Межличностный конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое определение:
конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Работа содержит 1 файл

Межличностный конфликт.docx

— 60.94 Кб (Скачать)

      б) возрастание напряженности в  отношениях;

      в) осознание ситуации как конфликтной  хотя бы одним из ее участников;

      г) собственно конфликтное взаимодействие, использование различных межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности;

      д) исход (разрешение) конфликта.

      При рациональном поведении участников конфликт, проходя все этапы своего развития, может оставаться функциональным. Разрешением конфликта в полном смысле является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию и восстановление нормальных отношений между людьми.

      2. Определить  скрытые и явные  причины конфликта, определите, что  действительно является предметом  разногласий, претензий. Порой сами участники не могут или не решаются четко сформулировать главную причину конфликта.

      3. Определить проблему в категориях  целей, а не решений, проанализировать только различные позиции, но и стоящие за ними интересы.

      4. Сконцентрировать внимание на  интересах, а не на позициях. Наша позиция - это то, о чем  мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши интересы  — это то, что побудило нас  принять данное решение. Интересы - это наши желания и заботы. Именно в них - ключ к решению  проблемы.

      5. Делать разграничения между участниками  конфликта и возникшими проблемами.  Поставить себя на место оппонента  (оппонентов). "Ваша проблема - не вина других", - утверждают известные американские специалисты по управлению конфликтами Р. Фишер и У. Юри. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.

      6. Справедливо и непредвзято относится  к инициатору конфликта. Не забывать, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит достаточно существенная проблема, которая тяготит человека, доставляет ему беспокойство и неудобство.

      7. Не расширять предмет конфликта,  стараться сократить число претензий.  Нельзя сразу разобраться во  всех проблемах.

      8. Придерживаться правила "эмоциональной  выдержки". Осознавать и контролировать свои чувства. Учитывать эмоциональное состояние и индивидуальные особенности участников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические.

      При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.

      Выделяют  следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:

      1. Проблема решается таким путем,  который устраивает все стороны,  и в результате люди чувствуют  себя причастными к решению важной для них проблемы.

      2. Совместно принятое решение быстрее  и лучше претворяется в жизнь.

      3. Стороны приобретают опыт сотрудничества  при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.

      4. Эффективное разрешение конфликтов  между руководителем и подчиненными  разрушает так называемый "синдром  покорности" — страх открыто  высказывать свое мнение, отличное  от мнения старших по должности.

      5. Улучшаются отношения между людьми.

      6. Люди перестают рассматривать  наличие разногласий как "зло", всегда приводящее к дурным последствиям.

      Основные дисфункциональные последствия конфликтов:

      1. Непродуктивные, конкурентные отношения  между людьми.

      2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.

      3. Представление о противоположной  стороне как о "враге", о  своей позиции - как об исключительно положительной, о позиции оппонента - только как об отрицательной.

      4. Сворачивание или полное прекращение  взаимодействия с противоположной  стороной, препятствующее решению  производственных задач.

      5. Убеждение, что "победа" в  конфликте важнее, чем решение  реальной проблемы.

      6. Чувство обиды, неудовлетворенности,  плохое настроение, текучесть кадров.

      Различают структурные (организационные) и межличностные  способы управления конфликтами.

      1. Четкая формулировка требований. Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы.

      2. Использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников есть разногласия по какому-либо производственному вопросу, они могут обратиться к "третейскому судье" - их общему начальнику. В некоторых сложных организациях создаются специальные интеграционные службы, задачей которых служит увязка целей различных подразделений.

      3. Становление общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. Очень эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества. Например, работники фирмы "Макдональдс" считают главной целью своего нелегкого труда - вкусно и быстро накормить американцев, имеющих ограниченные средства (а они составляют немалую часть общества). Осознание этой "социальной миссии" сплачивает коллектив, что, естественно, приводит к сокращению дисфункциональных конфликтов. К сожалению, мы пока еще не можем привести аналогичный пример из практики отечественных организаций.

      Наличие общих целей позволяет людям  понять, как им следует вести себя в конфликтных ситуациях, превращая их в функциональные.

      4. Система поощрений. Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к нескончаемому дисфункциональному конфликту с производственными и эксплуатационными службами. Если поощрять всех работников за устранение выявленных нарушений, это приведет к снижению конфликтности и повышению безопасности. 

     3.3. Управление конфликтами  в обществе

 

      Управление  экономическими конфликтами предполагает все виды деятельности, связанные с прогнозированием, предупреждением и разрешением конфликтов. В зависимости от характера конфликта этот процесс может осуществляться на различном уровне: межгосударственном, государственном, региональном и местном.

        Особое место в управлении  экономическими конфликтами принадлежит  государству, а также различным международным экономическим организациям.

        Управление политическими конфликтами осуществляется на международном, государственном, региональном и местном уровнях. Особое место в управлении политическими конфликтами принадлежит государству, международным политическим организациям, политическим партиям и другим субъектам политических отношений на соответствующих уровнях.

      Управление  конфликтами в сфере духовных отношений предполагает все виды деятельности, связанные с прогнозированием, предупреждением, ограничением и разрешением конфликтов. В процессе управления духовными конфликтами следует учитывать тот факт, что такие конфликты зачастую затрагивают культуру народов, их традиции и обычаи, что придает им особую остроту и затяжной характер. Разрешение таких конфликтов возможно лишь на основе взаимного уважения культурных и национальных ценностей, признания права каждого народа на свою культуру.

3.4.Предупреждение  и разрешение семейных  конфликтов

 

      Предупреждение  и разрешение семейных конфликтов следует  рассматривать как основные виды деятельности по управлению такими конфликтами. Часто при разрешении семейных конфликтов пользуются услугами посредника.

      Предупреждение  семейных конфликтов зависит от всех членов семьи и, прежде всего от супругов. При этом следует иметь в виду, что некоторые мелкие семейные ссоры могут иметь позитивную направленность, помогая прийти к согласию по спорным вопросам и предотвратить более крупный конфликт. Но в большинстве случаев семейных конфликтов допускать не следует. Основные пути предупреждения семейных конфликтов зависят от потенциальных субъектов конфликтного взаимодействия (супруги, родителe8e8, дети, родственники и т. д.). По каждому конкретному случаю в рекомендованной литературе можно найти полезные советы. Здесь мы назовем лишь самые общие пути предупреждения семейных конфликтов, вытекающие из социально-психологических закономерностей развития семьи. Такими путями являюся:

      • формирование психолого-педагогической культуры, знаний основ семейных отношений (в первую очередь это касается супругов);

      • воспитание детей с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, а также эмоциональных состояний;

      • организация семьи на полноправных началах, формирование семейных традиций, развитие взаимопомощи, взаимной ответственности, доверия и уважения;

      • формирование культуры общения.

      Разрешение  семейных конфликтов может быть обеспечено достижением согласия по спорным вопросам. Это самый благоприятный вариант разрешения любых семейных конфликтов. Но есть и другие формы разрешения таких конфликтов, которые не являются конструктивными. Примером этого может быть уход детей из семьи, лишение родительских прав и т. п. Такое разрешение тяжелым бременем ложится на родителей или детей, вызывает у них тяжелые эмоционально-психологические переживания.

Особой формой разрешения супружеских конфликтов является развод. Многим развод приносит освобождение от накопившихся проблем. Но часто он удовлетворяет интересы только одной из сторон и вызывает тяжелые нервно-психические переживания у другой.

Особые негативные последствия развод несет детям. Кроме того, следует иметь в виду и то обстоятельство, что в результате развода общество получает неполноценную семью, а это в свою очередь порождает преступность, наркоманию и другие формы девиантного поведения среди подростков. 
 

               Заключение

 

     Представители ранних школ управления, в том числе  сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом.

     Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой

жизни. Конфликты могут быть скрытыми или  явными, но в основе их

всегда  лежит отсутствие согласия.

     Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.

     В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность  выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

     Если  конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то они функциональны. Если препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений, то они дисфункциональны. Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия.

Информация о работе Межличностный конфликт