Классификация дидактических игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:12, реферат

Описание работы

Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра. В процессе игры замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в который вступают ученики. И игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Это объясняет актуальность темы исследования.

Содержание

Введение
Классификация дидактических игр
Педагогическое руководство дидактическими играми
Вывод
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 32.80 Кб (Скачать)

При отборе дидактической  игры воспитатель должен  четко представлять себе требования, которым она должна отвечать. Дидактические игры должны:

  • отражать реальную  картину  окружающего  мира  и  быть  доступными дошкольникам;
  • обеспечивать  возможность  играть  как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;
  • позволять   ребенку    самостоятельно    контролировать    правильность выполнения задания;
  • материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам.

Организация дидактических  игр педагогом должна осуществляться в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;
  • определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;
  • установление  взаимосвязи  и  взаимодействия  с другими формами воспитательно-образовательной работы;
  • подготовка игрового оборудования;
  • определение времени игры в режиме дня;

Проведение  дидактических игр  включает:

  • определение количества играющих;
  • ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,  
  • игровыми действиями, дидактическим материалом;
  • выработка у детей игрового настроения, желания играть;
  • показ игровых действий;
  • руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;
  • подведение итогов игры.

Подведение  итогов (анализ) направлено:

  • на выявление приемов ее подготовки и проведения;
  • на выявление индивидуальных особенностей в поведении и характере детей;
  • усложнение игры и обогащение новым материалом.

Руководство дидактическими играми в старших группах требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда    и изготовление  его вместе с воспитанниками, организация  обстановки для игры (где будут сидеть или бегать дети, куда будут прятать предметы, куда положить весь игровой материал), определение своей роли в игре от ее начала и до конца.

 

При проведении дидактических  игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю  необходимо соблюдать следующие  условия:  

  • четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
  • занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать  играющим,  живо  и эмоционально  реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;
  • вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;
  • давать возможность каждому ребенку быть в роли, как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;
  • варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
  • осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;
  • средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
  • используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.

Итак, в работе со старшими дошкольниками воспитатель должен активно руководить дидактической  игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать  непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости  оказывать помощь играющим.

Таким образом, используя  огромный воспитательно-образовательный  потенциал дидактической игры, педагог  может решать самые разнообразные  задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности  их реализации.

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Дети очень любят, когда с  ним играет педагог. Воспитатель  должен помнить, что очень важный момент в игре - преодоление препятствий, достижение цели, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает  умственные способности дошкольника.

В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные  мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам  и признакам, отгадывать предметы и  действия по описанию, придумывать  рассказы. Дети должны уметь найти  ответ, догадаться, сравнить, сделать  правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность. Умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

 

Исходя из этого можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает делать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Анищенко О.А. Развиваем в игре. - Мн., Асар.2000. – с.5

2. Бондаренко  А.К. Дидактические игры в детском  саду. – М. Просвещение,1991. –

3. Бондаренко  А.К. Воспитание детей в игре. – М., Просвещение, -

4. Бреслав Г.Н. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., Педагогика. 1990. – с.75.

5. Буре  Р.С. Готовим детей к школе.  – М., Просвещение, 1987. –

6. Васильева  А.И. Старший воспитатель детского  сада. – М., 1990. – с.76.

7. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение.

8.Аванесова, В. Н. Дидактические  игры / В. Н. Аванесова // Сенсорное  воспитание в детском саду. - М. : Наука, 1969. - С. 176-212.

9.Григорьева Ю.С. Дидактическая  игра как средство полового  воспитания детей старшего дошкольного  возраста: Дисс… пед. канд. наук. – Екатеринбург, 2007. – 167 с.

10.Запорожец, А. В. Игра и  развитие ребенка / А. В. Запорожец  // Психология и педагогика игры  дошкольника. - М., 1966. - С. 5-10.

11.Запорожец, А. В. Избранные  психологические произведения : в 2 т. / А. В. Запорожец. – М.: Педагогика. 1986.


Информация о работе Классификация дидактических игр