Геополитика Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:22, реферат

Описание работы

В любом серьезном исследовании современной геополитической, национальной, экономической ситуации на территории бывшего СССР непременно фигурирует тема "точки отсчета", которой является развал единого пространства. Но если правящие круги предпочитают списывать это событие на безликую "логику истории", то подавляющее большинство идеологов "оппозиции" склонно намекать на те или иные конспирологические концепции. Однако, ни одна из этих концепций так и не прояснила пока следующую загадку.

Работа содержит 1 файл

Геополитика Украины.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

 

5. От профанизма - к знанию

 

В том, что Украина постепенно начинает играть серьезную геополитическую роль, заслуга ее официальных властей не столь велика - они просто вынуждены прислушиваться к голосу своего народа, который еще не настолько искажен "промыванием мозгов" средствами массовой информации, как в России.

В политических организациях Украины до недавнего времени властвовала интеллигентская банальность, совмещавшая тупую неприязнь ко "всему московскому" со слезными истериками по давно ушедшей старине. (К слову, как все это напоминает некоторых наших экзальтированных "патриотических" архаиков с их аналогичной неприязнью ко "всему советскому"!) Такая ситуация привела лишь к рождению РУХа (аналога "Демократической России"), а на более "правом" (а точнее - правомондиалистском) фланге - к активизации КУНа (Конгресса украинских националистов), организации, имеющей центр в США и воплощающей собой все самые известные карикатурные черты "украинского националиста".

Эту тяжелую пелену профанизма прорвало рождение Украинской Национальной Ассамблеи, объединившей наиболее энергичные слои украинской молодежи и попытавшейся выразить все самые насущные национальные и социальные интересы народа. Вот несколько выдержек из ее программных принципов:

"УНА объединяет народ на основе национальной идеи, которая понимается прежде всего как идея солидарности, взаимопомощи и дисциплины.

УНА не допустит безработицы. Дело чести УНА - добиться, чтобы украинский рабочий и крестьянин распоряжались результатами своего труда. Большинство политических сил на Украине представляет собой лобби западного капитала, или мечтает быть таким. Только УНА, когда придет к власти, будет проводить политику протекционизма по отношению к национальному капиталу. УНА строит экономику не в интересах Международного валютного фонда, а в интересах нации."

Очевидно, что феномен УНА заключен в ее выходе за пустые сегодня рамки "правых" и "левых" и ориентации на Третий путь. Именно эта ориентация и привела УНА к тому, что она первой на Украине отбросила ностальгические банальности и поставила перед собой серьезные геополитические проблемы. В тех же программных принципах говорится так: "Украина будет гарантом стабильности в Евразии."

Конечно, последнее заявление выглядит несколько высокомерно, хотя и его нельзя игнорировать, учитывая то, что нынешняя РФ этим гарантом не является точно. Более того, в своих последних заявлениях УНА все громче говорит о пагубности изоляционизма и о необходимости имперских ориентиров, направленных на воссоздание альтернативного Западу Большого Пространства. И приход ее к этому знанию, отвергающий стандартную антиимперскую позицию украинских "старых правых", делает УНА самой перспективной политической силой на Украине. Однако, сотрудничество с идейно родственными российскими организациями затруднено пока целым рядом факторов. Во-первых, неполной изжитостью еще в УНА этнократического подхода (который способен привести только к изоляционизму), и во-вторых, непонятным принципиально-антиукраинским тоном некоторых российских "имперских" партий.

 

6. Факторы силы

 

Важнейшим силовым фактором, который может обеспечить появление нового Большого Пространства, являются, безусловно, ядерные силы Украины. Учитывая подписание РФ ряда разоруженческих договоров с США, украинское ядерное оружие, которое она, несмотря на угрозы "мирового сообщества", принципиально не хочет сдавать Ельцину на металлолом, становится стратегической мощью, способной кардинально изменить континентальную расстановку сил. Вот как об этом пишет в аналитическом обозрении газета УНА "Замкова Гора": "В ядерной Украине могут быть заинтересованы те европейские силы, которые недовольны навязчивой опекой Соединенных Штатов, кроме того, в случае сохранения ядерного оружия, она сможет активно влиять на ситуацию в Центральной Азии и на Ближнем Востоке <...> Геополитическое положение Украины и геополитическая ситуация в регионе таковы, что, лишенная ядерных сил сдерживания, Украина может быть втянута в ряд локальных конфликтов или даже станет полем боя серьезной региональной войны".

И ситуация наличия у Украины ядерного оружия все более дает о себе знать. Так, в частности, во время последних ракетных ударов США по Багдаду, когда все члены НАТО и, конечно, ельциновская РФ рабски поддержали поведение хозяина, Украина осмелилась выразить свое несогласие с ним. Отсюда очевидно, что все сознательные антимондиалистские силы России не должны попасть на удочку антироссийского проамериканского "патриотизма" РФ, но - поддержать ядерный статус Украины.

Несколько сложнее обстоит дело с Черноморским флотом и его базой в Севастополе. Конечно, это город русской славы и память о том, как в прошлом веке громили там английских оккупантов, - священна. Но в актуальной ситуации кто - Ельцин? Грачев? Козырев? - может дать гарантии, что полный переход флота и его базы под юрисдикцию РФ не приведет к его последующему "сокращению в соответствии с международными обязательствами"? Однако, и Украине не под силу его самостоятельно содержать. Очевидно, что адекватное решение этой проблемы остается делом будущего, делом нашей общей грядущей Империи.

Что же касается "сил быстрого реагирования", то на Украине их миссию выполняет боевое подразделение УНА - УНСО (Украинская национальная самооборона). Это именно они воевали в Приднестровье и Сербии. Широкую известность получил и другой случай, произошедший в ноябре 1992 года в городке Добромыль Львовской области. Там местные "демократические" власти, официально поддерживающие католиков, наняли отряды ОМОНа для того, чтобы отобрать у православных очередной храм. Но отряд УНСО организовал сопротивление примерно таким образом, какими были события 1 мая в Москве: самонадеянные и вооруженные дубинками и газом холуи режима, потребовавшие освободить храм, были встречены градом камней и палочными ударами. Только христианское человеколюбие народа позволило омоновцам погрузиться в автобусы и уехать навсегда из этих мест...

 

7. Русские на Украине

 

Проблема русского населения на Украине сложна не только из-за упомянутой неизжитости этнократизма в украинских политических движениях, но и потому, что сами русские во многом дезориентированы. Наша "оппозиционная" пресса часто изображает их чуть ли не как поголовных сторонников восстановления СССР, хотя дело обстоит совсем не так просто. Прежде всего, среди русского (а точнее здесь - русскоязычного) населения слишком велик процент людей, исповедующих стандартные "демократические" иллюзии и не стремящихся ни к какому политическому самовыражению, кроме обычного конформизма. И этим украинская ситуация вполне тождественна российской. Однако, нас более интересуют те категории "украинских русских", которые остаются на имперских позициях. Но и они весьма неоднозначны.

Русское движение на Украине наиболее сильно в Крыму и на Донбассе. И показательным отличием между ними является то, что первое ориентировано на РФ, тогда как второе вовсе туда не стремится. На севастопольских митингах зачастую рядом развеваются флаги СССР и РФ, и многие их участники, к сожалению, не отдают себе отчет в их радикальной противоположности. Разумеется, идея Большого Пространства чрезвычайно глубока в "коллективном бессознательном", но без адекватной постановки вопроса о том, КОМУ принадлежит это Пространство, она способна привести к ложному решению и только еще более усугубить кризис. Ориентируясь на Москву, нельзя не замечать специфики ее актуального статуса, способного, конечно, взять под свою юрисдикцию, но взамен навязать лишь духовную деградацию, нивелирующий либерализм и неограниченный грабительский "рынок".

Более позитивной представляется позиция русских шахтеров Донбасса, на первый план выдвигающих именно социальные требования. Они тоже, конечно, сторонники Большого Пространства, но в условиях, когда ни одна из столиц не удовлетворяет их справедливые требования, они предпочитают путь к нему через регионализацию и установление прямых экономических и даже политических контактов с другими регионами - и неважно, на Украине или в РФ. Таким образом, объективно они и являются сторонниками новой великой Империи. Если в Киеве к власти придет социально ориентированная УНА и скорректирует свою этническую политику, они вполне могут войти в контакт с ней. Москву же спасет, пожалуй, только социальная революция.

 

8. Идея киевоцентризма

 

Наш анализ будет неполон, если в нем не уделить внимания аспектам, которые на первый взгляд, далеки от геополитики, но подспудно предопределяют мышление и действия сил, ее направляющих. Так, актуальная украинская геополитика исходит из идеи киевоцентризма, заслуживающей более пристального изучения именно потому, что она несет в себе уже не изоляционистскую ориентацию, но противоположную - имперскую, ориентацию на Большое Пространство.

Суть этой идеи сводится к тому, что духовным центром новой империи должен стать Киев. Его предназначение оправдывается тем, что, с позиций эзотерических сторонников этой идеи, русская история совершила полный цикл - сначала столица была перенесена из духовного центра (Киева) в политический (Москву), а затем и в появившийся в результате экономической необходимости Санкт-Петербург. В советскую же эпоху, когда политика вновь встала над экономикой, столица вновь вернулась в Москву, и теперь пришло время окончательно завершить это блуждание на холмах, благословленных Святым Апостолом Андреем Первозванным, откуда и началось крещение Руси.

Эта концепция, что интересно, одновременно и входит и не входит в противоречие с традиционной для России идеей "Москвы - Третьего Рима". Не входит, а напротив, вполне сочетается, если "Рим" мыслить как категорию подчеркнуто имперскую. И возникает довольно острая коллизия, если здесь сталкиваются интересы Москвы и Киева как двух мессианских очагов Православия. Поэтому будет весьма любопытным поближе взглянуть на фигуру митрополита Филарета, главного окормителя идеи духовного киевоцентризма.


9. Православный мессианизм митрополита Филарета

 

Отчего произошло отделение Украинской Православной Церкви от Русской? Всему ли виной этнократические настроения на Украине и честолюбие митрополита или здесь вступили в действие более глубокие факторы? Мы не беремся давать окончательных оценок, ограничиваясь лишь перечислением фактов, возможно, неизвестных российскому читателю.

Итак, отделяясь от Московской Патриархии, митрополит Филарет обвинил ее в "ереси жидовствующих" и экуменической ориентации. Только Киев, являющийся по летописям "Новым Иерусалимом", противостоит, с его точки зрения, сгущающемуся эсхатологизму современности. Поэтому он и основал Киевский Патриархат на базе бывшей Украинской Автокефальной Православной Церкви, которая утратила это название. (Отметим, что это весьма тонкий ход: в отличие от понятия "Украина", "Киев" для русского человека никогда не был и не станет символом чего-то отдаленного, "иностранного".) Но себя объявил лишь местоблюстителем Патриарха. Кроме того, восстановил почитание всех русских святых, считавшихся прежде по глупому этнократическому недоразумению в УАПЦ "московскими". И наконец, повел решительную борьбу с наступающим с Запада униатством.

Такова в самых общих чертах деятельность митрополита Филарета, оказывающая огромное влияние на украинские национал-радикальные силы, и поэтому, безусловно, заслуживающая особого исследования. А Московская Патриархия, если она уверена в своей правоте, должна найти веские и достойные опровержения словам митрополита Филарета.

 

10. Возможности "параллельного" диалога

 

Нет сомнения, что сегодня наличествует масса возможностей для ведения полноценного диалога между теми русскими и украинскими силами, которые стремятся создать новое, альтернативное Западу, Большое Пространство. Более того, в Киеве такой диалог уже ведется между некоторыми наиболее серьезными и радикальными русскими патриотическими организациями и Украинской национальной ассамблеей. Здесь следует лишь выделить те принципиальные моменты, по которым возможно реальное согласие.

1. Воля построить великую, духовно и геополитически единую Империю, внутренне культурно полицентричную.

2. Борьба против проамериканского "нового мирового порядка".

3. Неприятие правящего истэблишмента СНГ, ведение "параллельного" диалога между национал-радикальными силами.

4. Отвержение западных принципов "рыночного либерализма" и "общечеловеческих ценностей", примат политики над экономикой и "прав народа" над "правами человека".

5. На Украине - принцип двуязычия, отказ от изоляционистской этнократии, полное взаимоуважение национальных культур.

6. Особое внимание - социальной справедливости, принцип национального социализма

Существуют определенные трудности в изготовлении геополитической доктрины Украины. Это связано с тем, что Украина вышла на политическую арену как независимое государство тогда, когда интересы большинства других государств полностью оформились, также определилось их место в структуре международных отношений. Во-вторых, в самой Украине нет единства взглядов на геополитические приоритеты, ощущается влияние стереотипов прошлого.

Европейские политики отмечают, что Украина может играть стабилизирующую роль в Европе. Таким образом, можно сделать вывод, который в политике относительно Украины учитывается то, что она является соседним государством с Россией, страной, которая имеет серьезные внутренние конфликты, нестабильность, непредвиденность дальнейшего развития. В этих условиях важно реально оценивать ситуацию и исходя из нее реализовать государственные интересы. В целом сегодня происходит процесс глобализации и новая конфигурация геополитических сил.

Наша страна является европейским государством за признаком территории. Но этого недостаточно чтобы стать действительно европейским государством за сущностными признаками. Согласно Хантингтону, Украина не принадлежит к западной цивилизации ( во всяком случае, большая часть народа Украины принадлежит к славяно-православной цивилизации). Он выделяет западную, конфуцианськую, японскую, исламскую, хинди, славяно-православную, латиноамериканскую, с определенными замечаниями еще и африканскую.После истечения „холодной войны” Европу разъединяют не идеологические, а культурно-цивилизационные отличия. „Бархатный занавес культуры заменила железный занавес идеологии как самая важная линия деления в Европе”. Линия, которая отделяет западную и незакатную цивилизации в Европе пролегает вдоль границы между Россией и Финляндией и странами Балтии, вскрывает Беларусь и Украину, отделяя греко-католическую Западную Украину от православной Восточной. Православные народы в меньшей мере способны построить стабильные политические системы на демократических началах. Украина по выражению Хантингтона есть „раздвоенной” страной, которая находится на границе двух цивилизаций. В „растерзанных” странах, которой есть Россия, значительно больше проблем, которые рождены принадлежностями разных групп народа к разным цивилизациям. Хантингтон называет условия, при которых такие страны могут осуществить цивилизационную трансформацию:1) политическая и экономическая элита страны должны поддерживать цивилизационную трансформацию; 2) народ должен быть готовым к такому переходу; 3) руководящие слои цивилизации-реципиента должны иметь желания принять новую страну.

Информация о работе Геополитика Украины