Анализ внешней среды предприятия на основе ОАО “МТС”кий анализ мтс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - провести анализ внешней среды на основе данных предприятия ОАО «МТС».
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теоретические основы анализа внешней среды
Провести анализ внешней среды на ОАО «МТС»
Применить результаты анализа внешней среды в разработке стратегии развития предприятия ОАО «МТС»

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа внешней среды предприятия
1.1 Понятие внешней среды (необходимость проведения анализа внешней среды)
1.2 Методы анализа внешней среды
1.3 Роль анализа внешней среды в стратегическом планировании предприятия (в разработке стратегии развития предприятия)
2. Анализ внешней среды предприятия ОАО «МТС»
2.1 Pest-анализ
2.2 Анализ доминирующих экономических характеристик отрасли
2.3 Конкурентный анализ по методике Майкла Портера
2.4 Анализ движущих сил отрасли
2.5 Анализ стратегии конкурентов
2.6 Построение карты стратегических групп
2.7 Определение КФУ в отрасли
2.8 Комплексная оценка о привлекательности отрасли
3 .Применение результатов анализа внешней среды в стратегическом планировании предприятия ОАО «МТС»
3.1 Выбор стратегии развития на основе матрицы БКГ
3.2 Выбор стратегии развития на основе матрицы МакКинзи/GE
3.3 Выбор стратегии развития на основе ситуационного подхода
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

страт менедж.rtf

— 1.63 Мб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

Факультет менеджмента и бизнеса

Кафедра «Менеджмент»

 

 

Тема:

« Анализ внешней среды предприятия на основе ОАО “МТС” »

Курсовая работа

 

 

 

 

Выполнил:

студентка группы №1441 ОЗО

Тищенко Светлана Игоревна

 

Проверил:

Ст. пр. Бондарь Юлия Александровна

 

 

 

 

 

Владивосток

2008

 

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы анализа внешней среды предприятия

1.1 Понятие внешней среды (необходимость проведения анализа внешней среды)

1.2 Методы анализа внешней среды

1.3 Роль анализа внешней среды в стратегическом планировании предприятия (в разработке стратегии развития предприятия)

2. Анализ внешней среды предприятия ОАО «МТС»

2.1 Pest-анализ

2.2 Анализ доминирующих экономических характеристик отрасли

2.3 Конкурентный анализ по методике Майкла Портера

2.4 Анализ движущих сил отрасли

2.5 Анализ стратегии конкурентов

2.6 Построение карты стратегических групп

2.7 Определение КФУ в отрасли

2.8 Комплексная оценка о привлекательности отрасли

3 .Применение результатов анализа внешней среды в стратегическом планировании предприятия ОАО «МТС»

3.1 Выбор стратегии развития на основе матрицы БКГ

3.2 Выбор стратегии развития на основе матрицы МакКинзи/GE

3.3 Выбор стратегии развития на основе ситуационного подхода

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Актуальность темы состоит в том, что внешняя среда является неотъемлемой частью функционирования предприятия. Без нее немыслимо само существование организации. Качественное ведение бизнеса в нашей стране подразумевает способность предприятия приспосабливаться к любым изменениям внешней среды и эффективно на них реагировать.

Любое предприятие, только открывающееся или давно функционирующее, не только являет собой среду, но и существует в среде. В ней оно находится и функционирует. При принятии управленческих решений и совершении практически любого действия, необходимо учитывать окружающую среду.

Необходимость анализа внешней среды для предприятий стала актуальна только после перехода России к рыночным отношениям, так как стало образовываться множество предприятий, для которых основной задачей стало выживание в неопределенной и подвижной среде.

Внешняя среда характерна своей нестабильностью и непредсказуемостью, особенно в России. История предпринимательства и современной экономики в России имеет очень короткий срок, по сравнению с уже налаженной ситуацией в других странах. Существует нехватка научных трудов российских экономистов, поэтому приходится обращаться к трудам иностранных коллег. Но в этом случае нельзя полностью следовать их предложениям, так как необходимо делать акцент на российскую специфику экономики.

Предприятие должно отслеживать все тенденции на рынке и развивать те направления, которые будут необходимы после ожидаемых изменений. Конечно, существует риск неправильного прогноза изменений, который значительно уменьшается при более серьезном подходе к анализу факторов внешней среды.

Цель курсовой работы - провести анализ внешней среды на основе данных предприятия ОАО «МТС».

Задачи курсовой работы:

Рассмотреть теоретические основы анализа внешней среды

Провести анализ внешней среды на ОАО «МТС»

Применить результаты анализа внешней среды в разработке стратегии развития предприятия ОАО «МТС»

Предметом работы является процесс анализа внешней среды. Этот процесс является по сути бесконечным, т.к. внешняя среда изменчива и непостоянна, вследствие чего необходимо постоянно отслеживать и анализировать ее изменения.

Объект работы - ОАО «МТС».

Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Исследованием этого вопроса занимались также такие известные теоретики, как: М. Мэскон, М. Альберт, Ф Хедоури, М. Портер, К. Боумэн, Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел. Генри Минцберг в своих трудах сформировал школы стратегий, где отдал должное значение влиянию внешней среды на функционирование предприятий. Он дал название и встал во главе одной из стратегических школ - Школы Внешней среды.

В своей курсовой работе я выделяю следующие методы проведения анализа внешней среды:

PEST-анализ или анализ глобального макроокружения;

Анализ доминирующих экономических характеристик отрасли и оценка о неполной привлекательности отрасли;

Анализ движущих сил отрасли;

Конкурентный анализ по методике Майкла Портера;

Анализ стратегии конкурентов;

Построение карты стратегических групп;

Определение КФУ (Ключевых Факторов Успеха);

Оценка о полной привлекательности отрасли.

Для анализа внешней среды была использована следующая информационная база: научная литература, периодические издания, сайты.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы.

Первая глава является теоретической, в ней даны основные понятия и значения факторов внешней среды, рассмотрены методы анализа внешней среды и его роль и актуальность в стратегическом планировании.

Вторая глава является практической, где мною проведён анализ внешней среды ОАО «МТС».

В третьей главе был составлен стратегический план ОАО «МТС», опираясь на данные стратегического анализа внешней среды. Выявлен комплекс мероприятий совершенствования управления и развития данной компании.

 

1. Теоретические основы анализа внешней среды предприятия

 

В условиях жесткой борьбы между конкурентами и быстро меняющейся ситуации предприятия должны вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволила бы им поспевать за изменениями, происходящими в окружении. Исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию предприятия к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления [1, с.181]. Из этого понятно, что внешняя среда как бы указывает руководителям предприятий на стратегическое управление, а последнее соответственно на выбор стратегии развития для своих предприятий.

В данной теоретической главе я рассмотрю более подробно, что собой представляет внешняя среда с ее факторами, как и какими методами, они анализируются, какие стратегические выводы следуют из результатов анализа и какую роль они играют в выборе стратегии предприятия.

 

1.1 Понятие внешней среды (необходимость проведения анализа внешней среды)

 

В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х гг. Это стало одним из важнейших вкладов в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь, опутанных связями с внешним миром.

Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание, чем когда-либо. «Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций - деловых, образовательных, государственных - под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации».1

Даже если бы изменения не были столь значительны, руководителям все равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Более того, он должен предложить подходящие способы регулирования на внешние воздействия.[6, c.116].

Внешняя среда - это все те факторы, которые находятся за пределами предприятия и могут на него воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать предприятию, пребывает в непрерывном движении и подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, вводятся новые законы и налоги, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность предприятия реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха [2, с.23].

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в процессе постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. [1, с.189].

Среда существования предприятия делится на две части или подсистемы. В литературе разных авторов названия этих подсистем различаются, это: макроокружение и непосредственное окружение, ближнее окружение и дальнее окружение, макросреда и отраслевая конкурентная среда, среда прямого и косвенного воздействия. В некоторых периодических изданиях выделяют даже три методологических уровня исследования возможных изменений внешней среды, влияющих на деятельность предприятия: микро-, макро- и мегауровень [7, с.26].

Ближнее окружение (непосредственное окружение) - непосредственно влияет на предприятие, увеличивает или уменьшает эффективность его работы, приближает или отдаляет достижение его целей. Непосредственное окружение обеспечивает саму жизнедеятельность предприятий. Данное окружение включает клиентов, поставщиков, конкурентов, рынок рабочей силы, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации. Предприятие тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на ближнее окружение с целью изменения их в благоприятном для предприятия направлении [2, с.23].

Изучение непосредственного окружения предприятия направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что предприятие может оказывать существенное слияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым оно может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию [1, с.193].

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам:

Покупатели;

Поставщики;

Конкуренты;

Рынок рабочей силы.

 



 






 

Рис.1. Непосредственное окружение организации

 

Анализ покупателей в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:

географическое местоположение покупателя;

демографические характеристики покупателя (возраст, образование, сфера деятельности);

социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки;

отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт.

Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность выбора продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ниже. Если же наоборот, то продавец должен стремиться заменить данного покупателя другим, который имел бы меньше свободы в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции. [1, с.193].

Многие придерживаются точки зрения, согласно которой единственная подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы.

Информация о работе Анализ внешней среды предприятия на основе ОАО “МТС”кий анализ мтс