В
целях совершенствования системы
управления долгом в части учета
и регистрации государственных
заимствований Правительству Российской
Федерации во исполнение статьи 121 Бюджетного
кодекса Российской Федерации необходимо
разработать нормативный акт, в
котором должны быть определены состав,
порядок и сроки предоставления информации
для внесения в Долговую книгу соответствующими
органами власти. Отсутствие в настоящее
время данного нормативно-правового акта
ведет к тому, что информация в долговую
книгу предоставляется не по мере возникновения
обязательств, а также в объеме, который
затрудняет объективный учет и регистрацию.11
Финансы. Денежное обращение. Кредит /
Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы,
ЮНИТИ, 2007
- Основы
классификации государственных
займов.
Основными видами ценных бумаг
по государственному кредиту
являются государственные займы,
государственные казначейские обязательства
(КО) и государственные краткосрочные
обязательства (ГКО).
В целом государственные займы
могут быть классифицированы
по следующим признакам:
- По
срокам действия долговые обязательства
РФ могут носить краткосрочный характер
(до 1 года), среднесрочный характер (от
1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30
лет). Все долговые обязательства РФ погашаются
в сроки определяемые конкретными условиями
займа, но не могут превышать 30 лет.
- По
праву эмиссии они делятся на выпускаемые
центральным правительством, правительствами
национально-государственных и административно-территориальных
образований и органам местного самоуправления,
если это будет предусмотрено законом.
- По
признаку субъектов - держателей ценных
бумаг займы могут подразделяться на :
а) реализуемые только среди
населения. Так, специально для
населения был выпущен от 19 февраля
1992 года, который назывался о государственном
внутренним выигрышном займе
1982 года и выпуске российского
выигрышного займа 1992 года”;
б) реализуемые только среди
юридических лиц. Примером может
служить внутренний государственный
валютный облигационный заем;
в) реализуемые как среди юридических
лиц, так и среди населения.
Примером может служить широко
обращающиеся сейчас ГКО о
КО, которые государство намерено
продавать не только коммерческим
и государственным структурам, но и
населению.
- По
форме выплаты доходов займы могут делиться
на:
а) процентно-выигрышные, где владельцы
долговых обязательств процентного
займа получают твердый доход
ежегодно путем оплаты купонов
или один раз при погашении займа путем
зачисления процента к начисленному номиналу
ценных бумаг, без ежегодных выплат.
б) выигрышные, где получатель
получает доход в форме выигрыша
в момент погашения облигации,
доход выплачивается только по
тем облигациям, которые попали
в тиражи выигрышей. Кроме того,
бывают займы беспроигрышные. Однако
они сейчас в РФ не выпускаются;
в) беспроцентные (целевые) займы
предусматривают выплату доходов
держателям облигаций или гарантируют
получение соответствующего товара,
спрос на который в момент
выпуска займа не удовлетворяется.
Займы
могут делиться по методам размещения.
Они делятся на добровольные, размещаемые
по подписке и принудительные. Сейчас
используются только добровольные займы.
Принудительные займы применяются
только в тоталитарных государствах.
Займы по подписке близки к
займам принудительным, по этому
также не применяются.
- По
форме займы могут быть облигационными
и безоблигационнами.
Облигационные займы предлагают
эмиссию ценных бумаг.
Безоблигационные
займы оформляются подписанием
соглашения, договоров, а также путем
записей в долговых книгах и выдачей
особых обязательств. Все условия межправительственных
займов фиксируются в специальных
соглашениях, где оговаривается
уровень процента, валюта предоставления
и погашения займа и другие условия.
Внешние облигационные займы
на иностранных денежных рынках
от имени государства-заемщика
размещаются, как правило, банковским
консорциумами. За эту услугу
они взимают комиссионные.
- По
срокам погашения займы делятся на краткосрочные
(срок погашения до 1 года), среднесрочные
(до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас
используются займы всех сроков погашения.
Так на срок 3 месяца был выпущен государственный
заем краткосрочных бескупонных облигаций
не основании Постановления Совета Министров
РФ от 09.02.92. На 10 лет был выпущен Государственный
внутренний выигрышный заем 1992 года -
с 1 октября 1992 года по 1 октября 2002 года.
На Министерство финансов РФ
возложена обязанность изготовления,
хранения и рассылки облигаций
государственных займов.
На банковскую систему возложена
обязанность реализации ценных
бумаг. Причем Центральный банк
РФ производит первичную реализацию
государственных ценных бумаг,
играющего большую роль в аккумуляции
государством безинфляционных денежных
средств. Этот рынок так важен, что Указом
Президента РФ от 27.02.1995 года. Комиссия
по ценным бумагам и фондовому рынку при
Правительстве РФ приравнивается по правовому
статусу к федеральному министерству.
Центральный банк и его учреждения
на местах осуществляют операции
по размещению долговых обязательств
РФ, их погашению и выплате
долгов в виде процентов по ним или
в иной форме, т.е. Центральный банк РФ
занимается обслуживанием государственного
внутреннего долга России.
Затраты по размещению, выплате
доходов и погашению долговых
обязательств РФ осуществляются
за счет федерального бюджета
РФ.
Контроль за состоянием государственного
долга осуществляется представительными
и исполнительными органами государственной
власти.
В соответствии с Законом “О
государственном внутреннем долге
РФ”. Правительство РФ публикует
ежегодно, не позднее мая текущего
года, сведенья о состоянии государственного
внутреннего долга за предыдущий
финансовый год.
Заключение
Назначение
государственного кредита проявляется
в первую очередь в том, что
он является средством мобилизации
в руках государства дополнительных
финансовых ресурсов. В случае дефицитности
государственного бюджета, дополнительно
мобилизуемые финансовые ресурсы направляются
на покрытие разницы между бюджетными
расходами и доходами. При положительном
бюджетном сальдо, мобилизуемые с
помощью государственного кредита
средства прямо используются для
финансирования экономических и
социальных программ. Это означает,
что государственный кредит, являясь
средством увеличения финансовых возможностей
государства, может выступать важным
фактором ускорения социально-экономического
развития страны.
Но
оценивая финансовое значение государственного
кредита, не следует забывать, что
мобилизуемые с его помощью государством
средства являются антиципированными,
т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость
погашения государственного долга
требует изыскания дополнительных
ресурсных поступлений в бюджет,
а они могут быть получены (если
не считать новых займов) только
с помощью налогов. К тому же погашения
долговых обязательств и уплата процентов
по ним отвлекают часть бюджетных
доходов от производительного использования,
сокращает возможности наращивания
производственного и интеллектуального
потенциала общества.
Главных
задач системы управления внешним
долгом, являются: обеспечение национальной
экономики республики внешними источниками
финансирования, достаточными для ее
оптимального развития, осуществление
контроля за эффективным использованием
этих средств и за тем, чтобы их
объем находился в соответствии
с реальными возможностями страны
обслуживать свой внешний долг.
Список
использованной литературы
1.
Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные
и муниципальные финансы. - М.: ЮНИТИ,
2007
2.
Борисов Е. Ф., Экономическая теория:
курс лекций для студентов
высших учебных заведений, Москва:
Общество «Знание» России,2006
3.
Вавилов Ю.А. Государственный
кредит: прошлое и настоящее. М.:
Финансы и статистика, 2004.
4.
Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая
система России. - М.: ИНФРА-М, 2007
5.
Дадашев В. Финансовая система
России. М.: Инфра-М, 2007.
6.
Кредиты. Инвестиции. - М.: «Приор», 2005.
7.
Теория финансов /Общ.ред Н.Е. Заяц,
М.К.Фисенко, Минск: “Высшая школа”,
2007
8.
Финансовое право /Отв. ред.
Н.И. Химичева.-- М.: Юристъ, 2006
9.
Финансы / Под ред. В.М. Родионовой.
М.: Финансы и статистика, 2003
10.
Финансы. Денежное обращение.
Кредит / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.
- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007
11.
Финансы: Учебное пособие / Под
ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы
и статистика, 2004