Мой психологический портрет личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы: составить свой собственный психологический портрет, рассмотреть свои сильные и слабые стороны, изучить свою индивидуальность, выявить черты, над которыми нужно поработать, которые нужно развивать и совершенствовать. Это поможет мне в дальнейшей жизни: в общении с разными людьми, работе, решении разного рода проблем и др.

Содержание

Введение ……………………………………………………………...……3
Часть I.
Теоретическая часть:
1.1. Что же такое «Личность»……………………………………………..4
1.2 Психологический портрет в развитии ………………………………..8
1.3 Понятие о психологическом портрете личности…………………….16
Часть II.
Практическая часть:
2.1 Составление психологического портрета
2.1.Тест-опросник Г.Айзенка………..………………………………….....17
2.2 Тест Карла Леонгарда ………………………………………………….18
2.3 Методика многофункционального исследования личности
по Р.Кеттеллу………………………………………………………………. 21
2.4 Рисуночные тесты………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………….27
Список использованной литературы ……………………………………...28

Работа содержит 1 файл

Курсач (2)3.docx

— 93.76 Кб (Скачать)

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

                                     по  Общей психологии   
 

           Тема:   Мой психологический портрет личности 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студент курса IV,

заочного  отделения,

поток осень 2008

Юнусова Г.А. 

Научный руководитель:

Сорокоумова Г.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний Новгород

2010 г. 

Содержание: 

Введение ……………………………………………………………...……3

Часть I.

Теоретическая часть:

1.1. Что же такое «Личность»……………………………………………..4

1.2 Психологический  портрет в развитии ………………………………..8

1.3 Понятие о психологическом портрете личности…………………….16

Часть II.

Практическая  часть:

2.1 Составление психологического портрета

2.1.Тест-опросник  Г.Айзенка………..………………………………….....17

2.2 Тест Карла  Леонгарда ………………………………………………….18

2.3 Методика многофункционального  исследования личности 

по Р.Кеттеллу………………………………………………………………. 21

2.4 Рисуночные  тесты………………………………………………………25

Заключение………………………………………………………………….27

Список использованной литературы ……………………………………...28

Приложения……………………………………………………………….…29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Психология - наука о закономерностях отражения  живыми системами окружающей, независимой  от них действительности в формах ощущений, восприятий, представлений, мышления и других явлений психики.

      Задача  психологии и психологов ― помочь человеку разобраться в себе, в  своих сложных проблемах и  найти рациональный выход из сложившихся  ситуаций без значительных нервно-психологических  напряжений.

     На  вопрос, что такое личность, различные  специалисты отвечают по-разному. Именно в разнообразии их ответов, и, следовательно, в расхождении мнений на этот счет и проявляется сложность самого феномена личности.

     В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более менее устойчивыми и  свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

  Исходными  характеристиками для личности  являются статусно-ролевые и ценностные  ориентации, на базе которых формируются  мотивация и направленность, характер  человека.

     Человеческая  индивидуальность ― очень сложная  система, которая является целостным  образованием с определенной организацией свойств. Функционирование такого образования  возможно лишь при взаимодействии различных  свойств, являющихся компонентами этой структуры. На основе оценки этих свойств  можно составить психологический  портрет человека.

     Целью данной работы: составить свой собственный психологический портрет,  рассмотреть свои сильные и слабые стороны, изучить свою индивидуальность, выявить черты, над которыми нужно поработать, которые нужно развивать и совершенствовать. Это поможет мне в дальнейшей жизни: в общении с разными людьми, работе, решении разного рода проблем и др.  
 
 
 
 
 

Что же такое  «личность» 

     Слово личность ("personality") в английском языке происходит от латинского "persona". Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время  театрального представления в древнегреческой  драме. Раб не рассматривался как  персона, для этого надо быть свободным  человеком. Выражение "потерять лицо", которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса  в определенной иерархии.

     Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько  с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции  с телом, так как лицо символизирует  душу человека, а для китайского мышления характерно понятие "жизненность" куда входят и духовные, и телесные качества индивида.

     Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего "лица", т.е. личности - это категорический императив  человеческого достоинства, без  чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В  конце XX века это стало подлинной  проблемой для сотен миллионов  людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем  человечества, которые могут стереть  человека с лица земли.

Таким образом, самого начала в понятии "личность" был включен внешний, поверхностный  социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим.

     Интересно отметить, что латинский термин "homo" восходит к понятию "гумуса" (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках "man" производится от "manus" (рука). В  русском языке слово "человек" имеет корень "чело", т.е. лоб, верхняя  часть человеческого существа, приближающая его к творцу.

     Следовательно, даже этимологические личностные характеристики человека несут разную смысловую  нагрузку в зависимости от той  или иной культуры и цивилизации.

     Первым  понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является "индивид". Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразный "социальный атолл", отдельный человек рассматривается  не только как единичный представитель  рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. В истории  философии и социально-политической мысли известен индивидуализм - философско-этическая  концепция, утверждающая приоритет  личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений  об атомарности индивида.

     Гораздо более содержателен другой термин "индивидуальность", обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает  сначала как особь, "случайный индивид" (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

     Индивидуальность  не просто "атомарность" человека, скорее характеристика его единичности  и своеобразия выводящих за рамки  этой единичности. Иначе индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности, скажем стула или стола. Хорошо сказал по этому поводу современный немецкий философ Ю. Хабермас, "моя концепция  меня самого" имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как  именно эта индивидуальная личность.

     С другой стороны, не менее справедливо  утверждение, что человек есть множественность  и у него, как считает, например, Г.М. Гурджиев, "нет индивидуальности…нет единого большого Я". Человек разделен на множество малых "я". Наверно  прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека непознаваема: “Ты  сам – последняя из всех тайн”.

     Обратимся к проблеме генезиса, происхождения  личностных особенностей человека. Возникает  вопрос – когда рождается личность?

Очевидно, что к новорожденному ребенку  термин “личность” не приложим, хотя все люди появляются на свет как  индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что  в каждом новорожденном ребенке  уникально неповторимым образом  запечатлена как в генотипе, так  и в фенотипе вся его предыстория.

     Многие  предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует соответствующее  осмысление в рамках определенного  мировоззрения.

“Кризис рождения” имеет не только физиологическое  значение, но во многом определяет параметры  психической деятельности взрослого  человека. Первый крик - это крик “нет!”, подчеркивают современные специалисты  это отказ от того, что называют жизнью. Отражение насильственной, обижающей, репрессивной по своей природе  обстановки рождения человека исследовал С. Грофф. Он систематизировал и обобщил  эмбриональные переживания пациентов, находящихся в измененном состоянии  сознания, и на этой основе разработал методику “второго рождения”.

     В плане личностного самоопределения  человека важно подчеркнуть, что  человек приходит в жизнь с  опытом рождения, а к рождению с  опытом пренатальной общности. Более  того, последние данные науки по поводу специфики генома человека говорят  о том, что мы находимся в глубочайшем  родстве с живой и неживой  природой и в этом смысл предпосылки  личности каждого во многом определяется природным обоснованием человека.

Итак, новорожденный - уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает  потребность в многообразных  реакциях на окружающий мир. Буквально  с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения  ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к двух-трех летнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного “Я”. Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые “критические” моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они носят название "импрессинга" и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то события или внешним видом человека.

Дальнейшее  развитие личности связано с “происхождением” других возрастных периодов и с, другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек  и юношей. Возраст, как, профессия, круг общения, эпоха – все это формирует  личность. На жизненном пути неизбежны  и взлеты – как правило, в юности и в возрасте 30 - 40 лет и застои(25-30, 40-45). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей  и т.п.

     Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учиться вести  себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. все они имеют  выраженный культурный контекст и, в  частности, значительно зависят  от стереотипа мышления. Если нет тяжелых  врожденных дефектов развития головного  мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление  личности – итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни  человек может в той или  иной степени утратить личностные черты  вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний  ЦНС и т.п. в принципе личность может “умереть” в еще живом  человеке, что говорит о сложной  внутренней структуре этого феномена.

Информация о работе Мой психологический портрет личности