Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка
Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.
Особенностью названных социальных внебюджетных фондов является то, что они представляют собой самостоятельные финансово-кредитные учреждения, денежные средства которых находятся в гос. собственности, не входят в состав бюджетов и других фондов и не подлежат изъятию. Фонды подотчетны Федеральному Собранию, и это проявляется в том, что по итогам исполнения бюджетов органами управления фондов составляются отчеты об исполнении бюджетов, которые представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федеральных законов. В то же время терр. фонды обязательного медицинского страхования подотчетны соот. органам представительной и исполнительной власти субъектов РФ.
Контроль за использованием средств фондов возложен на Федеральное казначейство и Счетную палату РФ.
Пенсионный фонд РФ образован в целях гос. управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Фонд действует на основании Положения о нем, утв-го Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991, а также на основании БК РФ, ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ», других НПА. Источниками формирования бюджета ПФР являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работодателей и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств ПФР; средства федерального бюджета (т.е. межбюджетные трансферты); добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемые ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; другие поступления.
Средства бюджета ПФР имеют целевое назначение и направляются на: 1) выплату гос-ных пенсий, в т.ч. гражданам, выезжающим за пределы РФ; 2) выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет; 3) оказание органами социальной защиты населения матер. помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; 4) финансовое и материально-технич. обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов; др. мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) созданы в соот. с Законом РФ «О мед. страховании граждан в РФ», и действуют на основании БК РФ, Положения о Федеральном фонде ОМС и Положения о территориальном фонде ОМС, утв-ных Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993, Устава ФФОМС. Данные фонды образованы в целях реализации госуд. политики в области ОМС граждан как составной части госуд. социального страхования. Основными задачами федерального и терр-ных фондов ОМС являются обеспечение предусмотренных зак-вом РФ прав граждан в системе ОМС (на обязательное и добровольное медицинское страхование; выбор медицинской страховой организации; выбор медучреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; получение медицинской помощи на всей территории РФ, в т.ч. за пределами постоянного места жительства); участие в разработке и осуществлении гос. фин. политики в области в области ОМС; обеспечение фин. стабильности гос. системы ОМС и выравнивание фин. ресурсов на его проведение.
Источниками формирования средств ФФОМС являются: 1) часть страховых взносов на ОМС страхователей (организаций и ИП – для работающего населения и ОИВ субъектов РФ, ОМСУ – для неработающего населения); 2) взносов терр-ных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; 3) ассигнований из федерального бюджета; 4) добровольных взносов юридических и физических лиц; 5) доходов от использования временно свободных фин. средств Федерального фонда. Средства ФОМС направляются на финансирование целевых программ оказания медпомощи по ОМС, в т.ч. на охрану материнства и детства.
Фонд социального страхования РФ создан по Указу Президента РФ от 07.08.1992 «О ФСС РФ» в целях обеспечения гос. гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. Фонд действует на основании Положения о ФСС РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994. Деятельность Фонда регламентируется также ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». ФСС управляет средствами госуд. социального страхования РФ. Основной задачей Фонда является финансовое обеспечение гос-ных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей. Средства Фонда образуются за счет страховых взносов работодателей (организаций и ИП); доходов от инвестирования временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий других поступлений; прочих поступлений.
Региональные
целевые внебюджетные
фонды создаются
на основании решений
представительных ОГВ
субъектов РФ. Целями
создания таких фондов
являются привлечение
внебюджетных источников
финансирования в
жилищную сферу; поддержка
участия граждан
в финансировании
строительства и
приобретения жилья;
развитие производственной
базы домостроения;
обеспечение районов
жилой застройки
объектами инженерно-
В51
Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования.
Себестоимость продукции (работ, услуг) — это выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализа¬цию продукции (работ, услуг). Немаловажным источником формирования финансовых ресур-сов предприятия являются амортизационные отчисления, т.е. средства, которые накапливаются на предприятии в результате переноса стоимости основных фондов по определенным нормам на текущие издержки производства и обращения. Кредиты банков — это средства, полученные субъектом на конкретные цели на условиях срочнос¬ти, возвратности, платности. Важнейшим источником формирования финансов гос и муниципальных унитарных предприятий является при¬быль. Именно в результате распределения прибыли предприятия образуются внутрихозяйственные фонды предприятия, которые используются на самые различные нужды предприятия. Государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения распределяют прибыль самостоятельно. Однако собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйст¬венном ведении предприятия. Гос предприятия на праве оперативного управле¬ния (казенные предприятия) распределяют полученную ими при¬быль по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномочен¬ным госм органом.
В52
Правовые основы деятельности государственных и муниципальных предприятий.
Финансы предприятий являются звеном финансовой системы РФ. Специфика финансов предприятия заключается в их распреде-лительном характере, ибо основная часть финансовых отношений предприятия возникает в результате распределения выручки от реализации продукции, работ, услуг, валового и чистого дохода предприятия. Финансы гос и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования представляют собой отношения (не только денежные), связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накопле¬ний этих субъектов. Будучи урегулированы нормами ФП, они являются правоотношениями. Гос и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, а также уставу, утвержденному собственником, самостоятельно распоря¬жаются полученной прибылью. Финансы гос и муниципальных унитарных предприятий с точки зре¬ния системы права представляют собой комплексный финансо¬во-правовой институт, т.е. такой, который, являясь относи¬тельно самостоятельным, в то же время входит некоторыми частями в иные финансово-правовые институты. Таким обра¬зом, институт финансов гос и муниципальных уни¬тарных предприятий представляет собой вторичное образование в системе ФП.
.Прибыль и порядок ее распределения на государственных и муниципальных предприятиях.
Прибыль является важнейшим показателем хозяйственной деятельности предприятия, финансовым результатом этой де¬ятельности. Как известно, прибыль предприятия образуется в результате распределения выручки, полученной им от реализа¬ции продукции (работ, услуг), выбывшего имущества. Под вы-ручкой от реализации понимается стоимость реализованной продукции (работ, услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Что касается прибыли, то в качестве финансовых ресурсов предприятия используется прибыль, остающаяся у него после уплаты всех налогов. Прибыль, образующаяся у предприятия до уплаты налога на прибыль и некоторых других налогов, назы-вается валовой прибылью. Понятие валовой прибыли предприятия и порядок ее опреде-ления даны в ст. 2 п. 2, 3, 4, 6 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Валовая прибыль предприятия представляет собой сумму прибыли (убытка), складывающуюся из: 1) прибыли от реализа¬ции продукции (работ, услуг); 2) прибыли от реализации основ¬ных фондов, иного имущества предприятия; 3) доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включа¬емыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества предприятия определяется как разница между продажной и первоначальной стоимостью этих фондов и имущества. При этом первоначальная стоимость имущества не применяется к основ¬ным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам. Другими словами, прибыль (убыток) от реализации основных фондов, нематериальных активов и МБП определяется как разница между продажной и остаточной стоимостью этих фондов и имущества. В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, полученные от долевого участия в дея¬тельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду; доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию и пр. Наиболее полный перечень внереализационных доходов и расходов предприятия дан в разделе втором Положения «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитывае¬мых при налогообложении прибыли», утвержденном Постанов¬лением Правительства РФ № 552 от 5 августа 1992 г.* Валовая прибыль предприятия, определенная в соответствии с перечисленными требованиями, облагается налогом на при¬быль, после чего используется предприятием как источник его финансовых ресурсов.
В53
Налоги – ст.8 НК РФ – обязательный по юридической форме индивидуальный безвозмездный платеж, который уплачивают организации и ФЛ. Устанавливается представительными органами власти для зачисления в бюджетную систему, а в некоторых случаях во внебюджетные гос/мун денежные фонды.
Сбор – ч.2 ст.8 – обязательный взнос, взимаемый с организаций и ФЛ, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, а также органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, в т.ч. предоставление определенных прав или выдачу разрешений/лицензий.
Основные функции налогов:
фискальная – налог используется как источник доходов гос/мин казны
регулирующая – с помощью налога можно регулировать экономику, и вообще ряд экономических отношений.
Налоговое
право – совокупность
финансово-правовых
норм, регулирующих
общественные отношения
по установлению, введению
и взиманию налогов
и сборов с организаций
и ФЛ в бюджеты
и государственные
внебюджетные фонды,
а также отношения,
возникающие в
процессе налогового
контроля и привлечения
к ответственности
за совершение налоговых
правонарушений.
В54
Права и обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщиками признаются физические лица и организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ). Права и обязанности налогоплательщиков устанавливает часть первая НК РФ (ст. 21, 23). Так, налогоплательщики имеют право:
1)
получать по месту
своего учета от
налоговых органов
бесплатную информацию
о действующих
налогах и сборах,
налоговом законодательстве,
порядке исчисления
и уплаты налогов
и сборов, правах
и обязанностях
налогоплательщиков,
полномочиях налоговых
органов и их
должностных лиц,
а также получать
формы налоговых
деклараций и разъяснения
о порядке их
заполнения; 2) получать
от Министерства финансов
РФ письменные разъяснения
по вопросам применения
федерального налогового
зак-ва; 3) использовать
налоговые льготы при
наличии оснований и
в порядке, установленном
налоговым зак-вом;
4) получать отсрочку,
рассрочку или инвестиционный
налоговый кредит в
порядке и на условиях,
установленных НК РФ; 5)
на своевременный зачет
или возврат сумм излишне
уплаченных либо излишне
взысканных налогов,
пени, штрафов; 6) представлять
свои интересы в налоговых
правоотношениях лично
либо через своего представителя; 7)
представлять налоговым
органам и их должностным
лицам пояснения по
исчислению и уплате
налогов, а также по
актам проведенных налоговых
проверок; 8) присутствовать
при проведении выездной
налоговой проверки; 9)
получать копии акта
налоговой проверки
и решений налоговых
органов, а также налоговые
уведомления и требования
об уплате налогов; 10)
требовать от долж. лиц
налоговых органов соблюдения
зак-ва о налогах и сборах
при совершении ими
действий в отношении
налогоплательщиков; 11)
обжаловать в установленном
порядке акты налоговых
органов и действия (бездействие)
их должностных лиц; 12)
на соблюдение и сохранение
налоговой тайны; 13)
на возмещение в полном
объеме убытков, причиненных
незаконными актами
налоговых органов или
незаконными действиями (бездействием)
их должностных лиц; 14)
на участие в процессе
рассмотрения материалов
налоговой проверки; 15)
иные права в соответствии
с зак-вом о налогах
и сборах. Плательщики
сборов имеют те же права,
что и налогоплательщики.