Внешняя торговля России с Германией

Автор: Юлия Русинова, 08 Июня 2010 в 17:32, реферат

Описание работы

В начале XXI века внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.
Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.
Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение-------------------------------------------------------------------2
1. Внешнеэкономические связи России---------------------------3
2. Место и роль России в мировой торговле, как
главная форма внешнеэкономических связей--------------------6
2.1.Внешняя торговля России в середине 90-х-------------6
2.2. Стратегическое направление внешне-
экономической политики----------------------------------9
3. Основные принципы торговой политики РФ------------------12
4. Общее положение Германии в мировой экономике----------14
5. Внешнеторговые операции Германии с Россией--------------18
6. Перспективы развития внешнеторговых связей РФ
и Германии--------------------------------------------------------------23
Заключение---------------------------------------------------------------25
Список использованной литературы--------------------------------27

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 47.45 Кб (Скачать)

Емкость российского  рынка, объем природных ресурсов, имеющийся производственный потенциал в условиях ограниченности в настоящее   время   собственных средств создают взаимную заинтересованность и открывают значительные возможности для осуществления   капиталовложений   в российскую экономику.

2.2 Стратегическое  направление внешнеэкономической  политики

Стратегическим  направлением внешнеэкономической  политики РФ является дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики. Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановый научно-технический и информационный обмен.

Экономика России оказалась зависимой от экспорта   узкого  круга   товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих   потребительских   товаров. Степень ее открытости на определенном этапе перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.

В этой связи  для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей:

·           повышение конкурентоспособности российской экономики;

·        сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;

·        обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;

·        проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его  конкурентоспособности,  не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;

·        сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля за осуществлением экспортно-импортных     операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.[4]

Присоединение России к Всемирной   торговой   организации (ВТО) позволит более эффективно содействовать развитию экспортных возможностей российских производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличит степень защищенности отечественных производителей на российском и зарубежном рынках.

Установленный в России внешнеторговый режим, либерализован до уровня промышленно развитых стран с устоявшимися рыночными отношениями. Это позволяет создавать на внутреннем, рынке конкурентную среду, обеспечивать его наполнение товарами и услугами, объем которых способен удовлетворить потребности, как производственного сектора, так и населения. В то же время следует отметить, что наши торговые партнеры не всегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, применяя ограничительные меры и тем самым нарушая принцип взаимности в торгово-экономических отношениях.

В настоящее  время ограничительные меры (главным образом антидемпинговые пошлины и угрозы применения таковых) по отношению к российским товарам используют ЕС и еще 11 стран (США, Канада, Турция, Индия и др.).

В этой связи  ведется постоянная работа по устранению искусственных барьеров, сдерживающих экспорт российских товаров, путем урегулирования торговых споров. В частности, в 1998 г. было урегулировано 7 таких споров, в том числе по экспорту титановой губки, кованого титана, капролактама и вольфрама.

3. ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ

На объемы, структуру  и региональное распределение российского  экспортно-импортного обмена заметное влияние оказали меры государства  по регулированию внешней торговли. В целом его основные направления  отвечают задачам российской экономики  и внешней торговли, проведению начатых  реформ.

Однако есть и негативные стороны – недоработанность многих аспектов

нормативно-правовой базы, непоследовательность и поспешность  в принятии отдельных решений. Но работа в этом направлении идет. Примером может служить изданный закон "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности".

Отношения РФ с  иностранными государствами в области  внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров России.

В целях интеграции экономики России в мировую экономику  Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и  нормами международного права участвует  в международных договорах о  таможенных союзах и свободных экономических  зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями. В настоящее время  торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного  регулирования (экспортные и импортные  таможенные тарифы) и нетарифного  регулирования (в частности, путем  квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности путем  вмешательства и установления различных  ограничений органами государственной  власти.

Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения  вводятся в исключительных целях: 

1) обеспечения  национальной безопасности РФ;  

2) выполнения  международных обязательств РФ  с учетом состояния на внутреннем  товарном рынке;  

3) защиты внутреннего  рынка РФ.[5]   

В целях защиты национальных интересов действует  система экспортного контроля.

Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические  стандарты и требования в отношении  ввозимых товаров, контроль за их качеством. Предусматриваются защитные меры в  отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление которых мы видим  в растущих импортных пошлинах. В  настоящее время Правительство  России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы  развития экспорта России, основной целью  которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий.

4. ОБЩЕЕ  ПОЛОЖЕНИЕ ГЕРМАНИИ В МИРОВОЙ  ЭКОНОМИКЕ            

 ФРГ по  праву называют одним из «локомотивов»  мировой экономики. По уровню  мирового развития, величине экономического  потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное  разделение труда        и другим важнейшим критериям  она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в «большую восьмерку».         

 ФРГ - наиболее  мощная промышленная держава  Западной Европы. ФРГ тесно связана  с мировым хозяйством. Она мало  уступает США – крупнейшей  торговой державе мира – по  объему внешней  торговли, хотя ее экономический потенциал почти втрое меньше. Доля ФРГ в мировом экспорте составила в 2002 году 10%, а по величине внешнеторгового оборота Германия находится на втором месте в мире после США. Она является также одним из крупнейших экспортеров и импортеров капитала.       

 По качественным  характеристикам национальной экономики  (уровень производительности труда,  капиталоснащенность и наукоемкость  производства и др.) ФРГ также  занимает одно из первых мест  в мировом хозяйстве.[6]  

Основой внешнеэкономической  политики ФРГ является развитие экономических  связей с ее главными внешнеэкономическими партнерами: ЕС, США и Японией. Большое  внимание уделяется расширению присутствия  немецких фирм на рынках стран Юго-Восточной  Азии, Латинской Америки, юга Африканского континента, Восточной и Центральной  Европы. Первостепенное значение придается  укреплению ЕС, в котором Германия занимает ключевое место.       

 Товарная  структура внешней торговли ФРГ  характеризуется высоким удельным весом готовой промышленной продукции (свыше 90% всего объема товарооборота – по стоимости). Товарная структура германского экспорта сложилась уже в 60-х гг. и оставалась с того времени относительно стабильной. Ведущие позиции в экспорте занимают инвестиционные промышленные товары, главным образом, машины и оборудование (2000 г. – свыше 56%), промышленное сырье и полуфабрикаты (свыше 22,4%), промышленные товары широкого потребления (около 11%). ФРГ занимает четвертое место в мире по экспорту сельскохозяйственных товаров и продуктов питания (после США, Франции и Нидерландов).          

 Стимулированию  германского экспорта способствует  развитая   система финансирования и страхования внешнеэкономической деятельности.         

 Высокая конкурентоспособность  германской промышленности на  мировых рынках обеспечивается, как правило, за счет преимуществ  в ее неценовых параметрах, в  частности, преимуществ в качестве  и техническом уровне продукции,  отличном сервисе, сроках поставок, которые четко соблюдаются и  др.       

 В общем  объеме импорта ФРГ основная  доля приходится на готовые  промышленные изделия и полуфабрикаты  (2000 г. – около 70% и около  10% соответственно), сырье (5%), в частности,  автомобили, подъемно-транспортные  средства, электротехнические изделия,  энергоносители, цветные металлы, стальной прокат, минеральное сырье, текстиль, одежда. В основном за счет импорта обеспечивается удовлетворение потребностей Германии в первичных энергоносителях. ФРГ  является импортером товаров высокой технологии.[7]      

 ФРГ является  одним из крупнейших в мире  экспортеров капитала.   Экспорт капитала из Германии был официально разрешен в 1952 г. с начала 90-х гг. иностранные капиталовложения в экономику ФРГ по объемам превышают средствами, вкладываемые немецкими фирмами и банками за рубежом.  За период 1990-2001 гг. общий объем накопленных немецких зарубежных инвестиций составил 15640, млрд. немецких марок, тогда как совокупные иностранные капиталовложения в экономику страны достигли соответственно 1758,4 млрд. немецких марок.       

 Обратную  тенденцию имеет  динамика прямых инвестиций. За период 1990-1997 гг. прямые совокупные частные капиталовложения немецких предприятий за рубежом достигли 309,4 млрд. немецких марок (нетто), тогда как прямые иностранные вложения в экономику ФРГ составили только 35,2 млрд. немецких марок.        

 Главные инвесторы  ФРГ – кредитные институты,  инвестиционные и страховые компании. В производственном секторе наибольшая  инвестиционная активность наблюдается  в химической промышленности  и автомобилестроении. Правительство  ФРГ предоставляет гарантии для  прямых инвестиций германских  компаний за рубежом.[8]

Слабая заинтересованность иностранных инвесторов объясняется, в частности, самыми высокими в мире издержками на оплату труда в ФРГ, высокими налогами и высоким уровнем  требований по охране окружающей среды. Вместе с тем экономическая и  политическая стабильность в ФРГ, правовая защищенность экономических субъектов, устойчивая валютно-финансовая система, емкий внутренний рынок, наличие  передовых технологий и высококвалифицированной  рабочей силы делают страну привлекательной  для притока иностранного капитала.                      

Организация и  проведение ярмарок - одна из ведущих  отраслей сферы услуг в германской экономике. По проведению международных  ярмарок Германия занимает 1-е место  в мире. Почти две трети ведущих  международных ярмарок в отдельных  отраслях проходят в Германии.          

5 из 10 крупнейших  в мире по обороту ярмарок  расположены в Германии. Экспоненты  и посетители ежегодно расходуют  на участие в ярмарках около  10 млрд. евро. Общий народохозяйственный  эффект от проведения ярмарок  составляет 23 млрд. евро. Благодаря  этому обеспечиваются около 250.000 рабочих мест. 

В год проводятся около 140 надрегиональных ярмарок  и выставок, в которых участвуют 160.000 экспонентов, 9-10 млн. посетителей, общая площадь стендов составляет 6,5 млн. кв. метров.          

Информация о работе Внешняя торговля России с Германией