Проблема насилия над детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данного реферата – всесторонне изучить проблему домашнего насилия над детьми и подростками.
Задачи:
1. Рассмотреть феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье.
2. Рассмотреть формы насилия над детьми и подростками.
3. Рассмотреть основные положения социальной защиты детей и подростков, подвергшихся насилию в семье.
4. Выяснить какая психосоциальная помощь оказывается детям и подросткам – жертвам насилия

Содержание

Введение
1. Насилие над детьми и подростками в семье
1.1. Феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье
1.2. Формы жестокого обращения с детьми и подростками в семьях
2. Социальная работа с детьми и подростками, пережившими насилие в семье
2.1. Психосоциальная помощь детям и подросткам - жертвам домашнего насилия
2.2. Социальная защита детей, подвергшихся насилию в семье
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат - молодежь.docx

— 63.70 Кб (Скачать)

       1. Уменьшение степени отвержения.

       2.Уменьшение  доли патологических факторов, таких,  как несформированность родительских  чувств, неприятие, непоследовательность  требований и др.

       В. Экспертные оценки.

       1. Оценка изменений в поведении и настроении ребенка, его адаптивных возможностей родителями и педагогами.

       2. Оценка членами семьи своих  достижений и изменений, полученных в результате прохождения тренингов и консультирования.

       Проблема  жестокого обращения с детьми в семье имеет многомерную  природу. Это обуславливает необходимость  многомерного, комплексного подхода  к решению проблемы. Ключ к эффективности  такой комплексной помощи лежит  в ее координации, которую целесообразно  возлагать на социальные службы.

       Необходимо  помнить, что, исследуя каждый отдельный  случай, мы сталкиваемся с противоречием  между правом ребенка на защиту и  правом семьи на неприкосновенность частной жизни. Необходимо фокусироваться не на расследовании, а на помощи ребенку.

       Важной  частью профилактики является работа с общественным сознанием, как в  группе родителей, так и среди  профессионалов (учителей, социальных работников и др.), связанных с  воспитанием детей.[7, c.122]. 

    1. Социальная  защита детей, подвергшихся насилию в семье

     Сегодня существует большая сеть ведомств, занимающихся решением проблемы насилия  в семье (службы семьи, материнства  и детства, учреждения здравоохранения, образования, бюро судебно-медицинской  экспертизы, правоохранительные органы, прокуратура, суд, духовенство ). Каждое из которых имеет централизованное руководство. Но в тоже время недостаточно совместных документов, совещаний по межведомственному взаимодействию, нет спланированной стратегии в  координации работы этих ведомств.

     Одной из проблем, создаваемых отсутствием  четко скоординированного взаимодействия всех ведомств, является неполное и  некачественное оказание помощи.

     Обращаясь в учреждения обслуживания семьи  и детей, человек может получить психологическую, психотерапевтическую, юридическую, медицинскую помощь, но виновник этой ситуации может уйти от ответственности. С другой стороны, если эта ситуация попадает в силовые  ведомства, то складывается обратная проблема.

     Одной из трудностей при решении проблемы насилия в семье является сложность  выявления случаев насилия, которая  обусловлена несколькими основными  факторами:

     1) по сложившейся в России традиции  многие подобные случаи не  трактуются членами семьи как  насилие, а объясняется теми  или иными причинами (воспитанием,  защитой интересов семьи и  другими);

     2) очень многие ведут политику  «не выносить сор из избы».  При сложившемся стереотипе мышления  члены семьи таким образом  бояться ее опозорить;

     3) подавляющее большинство населения  не знает, куда можно обратиться  и грамотно, на законных основаниях  получить защиту;

     4) также существует огромное количество  сопутствующих этому побочных  факторов: финансовые, психологические  зависимости, давление родственников,  сохранение семьи только ради  ребенка.

     Поэтому возникает необходимость повышения  информированности населения о  различных случаях насилия и  о грамотных способах защиты.

     Социальные  службы которые призваны защищать права  и интересы несовершеннолетних, в  должностных инструкциях специалистов по социальной работе содержатся конкретные указания по деятельности, направленной на оказание помощи данной категории  детей: выявление посредством взаимодействия со специалистами других ведомств и  с гражданами, самостоятельно обратившихся; обследование жилищно-бытовых условий  и психологического микроклимата семьи  в ходе социального социального  патронажа; содействие в оформлении документов необходимых для госпитализации в кризисный стационар; сопровождение  детей в кризисный стационар; контроль в постреабилитационный период и оформление обратной информации о  судьбе ребенка.

     Однако  своевременно выявить случай семейного  насилия - это еще не значит решить его. Таким образом, проблема насилия  в семье является острой и актуальной, требующей эффективного решения, поэтому  стали разрабатывать программу  подготовки «социальных адвокатов» (его необходимо понимать в значении «социальный защитник»).

     Программа готовит социальных адвокатов к  различным формам обучения с местными правительственными организациями  и учреждениями, правоохранительными органами. Чрезвычайно важно, чтобы социальные адвокаты и, в более широком контексте, неправительственные организации вовлекли государственные структуры в решении вопросов домашнего насилия, поскольку, в конечном счете, именно государство несет ответственность за защиту прав человека и гражданина.

     Программа подготовки социальных адвокатов ставит своей целью добиться исполнения государством обязательств, принятых Россией в соответствии с международными конвенциями по правам человека, образовательным  путем, то есть обучением слушателей.

     Помощь  клиентам социальным адвокатом может  осуществляться в одной из следующих  форм или их сочетании:

     - консультирование;

     - помощь в составлении заявлений  в правоохранительные, административные  или иные органы;

     - помощь в составлении исковых  заявлений в суд, в написании  ходатайств, запросов, кассационных  жалоб и т.п. деловых бумаг;

     - сопровождение клиентов в различные  инстанции, в том числе судебные;

     - представление интересов клиентов (в порядке, установленных законом);

     - разработка плана безопасности  для клиентов;

     - оформление и размещение в  своих организациях стендов (выпуск  бюллетеней, брошюр, иных пособий)  с информацией по правовым  вопросам;

     - организация и проведение групповых  занятий по актуальным правовым темам.[1, c.201-203].

       Итак, главным в работе специалиста  по социальной работе является  сотрудничество с семьей ребенка.  Родители, совершившие насилие и  (или) не препятствовавшие насилию  над своим ребенком могут поддаваться  психологической коррекции. Задача  специалиста по социальной работе - замотивировать их на работу  с психологом, т.е. заинтересовать родителей в совместной работе, показать их выгоду, а также взять семейную ситуацию под контроль, т.е. отследить своевременно ли оказана необходимая помощь, помочь в оформлении документов, получить обратную информацию по окончании процесса реабилитации ребенка в кризисном стационаре.[8, c.164]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Жестокое  обращение с детьми (а это несовершеннолетние граждане от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемое родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

       Жестокое  обращение с детьми формирует  людей малообразованных, социально  дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия  по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой  жестокости.

       Проблема  жестокого обращения с детьми в семье имеет многомерную  природу. Это обуславливает необходимость  многомерного, комплексного подхода  к решению проблемы. Ключ к эффективности  такой комплексной помощи лежит  в ее координации, которую целесообразно  возлагать на социальные службы.

       Необходимо  помнить, что, исследуя каждый отдельный  случай, мы сталкиваемся с противоречием  между правом ребенка на защиту и  правом семьи на неприкосновенность частной жизни. Необходимо фокусироваться не на расследовании, а на помощи ребенку.

       Важной  частью профилактики является работа с общественным сознанием, как в  группе родителей, так и среди  профессионалов (учителей, социальных работников и др.), связанных с  воспитанием детей.

       Во  всем цивилизованном мире функцию защиты детей от семейного насилия выполняют  не правоохранительные органы в союзе  с органами опеки, попечительства, местного самоуправления (т. е. чиновники), а специалисты  по социальной работе. Только у них  есть опыт постоянной и повседневной работы с семьями, попадающими в  трудное и даже опасное положение. Именно социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования, и именно поэтому  его работа оказывается наиболее профессиональной, жизнеспособной и  эффективной. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 2008.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психотерапия. СПб., 2009.

3. Горшков И.В. Горинов В.П. Личная патология и внутрисемейная агрессия. М., 2006.

 4. Государственный доклад “О положении детей в Российской Федерации”. М., 2007.

5. Гурко Т.А. Трансформация института семьи // Социологические исследования. 2009. № 10.

6. Здравомыслова О.М., Арутюнян М.Ю. Российская семья: стратегии выживания // Семья в России. 2008. № 3-4.

7. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. М., 2006.

8.Холостова Е.И. Настольная книга специалиста: социальная работа с семьей. М.; Тула, 2006. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ПОНЯТИЯ

       Государственная молодёжная политика — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. [1] Основным средством развития потенциала молодёжи является её вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества.

       Молодёжь  в Российской Федерации

       Сегодня молодёжь РФ — это 39,6 миллионов молодых  граждан — 27 % от общей численности  населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет.

       Социоло́гия молодёжи — отрасль социологии, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации вступающих в жизнь поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирования ее жизненных планов, целей и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения различных социальных ролей различными группами молодёжи.[1]

       Функции молодёжи

       Молодёжь, в силу своих особенностей, выполняет  особые социальные функции, порой противоречивые и не однозначные. Таким образом, молодёжь:

       наследует достигнутый уровень развития общества и государства;

       имеет свои цели и интересы, которые не всегда совпадают с государственными и общественными;

       отличается  определёнными ценностными ориентациями, духовной нравственностью и недостатком  жизненного опыта, что повышает вероятность  ошибки при принятии решения; с другой стороны, молодёжь является объектом и  субъектом социализации, адаптации  и воспитания;

       является, с одной стороны, главным участником социальной мобильности экономической  инициативы, с другой — демонстрирует  неполное включение в социально-политические отношения, индифферентность;

Информация о работе Проблема насилия над детьми