Классификация дидактических игр

Дата добавления: 20 Февраля 2013 в 15:12
Автор: k***********@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (30.42 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Введение.docx

  —  32.80 Кб
  1. Введение

Одним из эффективных путей  активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая  игра. В процессе игры замечательный  мир детства соединяется с  прекрасным миром науки, в который  вступают ученики. И игру можно назвать  восьмым чудом света, так как  в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие  возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные  знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает  детскую наблюдательность и способность  определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние  на умственное развитие детей, совершенствуя  их мышление, внимание, творческое воображение. Это объясняет актуальность темы исследования.

Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все  игры (даже самые простые) имеют много  общих элементов с работой  ученого. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей  по игре. Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Следует отметить, что дидактические игры отличаются от деловых игр в первую очередь отсутствием цепочки решений.

Из числа известных  типов игр к дидактическим можно отнести: анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, разбор деловой почты руководителя и некоторые другие, например, социо-игровые технологии обучения.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

 

 

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Классификация дидактических игр
  3. Педагогическое руководство дидактическими играми
  4. Вывод
  5. Используемая литература

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классификация дидактических игр

 






 

 

 

Обучающая дидактическая  игра

Обучающей является та игра, в которой  учащиеся, участвуя в ней, приобретают  новые знания, умения и навыки или  вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат  усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив  познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании учебного материала.

Обучающие игры-занятия  помогут малышу подготовиться к  школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.

В тоже время с  нашими познавательными играми малыш весело проведёт время, ведь все игры проиллюстрированы красочными картинками, а добрая приятная музыка создаст лёгкую непринуждённую атмосферу. Решая несложные развивающие игровые задания, ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!

Сущность дидактических игр. Основная особенность дидактических игр  определена их названием: это игры обучающие. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера  – обучающей задачи. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, а  возможность проявить активность, выполнить  игровые действия. Дидактическая  игра помогает чему-то научиться в  легкой, непринужденной форме. Такое  непреднамеренное обучение получило название автодидактизма. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что ЗУ, приобретаемыми играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес для детей это игровые действия, решение игровой задачи, выигрыш. Дидактические игры в педагогических системах. Педагогическая система Фребеля – представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в д/с. В систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом были стихи, песни, рифмованные присказки, с целью обучающего воздействия игр. Но жесткая регламентированность деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб занимательности – все вызвало критические замечания известных педагогов (Ушинского, Толстого, Тихеевой). 
Неоднозначную оценку получила система дидактических игр автором которой является М. Монтенсори. (Игра должна быть обучающей, в противном случае это «Пустая игра»). Она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. (Эти материалы были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражнять свою активность). 
Автор отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По ее мнению они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы. Содержанием игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи (Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова). В последнее время поиски ученых (Богуславская. Дьяченко, Смирнова) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта. В таких играх нет фиксированных правил, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют игры- РАЗВИВАЮЩИМИ.

Контролирующая  дидактическая игра

Контролирующей будет игра, дидактическая  цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому  ученику необходима определенная подготовка по предмету.

Обобщающая дидактическая  игра

Обобщающие игры требуют  интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать  в различных учебных ситуациях.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Педагогическое руководство дидактическими играми

В системе  воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место  занимает  игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.

Среди разнообразных игр  особое значение для детей дошкольного  возраста имеют дидактические игры. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально созданные взрослыми  в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом  обучения для детей дошкольного  возраста, формой обучения, самостоятельной  игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А.П. Усова, В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, Е О. Смирнова, А.И Сорокина, А.К. Бондаренко и др.) и психологов (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.).

Широкое использование дидактических  игр в дошкольном образовательном  учреждении объясняется тем, что  они наиболее соответствуют силам  и возможностям дошкольников, т.к. обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.

Включение дидактических  игр в педагогический процесс  ДОУ обусловлено их особенностями, в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения детьми представлений и знаний. В дидактических играх, как указывают З.М. Богуславская, Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова и другие, ребёнок без нажима, без той тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных предметов.

С помощью дидактических  игр решаются учебные задачи по формированию навыков умственной деятельности детей, умений использовать приобретенные  знания в новых ситуациях. В условиях игры дети лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предла- гают просто запомнить. Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Дидактические игры позволяют  детям в живой, непосредственной форме накапливать сенсорный  опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше   предметов  и  их   свойств   смогут  дифференцировать   и   т. д.); развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику; совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения,  возникают   по  их  инициативе,  определяются  их  интересом).

Воспитательная и развивающая  ценность обучения в форме дидактической  игры заключается в содержании и  направленности его на решение задач  нравственного воспитания – воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, воспитание уважения к семье, к старшим.

В игре  формируются нравственные привычки детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых  задач, выполнении игровых действий.

Все это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.                                          

Анализ содержания сборников  с дидактическими игра ми (авторы: А.К. Бондаренко, А.И.Сорокина, Л.В.Артемова, З.М. Богуславская, Е.И.Удальцова и др.) позволяет выделить сложившуюся тенденцию деления дидактических игр на игры с опорой на наглядность (предметные, настольно - печатные) и на игры без опоры на наглядность (словесные, в которых задача решается в мыслительном плане).

Так А.К. Бондаренко  все дидактические игры предлагает разделить на три основных вида:

1 - игры с предметами (игрушками,  природным материалом);

2 - настольно- печатные;

3 - словесные игры.

Кроме того, каждая группа дидактических  игр имеет ещё более дробную  иерархичность. Например,  А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Дидактическая игра имеет  определенную структуру, характеризующую  ее как форму обучения и игровую  деятельность. Выделяют следующие структурные  составляющие дидактической игры:

1)дидактические и игровые  задачи;

2)игровые действия;

3) игровые правила;

4)результат.

Также можно выделить следующие  отличительные особенности дидактических  игр:

  • они являются чаще всего совместной деятельностью;
  • имеют готовое содержание и правила, носящие формализованный и обязательный характер;
  • действия участников игры реальны и однозначны;
  • дидактические игры имеют совершенно определенный, заранее заданный конечный результат;
  • носят цикличный, повторяемый характер (цикл игры заканчивается выигрышем одной из сторон; продолжение игры есть повторение игрового цикла, вновь завершающегося выигрышем);
  • тип отношений играющих - состязательный, связанный с установлением первенства в чем-либо одного из играющих.

Педагогу, использующему  в своей деятельности дидактическую  игру, необходимо знать её природу  и возможности, ее структуру и  особенности, своеобразие каждого  из её компонентов и четко представлять роль дидактической игры и ее место  в педагогическом процессе ДОУ.

Так дидактическая игра может  быть включена в любое занятие  в качестве его составной части, позволяя повысить интерес детей  к нему, активизировать их деятельность. А может использоваться и как  самостоятельная форма.  В первом случае содержание и правила игры подчинены воспитательно-образовательным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий, а инициатива в выборе и проведении игры принадлежит воспитателю. Вне занятий   дидактические игры проводятся во внеучебное время (утром до завтрака, на прогулке,  во второй половине дня), в группе или на участке.

В обоих случаях воспитатель  руководит дидактическими играми, но по-разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами  и игровыми действиями, а в самостоятельных  играх участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями  между детьми, оценивает их поведение. Дидактическая игра тем и хороша, что она позволяет взрослому не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого формирующего воздействия на него, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно, руководящую позицию в воспитании.

Страницы:12следующая →
Описание работы
Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра. В процессе игры замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в который вступают ученики. И игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Это объясняет актуальность темы исследования.
Содержание
Введение
Классификация дидактических игр
Педагогическое руководство дидактическими играми
Вывод
Используемая литература