на следующих основных условиях:
эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного
займа - доллары США; процентная
ставка - 3 процента годовых; срок
погашения облигаций - от 1 до 15 лет.
Государство полностью берет
на себя ответственность по
погашению внутреннего валютного
долга. Нужно иметь в виду, что
государство ответственно относится
и ко всем другим своим долгам.
Так, уже принимались меры по
восстановлению и защите вкладов
населения в сберегательном банке,
51 процент акций которого принадлежит
государству. Вопросы погашения
внутреннего долга постоянно
обсуждаются в Думе и в конце
концов, надо надеяться, будут
решены.
- Функции
государственного кредита
Государственный
кредит - одна из форм кредитных отношений,
имеющая следующие признаки кредита:
- наличие
кредитора и заемщика как юридически самостоятельных
субъектов кредитной сделки;
- аккумуляции
свободных денежных средств населения,
предприятий и организаций на принципах
возвратности срочности и платности (в
исключительных случаях допускается беспроцентный
заем ресурсов);
- возможность
использования госкредитных операций
внутри страны и в международных отношениях.
Государственный
кредит является составной частью такого
звена финансовой системы Российской
Федерации, как кредит (другую его
часть составляет банковский кредит).
Принципы
срочности, возвратности и возмездности,
лежащие в основе отношений по
государственному кредиту, характерны
для любых кредитных отношений.
Однако между государственным и
банковским кредитом имеются существенные
различия.
Основная,
особенность государственного кредита
заключается в непроизводительном
использовании капитала. Ведь средства,
привлекаемые при таком кредите,
обычно не участвуют в кругообороте
производительного капитала, в производстве
материальных ценностей, а идут на покрытие
бюджетного дефицита. Средствами для
погашения процентов за пользование
государственным и муниципальным
кредитом служат либо налоги, либо новые
займы. К. Маркс называл государственный
кредит антиципированными (взятыми
заранее) налогами.