Функции речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:42, реферат

Описание работы

Восприятие (анализ и синтез) непосредственных, конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды ор-ганизма, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов состав-ляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека. Вместе с тем, у человека в процессе трудовой деятельности и социальной жизни развивается “чрезвычайная прибавка” так называемая вторая сигналь-ная система, связанная со словесными сигналами, речью. Эта система сигна-лизации состоит в восприятии слов — слышимых, произносимых '(вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме).

Содержание

1. Две сигнальные системы, функциональное единство
сигнальных систем действительности
2. Функции речи.
3. Физиологические основы речи
4. Формы речевой деятельности.
5. Развитие речи у ребенка
6. Библиографический список

Работа содержит 1 файл

реферат функции речи.doc

— 430.00 Кб (Скачать)

     Предъявление  определенного предмета при одновременном его назывании приводит к тому, что слово начинает заменять обозначаемый им предмет. Эта способность проявляется у ребенка к концу первого года жизни или началу второго. Однако слово сначала замещает лишь конкретный предмет, например, данную куклу, а не куклу вообще, то есть слово выступает на этом этапе развития как интегратор первого порядка.

     Превращение слова в интегратор второго порядка или в “сигнал сигналов” происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо, чтобы на него было выработано не менее 15 различных условных связей (пучок связей). Ребенок должен научиться оперировать с различными предметами, обозначаемыми одним словом. Если число выработанных условных связей меньше, то слово остается символом, который замещает лишь конкретный предмет.

       Между третьим и четвертым  годами жизни появляются слова  – интеграторы третьего порядка. Ребенок начинает понимать такие слова, как “игрушка”, “животные”. К пятому году жизни у ребенка возникают более сложные понятия. Так, слово “вещь” он может отнести и к игрушке, и к посуде, и к мебели.

     Развитие  второй сигнальной системы протекает  в тесной связи с первой. В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем.

     Первоначально условные рефлексы ребенка осуществляются на уровне первой сигнальной системы. То есть непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. По терминологии А.Г.Иванова-Смоленского, это связи типа Н-Н (“непосредственный раздражитель-непосредственная реакция”). Во второй половине года ребенок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. Таким образом, добавляются условные связи типа С-Н (“словесный раздражитель-непосредственная реакция”). К концу первого года жизни (после 8 месяцев) ребенок начинает подражать речи взрослого так, как это делают приматы, при помощи отдельных звуков, обозначающих что-либо вовне или какое-либо собственное состояние. Затем ребенок начинает произносить слова. Сначала они также не связаны с какими-либо событиями  во внешнем мире. При этом в возрасте от полутора до двух лет часто одним словом обозначается не только какой-либо предмет, но и действия, переживания, связанные с ним. Позже происходит дифференциация слов, обозначающих предметы, действия, чувства. Таким образом, прибавляется новый тип связей Н-С (“непосредственный раздражитель-словесная реакция”. На втором году жизни словарный запас ребенка увеличивается до 200 и более слов. Он начинает объединять слова в простейшие речевые цепи, а затем строить предложения. К концу третьего года словарный запас достигает 500-700 слов. Словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Ребенок учится говорить. Таким образом, возникает новый тип связей С-С (“словесный раздражитель-словесная реакция”).

     С развитием речи и формированием  обобщающего действия слова у  ребенка в возрасте двух - трех лет  усложняется интегративная деятельность мозга: возникают условные рефлексы на отношения величин, веса, расстояния, окраски предметов. У детей в возрасте три – четыре года вырабатываются различные двигательные стереотипы.  Однако среди условных рефлексов преобладают прямые временные связи. Обратные связи возникают позже и силовые отношения между ними выравниваются к пяти - шести годам жизни.

 

     

Литература

 
      
  1. Александров Ю.И. “Основы психофизиологии” М.: Инфра  – М, 1997. – 432 с.
  2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989.
  3. Воронин Л.Г.. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1979.
  4. Данилова Н.Н. “Психофизиология” М.: Аспект Пресс, 2000. – 373 с.
  5. Крутецкий В.А. “Психология” М.: Просвещение, 1990. – 352 с.
  6. Немов Р.С. “Психология” М.: Владос, 1997. – 688 с.

Информация о работе Функции речи