Основные славянские племена

Дата добавления: 16 Октября 2011 в 16:11
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (46.79 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Реферат.docx

  —  51.15 Кб

     Таким  образом, в этот период славяне  переживали последний период  общинного строя – эпоху «военной  демократии», предшествующую образованию  государства. Об этом же свидетельствуют  такие факты, как острое соперничество  между военными вождями, зафиксированное  другим византийский автором  VI в. – Маврикием  Стратегом: появление рабов из пленных; набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж выборных военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоявшей из профессиональных военных – соратников князя.

     В начале IX в. усиливается дипломатическая  и военная активность восточных  славян. В самом начале IX в. они совершили походы на Сураж в Крыму; в 813 г. – на остров Эгину. В 839 г. русское посольство из Киева посетило императоров Византии и Германии.

     В 860 г. ладьи русов появились у  стен Константинополя. Поход связан  с именами киевских князей  Аскольда и Дира. Этот факт  говорит о наличии государственности  у славян, живших в среднем  Поднепровье. 

     Многие  ученые считают, что именно  в то время Русь выступила  на арену международной жизни  в качестве государства. Есть  сведения о договоре между  Русью и Византией после этого  похода и о принятии Аскольдом  и его окружением, дружинниками  христианства.

     Русские  летописцы начала XII в. включили  в летопись легенду о призвании  северными племенами восточных  славян в качестве князя варяга  Рюрика (с братьями Трувором и Синеусом, один из которых сел княжить в Изборске, другой в Белоозере) в IX веке.

     Сам  факт пребывания варяжских дружин  на службе у славянских князей  не вызывает сомнения (служба  русским князьям считалась почетной  и прибыльной). Допустимо, что  и Рюрик был реальной исторической  личностью. Одни историки даже  считают его славянином; другие  видят в нем Рюрика Фрисландского,  совершавшего набеги на Западную  Европу. Л. Н. Гумилев высказал точку зрения, что Рюрик (и племя русов, прибывшее с ним) – из Южной Германии.  Но эти факты никак не могли повлиять на процесс создания Древнерусского государства – ускорить или замедлить его.

В целом к концу 10 века выделились следующие социальные группы:

  1. Великий князь. Глава государства.
  2. Князья удельные. Правители удельных княжеств подчиненные великому князю.
  3. Бояре. Категория выделившаяся из воинской элиты. Отличившиеся дружинники, получившие в награду земельные владения.
  4. Дружинники. Воины, а значит привилегированное сословие.
  5. Свободные крестьяне и горожане.  Земледельцы, охотники, бортники, ремесленники,  мелкие торговцы и купцы (купцы имели более высокий социальный  статус, но все равно меньше чем скажем дружинный сотник).
  6. Люди разной степени зависимости (закупы, рядовичи, ярыги, холопы).

4. Религия восточных  славян.

     В основе  миросозерцания восточных славян  лежало язычество – обожествление  сил природы, восприятие природного  и человеческого мира как единого  целого.

     Зарождение  языческих культов произошло  в глубокой древности – в  эпоху верхнего палеолита, около  30 тысяч лет до н.э. 

     С переходом  к новым типам хозяйствования  языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной  жизни человека. При этом, что  примечательно, самые древние  пласты верований не вытеснялись  новыми, а наслаивались друг на  друга, поэтому восстановление  информации о славянском язычестве  чрезвычайно сложно. Оно затруднено  и потому, что до сегодняшнего  дня практически не сохранилось  письменных источников.    Самые  почитаемые из языческих богов  были Род, Перун, Сварог и Волох (Велес); при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов.

     Перун  являлся богом молнии и грозы, покровителем воинов. Род – бог покровитель родов, семей. Стрибог и Похвист – ветра и непогоды. Велес и (или)  Тур – скота и богатства.  Даждьбог -  один из богов неба и погоды, считался создателем славян. Хорс и Ярила – божествами солнца. Макошь – богиня плодородия  и земли. Сварог - бог неба  создатель земли. Мара – богиня смерти. Чернобог  - покровитель нечисти.  Среча – богиня ночи. Семаргл – хранитель посевов. Чур – хранитель границ.  Белбог  -  гарант справедливости.  Лада и Лель боги любви.

     В глубокой  древности у славян был широко  распространен  культ Рода  и рожаниц, тесно связанный  с поклонением предкам. Род  – божественный образ родовой  общины вмещал всю Вселенную:  небо, землю и подземное обиталище  предков. 

     Каждое  восточнославянское племя имело  своего бога-покровителя и свои  пантеоны богов, у разных племен  схожих по типу, но различных  по имени. 

     В дальнейшем  особое значение приобретает  культ великого Сварога – бога  неба – и его сыновей – Даждьбога,  Ярилы,  Хорса и Стрибога – богов солнца и ветра.

     Со  временем все большую роль  начинает играть Перун – бог  грозы и дождя, «творец молний»,  который особенно почитался как  бог войны и оружия в княжеско-дружинной  среде. Перун не являлся главой  пантеона богов, лишь позже,  в период формирования государственности  и усиления значения князя  и его дружины, культ Перуна  стал укрепляться. 

     Перун  – центральный образ индоевропейской  мифологии – громовержец (древнеинд. Parjfnya, хеттский. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и др.), находящийся «наверху» (отсюда связь его имени с названием горы, скалы) и вступающий в единоборство с противником, представляющим «низ», - он обычно находится «под» деревом, горой и т.д. Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку.  

 

     В языческий пантеон входили также Волох (Велес) – покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков; Макошь (Мокошь) – богиня плодородия, ткачества, и другие.

Деревянные и каменные статуи богов воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в том числе человеческие. Языческие праздники были тесно связаны с земледельческим календарем. В организации культа значительную роль играли языческие жрецы – волхвы.

     Главой  языческого культа был вождь,  а затем князь. Во время культовых  ритуалов, проходивших в специальных  местах – капищах, богам приносились  жертвы. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян, их нравственность.

 Первоначально сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом.    Кроме того, мир восточных славян был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр. Кикимора – мелкий дух вредитель женского пола, жил в доме за печкой, считалось, что его легко задобрить небольшим подношением (в болотах не жили!!!). Домовой – дух обитающий в доме, помогает работящим хозяевам, но вредит лентяям и бездельникам.  Леший – хранитель леса, не злой дух, но тех, кто причинял вред лесу, жестоко наказывал, мог и убить. Полевые и травники духи природы, живущие на лугах. Берегини – духи женского пола хранительницы природы, их слушались звери и птицы, а так же лешие и др. духи природы.

Русалки – души девушек  утопившихся от несчастной любви, жили в реках и озерах (ни каких хвостов  у них не было). Анчутки и криксы – злые болотные духи. Нави – приведения. Упыри – не упокоенные  мертвецы пьющие кровь (аналог вампиров). 

5. Образование единого государства.

Традиционно датой  образования славянского государства  принято считать 882 год, но так же можно считать, что государство образовалось в 862 год. Это год призвания северными племенами (чудь, меря, словены и некоторые племена кривичей) варяжских князей. По одной версии Рюрик пришел с братьями Трувором и Синеусом. Сам он занял Ладогу, Синеус  - Белоозеро, Трувор  - Изборск. Через два года, после смерти братьев присоединил их владения и перенес столицу в Новгород. По другой версии братья Рюрика появились в результате ошибки летописца переводившего иностранный документ. Рюрик пришел со своим домом (сине-хус) и верной дружиной (тру-воринг). То есть уже в 60-х годах девятого века в северных землях Руси начало образовываться единое межплеменное государство, с одним правителем, подчиненной ему армией. В 879 году после смерти Рюрика, правителем и воспитателем малолетнего Игоря (сына Рюрика) стал Олег. По одним данным Олег был родственником Рюрика.  По другим просто приближенным дружинником, командиром одного из варяжских отрядов.

В 882 году Олег с дружиной выдвинулся из Новгорода на юг. Взяв Смоленск и Любеч посадил там  правителями своих приближенных. Дойдя до Киева обманом проник в город  и убил Аскольда и Дира. Захватив город, объявил его столицей своего государства. Олегом были присоединены племена северян, радимичей и временно вятичей. Совершены походы на древлян.

Олег успешно воевал с уличами, тиверцами и могущественным в то время Хазарским каганатом. Так же он совершал удачные походы на Византию (по преданию прибил над  воротами Царь града свой щит). После  смерти Олега  в 912 году правление  принял Игорь Рюрикович. Пусть его  правление не было столь успешным как правление Олега, но все же и при нем земли Руси  продолжали расширяться. Были присоединены уличские земли и древлянские. Игорь погиб в 945 году в результате древлянского восстания. Древлянский  князь Мал (жена которого была убита Игорем) повелел разорвать Игоря, привязав  его к стволам деревьев. По достижении зрелости власть принял Святослав Игоревич. Практически всю свою жизнь Святослав провел в походах. Он покорил вятичей, разгромил Хазарский каганат, разорил Волжскую Булгарию.  Совершал походы в Болгарию Дунайскую (присоединил к Руси некоторую часть ее земель). Погиб в 972 году,  возвращаясь из Болгарии попал в печенежскую засаду в районе острова Хортица. По преданию хан Куря сделал из черепа Святослава пиршественную чашу. Окончательно сформировал границы Руси сын Святослава Владимир.

Его держава была меньше чем, держава его отца. Но границы были окончательно обозначены и укреплены. На юге построен ряд  крепостей для защиты от кочевников. На востоке заключенный договор  с могущественной Волжской Булгарией  обеспечивал мир.

6. Соседи восточных  славян.

Соседями восточных  славян были многочисленные и разнообразные  племенные и государственные  образования. На севере это были финно-угорские народы: чудь, корелы, ижоры, меря, эсты и др. Эти прибалтийские народы частично вошли в состав Древнерусского государства. Они оказали влияние на культуру северной части восточнославянских племен. Эти племена жили в основном за счет  рыболовства, охоты и других лесных промыслов, очень мало занимались сельским хозяйством.

На востоке были два сильнейших государства Волжская Булгария  и Хазарский каганат.

Волжская Булгария  -  могущественная мусульманская держава, платила дань Хазарскому каганату вплоть до разгрома последнего Святославом. Булгария была очень богатым государством, с которым славяне вели выгодную торговлю (когда не воевали).  После разгрома Святославом Хазарского каганата, Булгарская армия выдвинулась на юг с целью разграбления ослабленной хазарии. Но была разбита дружиной Святослава, после чего Булгария была разграблена славянами. Впрочем избавившиеся от гнета хазар, булгары быстро оправились от удара и начали активно развиваться.  Очень скоро их армия стала одной из сильнейших, а государство одним из богатейших. Следующее серьезное столкновение булгар со славянами состоялось при Владимире Святославовиче. Киевское войско прошло через страну разграбив ее и взяло в осаду столицу город Булгар. После длительной осады между булгарами и славянами был заключен договор «о вечном мире». Согласно этому договору булгары и славяне вели друг с другом  беспошлинную торговлю и заключали вечный мир.

Хазарский каганат  был иудейской державой. Основатели каганата кочевники хазары (народ  тюркского происхождения).  В первой трети седьмого века они перекочевали в прикаспийские степи.  Очень  скоро они завоевали значительную часть степи, оттеснив печенегов на восток. Обложили данью Булгар  и значительную часть восточнославянских племен.  Успешно воевали с Византийцами. Терять свое могущество хазары начали с приходом Олега который начал отнимать у них данников. Окончательно  потеряли свое могущество хазары при Святославе. Князь Святослав в союзе с печенегами разгромил втрое более многочисленное хазарское войско и  захватил основные города и крепости каганата.

На юго востоке (тмутаракань) жили касоги.  Касоги – принятое в русских летописях название адыгов – многочисленной группы родственных по происхождению племен Северного Кавказа, называвших себя адыге и обитавших на юго-западе Северного Кавказа и Черноморском побережье. В древности упоминались под назывательными именами меотов, зихов, керкетов. С V в. началось возвышение зихов, которое до X в. возглавляли союз адыгских племен. Со времени монгольского нашествия на Русь распространилось другое название адыгов -  черкесы. В XIII-XIV вв. часть адыгов продвинулась на Восток – в бассейн Террика, где жили прежде аланы, истребленные и оттесненные монголами в горы; оставшаяся часть аланов смешалась с адыгами. Так образовалась кабардинская народность.

На западе обитали  многочисленные западнославянские  племена и балтийские.

Мазовщане – славянское племя первые упоминания о которых относится к IX веку. Точные сведения о них не сохранились. Сейчас народность проживающая на территории Польши.

Ятваги  - балтская племенная группа, этнически наиболее близкая к пруссам. Бесписьменный ятвяжский язык принадлежит к западной ветви балтской группы индоевропейской языковой семьи. Начиная с XII века ятвяги участвовали в этногенезе литовской, латышской, белорусской и польской народностей.  С VIII века по XVII век ятвяжские племена населяли междуречье Нарева и Немана (так называемую Судавию), до X или XI века — также основную часть будущего Подляшья.

С конца I тысячелетия  на территорию Судавии с востока начали активно проникать славянские дреговичи (на месте одного из их поселений X века позднее и возник город-крепость Гродно). В X—XII веках южные и восточные окраины ятвяжского края неоднократно подвергались нападениям со стороны киевских великих князей (например, Ярослава Мудрого в 1038 г.). Основными занятиями ятвягов в то время были земледелие, молочное животноводство, рыболовство, торговля и пчеловодство.

Описание работы
Дохристианский период истории восточных славян до сих пор остается малоизученным. Это связано с тем, что христианство с приходом своим на Русь начало активную борьбу со всем языческим, дохристианским. А значит и с языческой письменностью, которой владели волхвы, языческой культурой и языческими сказаниями о собственной истории. Более или менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян весьма туманна.
Содержание
Введение. Стр.2
1) Основные славянские племена. Стр.2
2) Основные занятия славян. Стр.3
3) Семья и род у восточных славян. Общественное устройство. Стр.5
4) Религия восточных славян. Стр.8
5) Образование единого государства. Стр.10
6) Соседи восточных славян. Стр.12
Заключение. Стр.14
Список источников.