Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка
Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.
порядок и сроки уплаты налога;
налоговая
льгота
В58
Государственный кредит рассматривается в 2 аспектах:
как экономический: система отношений, возникающих в связи в привлечением государством и муниципальных образований на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств ЮЛ и ФЛ, иностранных государств, международных организаций и иных субъектов международного права.
как правовая категория - урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств на принципах добровольности, срочности, ВОЗМЕЗДНОСТИ, ВОЗВРАТНОСТИ в целях покрытия бюджетного дефицита, а также регулирования денежного обращения.
характерные черты:
1. верховенство государства или муниципального образования, не смотря на то, что оно является должником
2.государственный кредит имеет цель – погашение бюджетного дефицита, регулирование денежно-кредитных отношений.
при государственном кредите не требуется предоставления залога либо поручительства.
обязательным субъектом отношений при государственном кредите является государство или его уполномоченный орган.
основным методом регулирования правовых отношений является императивный метод.
при государственном кредите государство может выступать как должником, так и кредитором.
отношения при государственном кредите не являются договорными.
НПА:
БК РФ
ФЗ «О рынке ЦБ» от 22 апреля 1996
ФЗ от 29 июля 1990 «об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ЦБ»
ФЗ от 5 марта 1999 «О защите прав и законных интересов на рынке ЦБ»
Государственный долг - в результате реализации финансово-правовых отношений по государственному или муниципальному отношению формируется внутренний и внешний долг.
Государственный долг – общая сумма задолженностей государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.
Долг может быть капитальным и текущим.
Капитальный – все обязательства.
Текущий
– сумма расходов
государства по всем
долговым обязательствам,
срок погашения которых
уже наступил.
В59
Государственный и муниципальный долг, управление гос. (муниц.) долгом
Публичный кредит и публичный долг следует рассматривать как две стороны одной медали. Первое есть причина второго.
Как экономическая категория государственный (муниципальный) кредит представляет собой систему экономических денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных и платных началах для использования временно свободных денежных средств организаций и физических лиц в целях формирования ссудного фонда. В правовом аспекте это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и МО-ниями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита, регулирования денежного обращения и удовл-ния др. публичных интересов.
В материальном аспекте внутренний государственный долг есть общая сумма задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и не выплаченным по ним процентам. Такой долг называют капитальным госдолгом. Аналогично дается определение муниципальному долгу.
Отношения в сфере гос. и муниц. долга регулируются гл. 14 БК РФ. В соответствии с ней:
Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Выделяют внешний и внутренний гос. (муниц.) долг. Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и МО-ний перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
Гос. долг РФ представляет собой долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, МО-ниями, иностранными государствами, международными фин. организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ.
Структура долговых обязательств РФ включает: 1) кредиты, привлеченные от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц; 2) государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ; 3) бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ; 4) государственные гарантии РФ; 5) иные долговым обязательства, ранее отнесенные в соответствии с зак-вом РФ на государственный долг РФ.
Управление
гос. долгом РФ осуществляется
Правительством РФ либо
уполномоченным им Министерством
финансов РФ. Управление
гос. долгом субъекта
РФ осуществляется высшим
исполнительным ОГВ
субъекта РФ либо финансовым
органом субъекта РФ
в соответствии с законом
субъекта РФ. Управление
муниц. долгом осуществляется
исполнительно-распорядительным
органом МО-ния (местной
администрацией) в соответствии
с уставом МО.
В60
Управление гос.долгом
Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.
К основным методам управления государственным долгом следует отнести следующее.
Рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Конверсия - изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
Консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов.
Унификация - объединение нескольких займов в один.
Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.
Аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств.
Реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Гос.долг всегда связан с дефицитом бюджета, так как существуют след.источники финансирования дефицита гос.бюджета:
1. Внутр.источники:
- кредиты, получаемые от кред.орг-й(КО) в валюте РФ
- гос.займ в виде выпуска цен.бумаг
- бюдж.ссуды от бюджетов др.уровней
2. Внеш.источники:
- гос.займы, осуществляемые в ин.валюте
-кредиты правительств ин.гос-в, банков и фирм международных орг-й, кот-е предоставляются в ин.валюте.
. Внутренние и внешние гос займы
Гос заимствование – займы, кот привлекаются от ФЛ и ЮЛ, от иностр гос-в и международных финансовых орг-й, по кот-м возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта.
В зависимости от видов источников гос займы:
- внешние – выражены в ин.валюте;
- внутренние – займы,выраженные в рублях.
Осуществление гос и муниц заимствований всегда ведет к образованию гос и мун долга.
Гос и мун долг – сов-ть долг.обязательств либо РФ либо субъекта РФ либо муниц.образования(МО). Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. государственный внутренний долг РФ - долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.
Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Долговые обязательства РФ могут быть в форме:
кредитов, полученных Правительством РФ;
государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом.
Порядок
выпуска гос займов
рос фед опр-ся
ФЗ «Об особенностях
эмиссии и обращения
гос и муниципальных
ц/б», которым установлен
порядок выпуска,
обращение и погашение
гос ц/б РФ, субъектов
РФ, а также муниципальных
ц/б. кроме того законом
закреплен ряд
ключевых положений
в регулируемой области,в
том числе иерархия
нормативных актов,
необходимых для выпуска
гос ц/б - постановление
Правтильства РФ, нормативный
акт Минфина РФ, генеральные
условия эмиссии, условия
эмиссии и иные распорпядительные
акты Минфина России,
подробно регламен-ие
все вопросы эмиссии
гос ц/б, вклюая ряд требований
к эмитенту.
В61
Страхование
– совокупность экономических
отношений, посредством
которых через
взимаемых со страхователей
ЮЛ и ФЛ на добровольной
и обязательной основе
платежи, образуются
специальные страховые
фонды денежных средств.
Функции страхования:
распределительная
- предупредительная
- восстановительная
- сберегательная
контрольная
инвестиционная
основные черты страхования
вероятностный характер
возвратность средств
строго очерченный(замкнутый) характер перераспределитьных отношений
целевое
использование создаваемого
фонда
формы страхования: