Менеджмент как искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:55, реферат

Описание работы

Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает связи между причиной и следствием, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
1. МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО НАУКА И ИСКУССТВО ……………….………... 5
2. ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ ………………………………………………. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..…..……... 12
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………….…………….…………..… 13

Работа содержит 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИСКУССТВО.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Наименование  института

Факультет

Кафедра

 
 
 
 
 
 
 

Реферат

«Менеджмент как искусство»

 
 
 
 
 
 

                  Выполнила студентка

                  … курса, ……… группы,

                  …………….. отделения 
                  ……………. факультета

                  …………………………. 
                   

                  Научный руководитель

                  ………………………….

                  (должность,  уч. степень) 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Вятские Поляны – 2012 
 

Оглавление 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..  3

1. МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО НАУКА И ИСКУССТВО ……………….………... 5

2. ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ ………………………………………………. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..…..……... 12

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………….…………….…………..… 13                                                                                                                                        

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Рыночные  отношения кардинально меняют подходы к образованию в целом и методике подготовки экономистов – менеджеров в частности. Важное место в такой подготовке, как показывает мировой опыт, занимает постижение науки и искусства менеджмента [4, с.5].

     В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную среду.

     Другими словами, менеджмент – это человеческие возможности, с помощью которых  лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

     Термин  «менеджмент» означает управление социально-экономическими процессами на уровне организации – управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом. Менеджер – это человек, прошедший большую специальную подготовку и добивающийся результатов посредством других людей. Это признанный лидер любого коллектива [5, с.14].

     Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает связи между причиной и следствием, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления [1, с.8].

     Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и многообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, — это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях — ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т. д..  Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое, подобно медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы.

     Наука даёт лишь определённые общие положения, подходы, принципы, методы. Искусство менеджмента состоит в их творческом применении в управленческой практике. Менеджер должен знать в каких условиях, при каких обстоятельствах, в какой обстановке применить конкретные научные знания [1, с.49]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Менеджмент – это наука и искусство

Чем дальше, тем искусство становится более  научным, а наука — более художественной; расставшись у основания, они  встретятся когда-нибудь на вершине.

Г. Флобер

     Управление  — древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьезный научно-методический фундамент.

     Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований — она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Регистрация и систематизация явлений, раскрытие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций — основная задача любой науки, в том числе и науки управления [2].

      Под научным основанием управления понимается система научных знаний, которая  составляет теоретическую базу практики управления, а точнее обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями.

      Концепция научного управления получила свое развитие в США с началом ХХ в. Ее основоположником был. Ф. Тейлор, книгу которого «Принципы  научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.

     К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного менеджмента» практически отсутствовала  идея научной организации труда. Под менеджментом понимались самые  неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта.

      Ф. Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы. Он сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению – это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего [1, с.13]. 

      Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления [1, с.47]. 

      Широко  распространено мнение, что менеджмент – это искусство. Поскольку искусство  требует личных способностей и таланта, менеджеры, принимающие организационные  решения о лучшем использовании  ресурсов и освоении новых рынков, несомненно, включены в творческий процесс. Многое из того, что менеджер знает о том, как управлять отдельным человеком или группой, выяснено из собственного опыта или от других лиц, занимающихся подобной деятельностью. Понимать подчиненных, чтобы создавать атмосферу, способствующую достижению поставленных целей, несомненно является искусством.

      Но  самое производительное искусство  всегда опирается на понимание лежащей  в его основе науки. Таким образом, наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. По мере совершенствования науки должно совершенствоваться и искусство, как это имело место в физических и биологических науках. Врачи, не сведущие в науке, превращаются в знахарей; овладев наукой, они могут стать искусными хирургами. Администраторы, пытающиеся управлять без знания теории, должны полагаться на удачу, интуицию или на свой прошлый опыт; овладев организационным знанием, они получают гораздо лучшую возможность разработать практически применимое, обоснованное решение какой-либо управленческой проблемы [3, с.12].

      Грамотный инженер, хорошо знающий технику  и технологию на своем участке  работы, но не владеющий специальными знаниями и опытом управленческой работы, сможет в лучшем случае стать средним, заурядным руководителем, но если у него хватит решимости уйти от своего узкого, ограниченного профессиональными рамками мировоззрения специалиста, проявить настойчивость в изучении принципов и психологических основ управления, то, обладая талантом руководителя, он может стать настоящим организатором производства и признанным лидером своего коллектива.

     Руководитель  должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь  острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и  знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости "человеческой инженерии" и владеть обширными гуманитарными, человековедческими знаниями. Альберт Эйнштейн отстаивал тезис о необходимости самой тесной связи науки и искусства; Нильс Бор аргументированно утверждал, что методы искусства расширяют и обогащают методы естествознания, а Луций Сенека пытался определить основные контуры особой науки — психагогики, которая должна была заниматься проблемами искусства управления душой человека.

     Наука и искусство основаны на творчестве в отличие от репродуктивной деятельности, направленной на количественное воспроизведение достигнутого стандарта. Если в творчестве невозможен плагиат, то репродукция определяет любую оригинальность, своеобразие как брак. Смелый прорыв в неведомое, талант первооткрывателя лежат в основе прогресса, однако и реализация великих открытий, развитие материальной культуры общества требуют не только репродуктивной деятельности, колоссальной концентрации ресурсов, но и истинно творческой активности многих незаурядных личностей [2]. 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Искусство управления

      В практической деятельности управляющие  находятся в постоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны  принимать решения с учетом случайных  явлений и конкретных ситуаций, основываясь  на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению характерные черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков (Г. Кунц, С. О'Доннел и др.) категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством: "Процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организованного знания в области управления) к реальностям любой ситуации". И далее, о роли науки в управлении: "Хотя деятельность по управлению — это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут понимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление — важнейшее из всех искусств".

     Во  всех сферах человеческой деятельности наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В управлении, когда в результате групповой  деятельности любое решение отличается от альтернативных вариантов (если не целью, то методами), умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего. Вполне объяснимо, почему среди достижений мировой управленческой мысли особое место занимает один из высших разделов теории управления — искусство управления. Действительно, не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы — обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня [2].

Информация о работе Менеджмент как искусство