Структура власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем
этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная
потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть
различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо
регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.
Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной
жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их
организации.

Работа содержит 1 файл

политическя власть.docx

— 55.67 Кб (Скачать)

чего-либо. Чувства, мысли, идеи, деньги сами по себе не являются объектами,

не выполняют  волю человека. Ее могут выполнять другие люди, действуя по

идейным соображениям, из-за денег, страха и т.д.

Конечно, в реальной политической жизни власть существует в предметах,

символических формах, в документах, законах, инструкциях, программах, знаках

различий и т.д. Существуют многочисленные политические учреждения, работники

которых решают различные  вопросы в пределах своих полномочий. В обыденной

речи эти учреждения также могут выступать как субъекты власти: съезд решил,

правительство постановило, парламент принял закон, хотя все это делали

конкретные люди. Возникает немало ситуаций, когда объект и субъект власти

совмещаются в одной личности, в одном коллективе. Это имеет особое

политическое значение для формирования самоуправляющихся процессов в

обществе, например, самодисциплины, самостоятельности, самоуправления,

самодеятельности.

Субъектами власти могут быть отдельные личности, организации, общности

людей, союзы государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются

индивиды, вторичными — политические организации, субъектами более высокого

уровня — политические элиты и лидеры. Как правило, субъекты власти должны

обладать такими качествами, как желание властвовать, воля к власти,

готовность брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм,

умение использовать ресурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление

властвовать связано  с тем, что власть открывает широкие  возможности для

получения различного рода благ: высокого дохода, привилегий, выгодных

связей и т.д.

К субъектам политической власти относятся:

- социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои). Они

влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен,

безвластия, анархии  эти общности могут на короткое время брать политическую

власть непосредственно  в свои руки путем бунта, восстания, революции,

гражданского неповиновения, создания органов власти "снизу";

- государство;

- политические  партии и организации. Правящие  партии оказывают

непосредственное  влияние на функционирование политической власти,

оппозиционные —  опосредованное. В некоторых странах влияние оппозиционных

партий закреплено в законодательном порядке (право  создавать свой "теневой

кабинет");

- правящие элиты,  бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты и

бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую

определяющее. Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных

слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм

признан официально, и его деятельность контролируется;

- групповое и  индивидуальное лидерство;

- личная власть;

- отдельные личности (граждане) в условиях выборов,  референдумов;

- толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса,

отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а не

рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти

толпой устанавливается  режим охлократии.

От того, как  взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и

характер их взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества.

Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, воли

властителя и  подчинения объекта. Подчинение так  же естественно присуще людям,

как и руководство. Потому власть зависит от покорности населения, от того,

готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество. Качества объекта

политической власти зависят от политической культуры населения. Например,

патриархальный и подданнический тип культуры формирует покорность, привычку

повиноваться, желание  жить под "твердой рукой". Активистский тип культуры

формирует гражданина, несущего свою долю ответственности  за страну, а не

покорного слугу  власть предержащих. 
 
 
 
 
 
 

Легитимность  власти

Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал  стремление

восстановить во Франции власть короля как единственно  законную, в отличие от

власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело  и другой смысл — признание

данной государственной  власти и территории государства  на международном

уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против

насильственной  смены власти и перекройки государственных границ, против

произвола и охлократии.

     Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять.

Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы

согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а

существующий порядок  наилучшим для страны. Конечно, в  обществе всегда есть

граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не

поддерживающие  власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает

большинство, что  законы исполняются основной частью общества.

В политологии  используется также термин "легальность" власти. Легальность и

легитимность —  не одно и то же. Легальность власти — юридическое

обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым

нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является

правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но

обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть

нелегитимна, не приниматься  народом. В обществе может существовать и

нелегальная власть, например, мафии.

Легитимность —  это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с

моральной оценкой  власти. Граждане одобряют власть, исходя из моральных

критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность

призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не

достигается, то оправдать  принуждение, использование силы. Легитимная власть

и политика авторитетны  и эффективны.

Очевидно, что легитимность может быть, как завоевана, так и потеряна. Сроки

завоевания элитой легитимности различны в зависимости  от обстоятельств, а ее

потеря вызывается различными причинами. Трудно дать оценку легитимности в

обществе, где идет модернизация, где нарушаются привычные нормы поведения.

Тем не менее, пренебрегать легитимностью можно только до определенных

пределов, причем это характерно для деспотической  власти авторитарного или

тоталитарного типа либо для власти обреченной, временной, слабой.

Демократическая власть уделяет легитимности своих  действий большое внимание,

ибо она вынуждена  править с согласия народа, а не потому, что такова ее

добрая воля.

Чтобы завоевать  и удержать легитимность, доверие  народа, власть прибегает к

аргументации своих  действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости,

правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной

воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям

производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия,

репрессий часто  используется деление людей на друзей и врагов. Принципы

легитимности (верования) могут иметь истоки в древних  традициях,

революционной харизме или в действующем законодательстве.

Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом

Вебером, который  выделил три основные принципа: традиция, харизма,

легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде". В

конкретных политических системах эти три типа переплетаются  при преобладании

одного из них.

     4.3. Традиционная легитимность

Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев,

традиций, которые  рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой

управления и  послушания в обществе, ибо так  принято, так было всегда. Власть

традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют

легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные

общества статичны, они могут существовать веками без существенных изменений.

Люди вновь и  вновь воспроизводят отношения  власти и подчинения на протяжении

многих поколений.

Традиционная власть была характерна для древних восточных  империй (Египет,

Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы. Традиционная легитимность

присутствует и  в современных политических системах. По своей мотивации она

схожа с отношениями  в патриархальной семье, где младшие повинуются старшим.

Поэтому, как считал М. Вебер, полезно сохранять наследственную монархию и в

условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет государства многовековыми

традициями почитания  власти.

     4.4. Харизматическая легитимность

В модернизирующемся  обществе, еще не освоившем демократический  тип управления,

распространен харизматический тип властвования. Харизма означает особый

дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это

сверхчеловек  с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет, Соломон,

Александр Македонский, Цезарь и др.). Элементы харизмы были у Ленина,

Сталина, Мао, Де Голля, Гитлера, Тито, Троцкого, Рузвельта, Черчилля, Неру.

Исторически харизматическая  власть существовала в самых разных политических

системах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона,

гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао

Цзэдуна. Харизматический  тип властвования развивается в  условиях, где нет

свободы, в революционных  условиях. Харизматический авторитет не связан

нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от

приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения

перед ним. Со своей  стороны, лидер полагает, что выполняет "историческую

миссию", поэтому  требует поддержки и послушания. Для возникновения

Информация о работе Структура власти