Психологическое профессиоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:17, контрольная работа

Описание работы

Психологическое профессиоведение (психология профессий) – направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации. В психологии труда и психологическом профессиоведении используются следующие термины: «труд» – общественно-необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов; «задача», «задание» – единица труда, которая предполагает выполнение трудовых действий; «трудовой пост», «должность» в организации; трудовых постов в организации столько, сколько в ней работает людей, если все должности заняты; должность может быть и вакантной;

Содержание

Вводные понятия
Профессиографирование и профессиограммы
Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала
Методы психологического анализа профессий
Технология анализа психических процессов субъекта труда через интерпретацию его профессиональных задач
Классификации профессий в психологическом профессиоведении

Работа содержит 1 файл

15_психолог профессиоведение(скинул всю лекцию_выбери то что нужно).doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Карьера рассматривается как результат активного процесса, отражающий представления субъекта о себе, собственном пути личностного развития и профессионального служения, сопровождающийся ощущением личностной реализованности, дающей возможность субъекту воспринимать свою жизнь как осмысленность повседневных поступков, профессиональных действий и их значений,  позволяющих  действовать последовательно и эффективно (Л.Б.Шнейдер).

Карьерные ориентации – это есть ценностные ориентации непосредственно в карьере, которыми субъект руководствуется, выбирая, определяя и моделируя свой профессиональный и в целом жизненный путь.

Функция карьерных ориентаций заключается в том, что они  выступают в качестве внутреннего  источника карьерных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом в профессиональной деятельности.

Система карьерных ориентаций, таким образом, содержательно определяет пути для саморазвития и личностного роста, включая в себя одновременно их направление и способы их осуществления.

Роль и место  карьерных  ориентаций в общем процессе развития карьеры можно отразить следующим образом:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Место и значение карьерных ориентаций в построении карьеры

Иерархия карьерных  ориентаций формируется у человека на протяжении многих лет. Эти структурные  изменения происходят постепенно и  зависят не только от изменений социально-общественной среды, но и связаны с индивидуально-типическими изменениями человека.

Планируя свое профессиональное будущее, намечая конкретные события – цели, планы, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии «карьерных якорей», представленной в его сознании. Карьерные ориентации не имеют той определенности, которая присуща сформированным на должном уровне карьерным целям и планам. Благодаря этому они выполняют более гибкую регулятивную функцию.

Факторы, определяющие выбор карьерной ориентации

Внешние факторы

Внутренние факторы

макросоциальные

микросоциальные

непсихологические

психологические

экономическое состояние общества

материальные возможности родительской семьи при получении образования,

уровень образования

адекватная «Я-концепция»

ситуация на рынке труда

величина родительской семьи

социально-демографические факторы: возраст, пол

личностная зрелость

политическое устройство

планирование собственной семьи

состояние здоровья

индивидуальные способности

доминирующие общественные ценности

близкое окружение: помощь друзей, ценности друзей

порядок рождения

высокий уровень саморегуляции

пропаганда в СМИ

гендерные характеристики

социокультурные изменения, происходящие в обществе.

мотивация достижения

особенности эмоционально-волевой сферы


 

  1. Выбор карьерных ориентаций студентами выпускных курсов зависит от макросоциальных факторов. Студенчество, как наиболее чувствительная к переменам возрастно-социальная группа, выбирает в качестве типичной карьерной ориентации – ориентацию  на стабильность. Выбор карьерных ориентаций студентами определяется так же направленностью профессиональной подготовки, а именно: для студентов-гуманитариев характерно преобладание ориентации на служение человечеству, а для студентов естественно-географических  специальностей приоритетными являются стабильность работы и предпринимательство.
  2. Выбор приоритетной карьерной ориентации зависит от этапа профессиональной подготовки, студенты I курса чаще, чем студенты V курса выбирают профессиональную компетентность в качестве приоритетной карьерной ориентации; для студентов V курса, в большей степени свойственна ориентация на предпринимательство.
  3. Формирование карьерных ориентаций студентов происходит под влиянием гендерных характеристик личности. Студенты, которым свойственны андрогинные характеристики, чаще выбирают стабильность в качестве приоритетной карьерной ориентации; а студенты, обладающие маскулинными чертами, чаще выбирают менеджмент; выбор автономии как основной ценности в карьере характерен для феминных студентов.
  4. Разнонаправленные карьерные ориентации порождают внутриличностные противоречия, содержание которых  существенно изменяется в процессе вузовского обучения: студенты первокурсники чаще испытывают внутриличностные противоречия, связанные с выбором карьерных ориентаций; в то же время, для них в меньшей степени свойственны конфликты  в области семейной сферы.
  5. Особенности карьерных ориентаций в студенческом возрасте проявляются в их низком уровне осознанности, что обнаруживается в формулировании отсроченных планов студентами, которые, по их мнению, начнут реализовываться после окончания вуза; постановке неопределенных целей; желании одновременно достичь нескольких целей, не умея расставлять приоритеты. Данный факт выступает причиной низкого уровня планирования карьеры и выраженности внутриличностной напряженности у студентов-выпускников.
  6. Формирование осознанной иерархии карьерных ориентаций зависит от уровня развития рефлексивных способностей личности. Следовательно, реализация психологического сопровождения студентов-выпускников должна основываться на принципе осознанного планирования будущего карьерно-профессионального пути, способствуя самоорганизации, самоопределению и саморазвитию студентов на завершающем этапе вузовского обучения.

Информация о работе Психологическое профессиоведение