Проблема насилия над детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данного реферата – всесторонне изучить проблему домашнего насилия над детьми и подростками.
Задачи:
1. Рассмотреть феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье.
2. Рассмотреть формы насилия над детьми и подростками.
3. Рассмотреть основные положения социальной защиты детей и подростков, подвергшихся насилию в семье.
4. Выяснить какая психосоциальная помощь оказывается детям и подросткам – жертвам насилия

Содержание

Введение
1. Насилие над детьми и подростками в семье
1.1. Феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье
1.2. Формы жестокого обращения с детьми и подростками в семьях
2. Социальная работа с детьми и подростками, пережившими насилие в семье
2.1. Психосоциальная помощь детям и подросткам - жертвам домашнего насилия
2.2. Социальная защита детей, подвергшихся насилию в семье
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат - молодежь.docx

— 63.70 Кб (Скачать)

Содержание

       Введение……………………………………………………………………………………….2

  1. Насилие над детьми и подростками в  семье……………………………..3
      1. Феномен насилия  и жестокого обращения с детьми и подростками в семье……………………………………………………….3
      1. Формы жестокого обращения с детьми и подростками в семьях…………………………………………………………10
  1. Социальная работа с детьми и подростками, пережившими насилие в семье………………………………………………………………………..19
      1. Психосоциальная помощь  детям и подросткам - жертвам домашнего насилия……………………………..19
      1. Социальная защита детей, подвергшихся насилию в семье……………………………………………………………………………..23

      Заключение………………………………………………………….27

      Список  литературы………………………………………………...28 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Введение

     Рост  насилия является сейчас доминирующей тенденцией для всего мира в целом. Насилие негативно по определению. Это разрушительная сила, которая  унижает, насилует, подавляет, эксплуатирует  кого-либо. Насилие проявляется в  самых различных ситуациях и  формах. В последнее время возросло насилие в семье, которое, как  правило, проявляется как жестокое обращение с детьми и подростками.

     Жестокое  обращение с детьми и подростками, как правило, происходит в следующих  группах семей: алкоголики и наркоманы; малообеспеченные семьи; семьи, в которых  один из родителей или оба безработные. Потенциальными жертвами жестокого  обращения в семье являются нежеланные, болезненные, с хроническими заболеваниями  дети.

     Обращаясь к статистическим данным, видно, что  в 2002 г. в результате насилия погибли 3227 детей, тяжкий вред здоровью причинен 3918 несовершеннолетним. По информации Комитета Государственной Думы по делам  женщин, семьи и детей, около 2 миллионов  детей в возрасте до 14 лет ежегодно подвергаются избиению в семье. 10% детей  умирают от полученных побоев.

     Интересно отметить, что эффективность защиты от насилия зависит от комплекса  различных мероприятий. В России работа по предотвращению насилия в  семье осуществляется специализированными  службами. Например, кризисные центры, убежища стационарного и дневного пребывания, телефоны доверия, детские  приюты, центры социальной реабилитации для несовершеннолетних, центры психолого-педагогической помощи населению, социальной помощи семье  и детям, комплексное социальное обслуживание населения.

     Цель  данного реферата – всесторонне изучить проблему домашнего насилия над детьми и подростками.

     Задачи:

  1. Рассмотреть феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье.
  2. Рассмотреть формы насилия над детьми  и подростками.
  3. Рассмотреть основные положения социальной защиты детей и подростков, подвергшихся насилию в семье.
  4. Выяснить какая психосоциальная  помощь оказывается детям и подросткам – жертвам насилия.

1. Насилие над детьми  и подростками  в семье

       1.1.Феномен насилия   и жестокого обращения с  детьми и подростками в семье

       В последние десятилетия разрушался один из наиболее устойчивых мифов  о том, что  дети   и   подростки  - это единственный привилегиро­ванный класс в нашем обществе, охраняемый  и  оберегаемый государством  и  обществом. Еще совсем недавно  считалось, что случаи жестокого  обращения  с   детьми   и   подростками  в нашей стране встречаются  редко  и  связаны с психическим  заболеванием или алкоголизмом родителей, их нравственной неразвитостью или  моральной дефектностью. В силу, прежде всего, идеологических  и  ряда других причин проблема  насилия  над  детьми   и   подростками  до недавнего времени была закрыта  для обсуждения. Сейчас мы начинаем пожинать плоды такого подхода и  осознавать масштабы и серьезность  этой проблемы. Уже ни для кого не секрет, что ребенок может столкнуться  с насильственными действиями в  любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Даже семья не является здесь  исключением, несмотря на то, что данный  социальный  институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым  фактором для нормального развития ребенка.

       Жестокое  отношение к  детям   и   подросткам  пронизывает всю историю  развития человечества, тенденция роста  насильственных действий в отношении  ребенка  отмечается  и  сегодня  во всем мире. Вплоть до IV века н. э. детоубийство не считалось в обществе нарушением правовых и моральных норм. Именно христианство принесло в историю  человечества новое мировоззрение  и новое отношение к детям. Умерщвление  детей  стало рассматриваться  европейским законом как убийство в 374 году н. э.

       Церковь противодействовала детоубийству, считая недопустимой встречу их души с душами родителей - их убийц. Однако в христианизированной  Европе в течение длительного  времени сохранялось жестокое  и  пренебрежительное отношение  к  детям   и   подросткам .

       Тема  насилия  против  детей   и   подростков  стала активно обсуждаться  в XIX веке во время процесса индустриализации, когда семья фактически потеряла функцию защиты  ребенка   и  сама стала эксплуатировать его, отправляя на  работу , лишая образования, нормальных условий развития  и  перспектив на будущее. В то время  старшие  дети  были просто обречены на добывание средств существования  для родителей  и  младших братьев  и  сестер. Ответной реакцией передовой  общественности на  насилие  над  детьми  было создание различных союзов  и  обществ: в 1871 году в Нью-Йорке — «Общество предупреждения жестокого обращения  с   детьми »; в 1898 году в Германии — «Союз защиты  детей  от использования  и  жестокого обращения», который позднее был преобразован в «Немецкий союз защиты  детей »; в 1899 году в Британии под патронатом королевы Виктории — «Национальное общество предупреждения жестокого обращения с  детьми » (в начале XX столетия это общество опубликовало следующие данные: выявлено 428 тыс.  детей , против которых совершается  насилие ; из них 61 тыс. — с ранами, кровоподтеками  и  ожогами, полученными от лопат, кнутов, кожаных ремней, кипятка, 11 тыс. — изнасилованных  детей , 18 тыс. —  детей , умерших от жестокого обращения). Эти первые статистические данные надолго определили направления социологических исследований по теме  насилия  против  детей   и   подростков : убийства, изнасилования, избиения и причинение другого физического вреда.

       В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую  декларацию, призывающую мужчин и  женщин всего мира создавать ребенку  условия для его нормального  духовного и физического развития.

       В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН  принимает «Всеобщую декларацию прав человека», провозгласившую право  на защиту семьи со стороны общества и государства и то, что дети имеют право на особую заботу и  помощь.

       В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН  принимает «Декларацию прав ребенка», где предусматриваются наиболее важные принципы:

       - ребенок, ввиду его физической  и умственной незрелости, нуждается  в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую  защиту, как до, так и после  рождения;

       - равенство прав всех без исключения  детей, без различия или дискриминации  по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических  и иных убеждений, национального  или социального происхождения,  имущественного положения, рождения  или иного обстоятельства, касающегося  самого ребенка или его семьи;

       - ребенок имеет права гражданские  (право на имя, гражданство,  обязательное и бесплатное образование), а также на первоочередную  помощь и защиту - особенно от  небрежного отношения, жестокости  и эксплуатации;

       - ребенок «...для полного и гармоничного  развития его личности нуждается  в любви и понимании. Он должен, когда это, возможно, расти на  попечении и под ответственностью  своих родителей и во всяком  случае в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности…». Малолетний  ребенок  не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью;

       - на обществе  и  органах публичной  власти должна лежать обязанность  осуществления особой заботы  о  детях , не имеющих семьи,  и  о  детях , не имеющих  достаточных средств к существованию.

       Начиная со второй половины XX века появляются новые подходы к изучению данного  явления. Так, в 1961 году X. Кемпе (Henry Kempe) предложил свою концепцию «синдрома  битых  детей », где описал педиатрические, психиатрические  и  правовые аспекты  насилия  над  детьми . Дальнейшее развитие эта концепция получила в  работах  Ж. Гарверино (концепция  «синдрома  детей , битых в психологическом  смысле»)  и  исследованиях Е. Триве-Бекер. Важным в этих исследованиях является обращение к теме психологического  насилия  над  детьми  в семье  и  его последствий для дальнейшей судьбы  ребенка.

       Научное изучение  насилия  в семье  началось в шестидесятые годы, с  концентрации внимания на проблемах  детей   и   подростков . Надо отметить, что еще в 19 столетии в  США плохое обращение  с   детьми  было предметом общественной озабоченности. Но большинство людей были убеждены в том, что  насилие  в семье - явление крайне редкое, характерное  для небольшой части населения  и  порождается определенным психологическим  нарушением. В семидесятые годы в  Америке  и  Европе получили широкое  признание идеи равноправия мужчин  и  женщин в браке  и  на  работе . В 70 -80-х годах возрастает общественная осведомленность о семейной жестокости, супружеское  насилие   и   насилие  над  детьми  признается недопустимым. В Канаде домашнее  насилие  также «высвечивается»  на фоне общей кампании за равенство  полов. Проблема  насилия  в семье  постепенно открылась для канадского общества благодаря усилиям неправительственных  женских организаций, специалистов в области гендерных исследований  и   социальных  работников. Уже  в 70-е годы под давлением общественности началось государственное субсидирование кризисных центров  и  приютов  для женщин,  детей   и   подростков ,  переживших   насилие . В 1981 году в Министерстве здравоохранения  и   социальной  защиты был образован  Центр анализа  и  синтеза информации по вопросам семейного  насилия . В 1984 году Б. Леви издал книгу, посвященную  семейной жестокости, в которой был  сделан вывод о том, что это  явление распространенное, серьезное  и  имеющее место среди представителей всех слоев общества.

       В Советском Союзе  насилие  в  семье было «закрытым» вопросом. Им занимались только криминологи  и  другие специалисты при изучении преступлений, совершенных в семейно-бытовой  сфере. Обсуждение этой проблемы на государственном  уровне было своего рода табу.  Насилие  в семье не могло стать  социальной  проблемой в стране, где в уголовно-правовой доктрине приоритетными объектами  защиты были государственные интересы  и  государственная собственность.

       Как правило, изучение  насилия  в  семье сводилось только к рассмотрению физического  насилия  в соответствии со статьями Уголовного кодекса. О многогранности этого  социального  явления, проявляющегося в различных формах, лишь упоминалось  в контексте взаимосвязи с физическим  насилием.

       Публично  о  насилии  в семье заговорили совсем недавно. В 1993 году по инициативе женских общественных организаций  в печати появились первые публикации, посвященные этой проблеме. Именно благодаря женскому движению в России, так же как  и  в других странах, создаются первые телефоны доверия, кризисные центры, убежища  и  приюты для пострадавших от домашнего  насилия . «Завеса молчания» была сорвана,  и  широкая общественность узнала, что 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершаются в семье. Каждый год около двух миллионов  детей   и   подростков  избиваются родителями. Для 10% этих  детей   и   подростков  побои заканчиваются  смертью, и две тысячи  детей   и   подростков  кончают жизнь  самоубийством. Более 50 тысяч  детей   и   подростков  в течение  года уходят из дома, спасаясь от родителей. Лица, погибшие и получившие телесные повреждения на почве семейно-бытовых  конфликтов, прочно занимают первое место  среди различных категорий потерпевших  от насильственных преступлений и значительно  опережают по количеству жертв от других видов насильственных преступлений. Женщины и дети составляют 70% всех жертв тяжких насильственных посягательств, совершенных в семье.  Дети   и   подростки , не способные защищать себя вследствие зависимого положения  в семье, составляют ежегодно более  трети (38%) всех убитых на почве нездоровых семейно-бытовых отношений. Выросли  до масштабов  социально-значимого  явления убийства с целью избавления от больных  и  немощных  детей   и   подростков , а также с  целью овладения их правами на имущество. [ 5, c. 24-27].

       В 1989 году принята Конвенция ООН  «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году (Ведомости Совета народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, № 45, 1990 г.). «Конвенция о правах ребенка» занимает особое место в силу ряда причин:

Информация о работе Проблема насилия над детьми