Функции речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:42, реферат

Описание работы

Восприятие (анализ и синтез) непосредственных, конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды ор-ганизма, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов состав-ляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека. Вместе с тем, у человека в процессе трудовой деятельности и социальной жизни развивается “чрезвычайная прибавка” так называемая вторая сигналь-ная система, связанная со словесными сигналами, речью. Эта система сигна-лизации состоит в восприятии слов — слышимых, произносимых '(вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме).

Содержание

1. Две сигнальные системы, функциональное единство
сигнальных систем действительности
2. Функции речи.
3. Физиологические основы речи
4. Формы речевой деятельности.
5. Развитие речи у ребенка
6. Библиографический список

Работа содержит 1 файл

реферат функции речи.doc

— 430.00 Кб (Скачать)

Московский  государственный  гуманитарный университет 
имени М. А. Шолохова
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: 

Функции речи 
 
 
 
 

Москва 2011 
 

Оглавление 

1. Две сигнальные  системы, функциональное единство 
сигнальных систем действительности

2. Функции речи.

3. Физиологические основы речи

4. Формы речевой  деятельности.

5. Развитие речи  у ребенка

6. Библиографический  список 
 

 

Две сигнальные системы, функциональное единство сигнальных систем

     Восприятие (анализ и синтез) непосредственных, конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека. Вместе с тем, у человека в процессе трудовой деятельности и социальной жизни развивается “чрезвычайная прибавка” так называемая вторая сигнальная система, связанная со словесными сигналами, речью. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов — слышимых, произносимых '(вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме).

     Первая  сигнальная система – способ регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, непосредственно регистрируются сенсорными системами.

     Вторая  сигнальная система – способ регуляции поведения человека в окружающем мире, свойства которого воспринимаются и познаются человеком посредством знаковой системы языка.

     Речевые сигналы лежат в основе особого  принципа, особой формы отражения действительности. Они могут не только заменять непосредственные сигналы, но и обобщать их, выделять и абстрагировать отдельные признаки и качества предметов и явлений, устанавливать их связи и взаимную зависимость, а также процессы их становления и изменения. Именно эта система сигналов определяет важнейшие особенности высшей нервной деятельности человека и делает возможным “специально человеческое, высшее мышление” (Павлов И.П.), приводящее к безграничной ориентировке в окружающем мире, к развитию науки и ее практического отображения – техники.

     Замечательная особенность второй сигнальной системы  – быстрота образования условных связей: достаточно человеку один раз что-либо услышать или прочитать в книге, чтобы в коре больших полушарий появились новые условные связи. Иногда они настолько прочны, что сохраняются на долгие годы, не нуждаясь в подкреплении.

     В период становления человека вторая сигнальная система, то есть система речевых сигналов, сложилась на основе первой сигнальной системы  в процессе общественно трудовой деятельности и стала самым постоянным регулятором в жизненных отношениях. Однако это вовсе не значит, что первая сигнальная система отступила на задний план. Вторая сигнальная система имеет значение только через первую и в связи с ней. Поэтому высшую нервную деятельность человека нельзя рассматривать как состоящую из двух частей – животной (первосигнальной) и человеческой (второсигнальной). Нет особой животной, или биологической, части высшей нервной деятельности человека. При всех условиях высшая нервная деятельность человека едина.

     Не  существует специальных речевых  рецепторов, на которые действовали бы только второсигнальные (речевые) раздражения. Одни и те же воспринимающие клетки слухового органа приходят в состояние возбуждения под влиянием определенной серии звуковых тонов и шумов независимо от того, складываются они в слова или нет. Речь на непонятном иностранном языке будет таким же первосигнальным раздражением, как и другие непосредственные звуковые раздражители. Эта же речь после изучения иностранного языка приобретает второсигнальное значение, но действует не на какие-либо иные, а на те же рецепторные клетки.

     Соответственно  и для импульсов, возникающих  в рецепторах под влиянием речевых  раздражителей, нет ни специальных  проводящих путей, ни непосредственно  связанных с ними специальных корковых клеток. Иными словами, импульсы, возникающие под влиянием раздражителей обеих сигнальных систем, приходят к  одним и тем же воспринимающим клеткам коры. Однако в человеческой коре процессы протекают неизмеримо сложнее, чем у животных. Достаточно сказать, что речевая деятельность обусловлена огромным количеством дополнительных условных связей, которые вовлекаются в корковые процессы и тогда, когда человек не говорит, не читает, не пишет и не слышит речи. Следовательно, вторую сигнальную систему нельзя отождествлять с внешними проявлениями речи, ибо тогда пришлось бы отрицать существование этой системы у слепоглухонемых.

     Речевой раздражитель обычно вызывает преимущественно  второсигнальную деятельность, а непосредственный – преимущественно первосигнальную. Но лишь преимущественно. Действие любого непосредственного раздражителя всегда в той или иной степени вызывает и второсигнальную деятельность коры. Если это новый, незнакомый раздражитель, то включение второсигнальной деятельности выявится в речевой ориентировочной реакции. Знакомый непосредственный раздражитель всегда имеет речевое обозначение. Одно это уже обеспечивает включение второсигнальной деятельности. Проявиться это включение может в тех мыслях или речевых реакциях, которые возникли в связи с действием непосредственного раздражителя, и, наконец, в осмысленных действиях, протекающих при участии второсигнальной деятельности.

     Специфика человеческой высшей нервной деятельности не только в наличии второй сигнальной системы, но и в ее обязательном участии во всех корковых реакциях. Второсигнальная деятельность далеко не всегда отражается в сознании, особенно если судить об отражении в сознании на основании последующей беседы. Но это не означает, что она отсутствует.

     Следовательно, у человека образование положительных и отрицательных условных рефлексов всегда происходит в условиях двухсигнальной деятельности коры больших полушарий, выявляя два принципа отражения действительности – непосредственно-чувственного и опосредованного, обобщенного. Однако степень вовлечения первосигнальной и второсигнальной деятельности может быть очень различной.

     Функции речи.

      Речь – форма общения человека, опосредованная языком. Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.

     1. Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка.

     Язык  – это система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь –  это процесс использования языка  в целях общения людей.

     Люди жили и живут в обществе. Общественная жизнь и труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакты друг с другом, воздействовать друг на друга.

     Под деятельностью общения не следует  понимать простую передачу от одного индивида к другому некоторой информации. “Коммуникация есть не только и не столько взаимодействие людей в обществе, сколько прежде всего взаимодействие людей как членов общества, как «общественных индивидов» - говорил К. Маркс). Применительно к первобытному человеческому коллективу можно сформулировать эту мысль так: речь есть не столько общение во время труда, сколько общение для труда. Одним словом, речь не «прилагается» к жизни и совместной деятельности общества, социальной группы, а является одним из средств, конституирующих эту деятельность. Речь по существу своему не дело индивида, не дело изолированного носителя языка: это прежде всего внутренняя активность общества, осуществляемая им через отдельных носителей языка или, точнее, при их помощи.

     Через слово человек получает знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Система словесных символов расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире. Через знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим.

     Способность человека к общению с помощью  слов-символов имеет свои истоки в  коммуникативных способностях высших обезьян.

     Язык  представляет собой определенную систему знаков и правил их образования. Человек осваивает язык в течение жизни. Какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий воспитания. Существует критический период для освоения языка. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центров речи, утрачивается. Маугли - один из литературных примеров потери речевой функции.

     Человек может владеть многими языками. Это означает, что он использует возможность обозначать один и тот же предмет разными символами как в устной, так и в письменной форме. При изучении второго и последующих языков, по-видимому, используются те же нервные сети, которые ранее были сформированы при овладении родным языком. В настоящее время известно более 2500 живых развивающихся языков.

     Языковые  знания не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к общению с помощью речи и усвоению языка. Они заложены в особенностях как центральной нервной системы, так и речедвигательного аппарата, гортани. Амбидексы - лица, у которых функциональная асимметрия полушарии менее выражена, обладают большими языковыми способностями.

     2. Регулирующая функция  речи реализует себя в высших психических функциях - сознательных формах психической деятельности. Понятие высшей психической функции введено Л.С. Выготским и развито А.Р. Лурия и другими отечественными психологами. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер.

     Предполагают, что речи принадлежит важная роль в развитии произвольного, волевого поведения. Первоначально высшая психическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого с помощью специальных раздражителей («знаков»), среди которых наибольшую роль играет речь. Научаясь применять по отношению к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек приходит к овладению собственным поведением. В результате процесса интериоризации -преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь, последняя становится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями.

     А.Р. Лурия и Е.Д. Хомская в своих  работах показали связь регулирующей функции речи с передними отделами полушарий. Ими установлена важная роль конвекситальных отделов префронтальной коры в регуляции произвольных движений и действий, конструктивной деятельности, различных интеллектуальных процессов. Больной с патологией в этих отделах не может выполнять соответствующие действия, следуя инструкции. Таким образом, высшие формы управления фазическим и тоническим ориентировочными рефлексами, так же как и регулирующая функция речи, зависят от сохранности лобных долей.

     3. Программирующая  функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса - внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий. Программирующая функция речи страдает при поражениях передних отделов речевых зон -заднелобных и премоторных отделов полушария.

     Физиологические основы речи

     Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь). Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальными раздражителями, вызывающими восприятия и ощущения предметов и их свойств.

     В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

     Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены  на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим — голосовой аппарат и органы слуха.

     Все речевые анализаторы закладываться  в обоих полушариях, но развиваться только с одной стороны (у правшей – слева, у левшей – справа. Эта зона состоит из 3-х отделов:

     Речедвигательный центр Брока — расположен в нижней части лобных извилин  (поле 44) - это двигательный центр мышц языка

     Сенсорный центр Вернике — расположен в височной зоне в задних отделах верхней височной извилины (поля 22, 37, 42 левого полушария) - связан с восприятием устной речи.

     Центр восприятия письменной речи –— располагается в зрительной зоне коры головного мозга.

Информация о работе Функции речи