Акционерное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, акционерное общество, объединяя на единой правовой основе всех участников, обеспечивает уникальную форму реализации коллективной собственности, создавая при этом заинтересованность в конечных результатах работы. На данный момент, акционерная собственность – это наиболее распространенная в рыночной экономике разновидность коллективной формы собственности. Именно поэтому и темой своей курсовой работы я выбрала тему: «Акционерное общество». Для глубокого раскрытия этой темы, мы в первой главе рассмотрим понятие акционерной формы собственности и правовые положения организации акционерного общества. Во второй главе укажем необходимость организации акционерной формы бизнеса, и на его недостатки. В третьей главе развитие акционерной формы собственности в Казахстане.

Содержание

Введение 3 Глава 1. Акционерное общество. 5 1.1 Понятие и преимущества акционерной формы собственности. 5 1.2 Принципы организации акционерного общества. 7 1.3 Виды акционерного общества. 12 1.4 Уставный капитал акционерного общества и его формирование. 13
Глава 2. Создание акционерного общества. 16 2.1 Необходимость и возможность образования акционерной формы бизнеса. 16 2.2 Основные недостатки акционерной формы собственности. 19 2.3 Реорганизация АО и его преобразование в Товарищество с ограниченной ответственностью. 20
Глава 3. Перспективность развития акционерного общества в РК. 27 3.1 Закон Республики Казахстан «Об акционерных обществах». 27 3.2 Современное состояние акционерной формы бизнеса в РК. 32 Заключение 36 Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 64.77 Кб (Скачать)

     2.2 Основные недостатки  акционерной формы  собственности.  При всех своих достоинствах акционерная форма собственности имеет и свои недостатки, которые легко просматриваются в сравнении с другими формами собственности.          Так если, единоличное владение легко учредить, так как юридическая процедура оформления весьма легка и регистрация фирмы такого рода обычно не требует больших затрат, то регистрация устава акционерного общества сопряжена с некоторыми бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги.         Стимулы эффективной работы в малом и среднем предпринимательстве – самые энергичные. Владелец получает все в случае успеха и теряет все в случае неудачи. То есть, при единоличном предпринимательстве и партнерстве владельцы недвижимости и финансовых активов сами непосредственно управляют этими активами и их контролирует. Но в крупных корпорациях, акции которых широко распределены среди сотен тысяч владельцев, появляется значительное расхождение между функциями собственности и контроля.    Причины этого кроются в бездеятельности типичного держателя акций. Большая часть владельцев акций не использует права участия в голосовании или же если используют это право, тот лишь подписываясь под предоставлением полномочий, действующим должностным лицам корпорацию.              Следующий возможный недостаток акционерного общества касается вопросов, связанных с налогообложением прибыли корпорации. Речь идет о проблеме двойного налогообложения: та часть дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды – первый раз как часть прибыли корпорации, второй – как часть личного дохода владельца акций. 

     2.3 Реорганизация АО  и его преобразование  в Товарищество  с ограниченной ответственностью.       

      Реорганизация общества согласно пункту 1 статьи 81 Закона может  быть осуществлена путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация общества осуществляется в соответствии с Гражданским  кодексом Республики Казахстан (далее  – Гражданский кодекс) с учетом особенностей, установленных законодательными актами Республики Казахстан.          При реорганизации общества путем разделения или выделения кредиторы реорганизуемого общества вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это общество, и возмещения убытков.          Если в случае реорганизации общество прекращает свою деятельность, его объявленные, в том числе размещенные, акции подлежат аннулированию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.   Согласно подпункту: 1) пункта 1 статьи 45 Гражданского кодекса реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) производится по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, учредителей (участников), а также по решению органа. Уполномоченного учредительными документами юридического лица, либо по решению судебных органов в случаях предусмотренных законодательными актами. В соответствии с требованиями, установленными пунктом 1 статьи 86 Закона, общество (за исключением некоммерческой организации, созданной  
в организационно-правовой форме акционерного общества) вправе преобразоваться  в хозяйственное товарищество или в производственный кооператив, к которому переходят все права и обязанности преобразуемого общества в соответствии  с передаточным актом.     Совет директоров преобразуемого общества согласно пункту 2 статьи 86 Закона, выносит на рассмотрение общего собрания акционеров вопрос о преобразовании общества, порядке и условиях осуществления преобразования, порядке обмена акций общества на вклады участников хозяйственного товарищества или паи членов производственного кооператива.           Общее собрание акционеров преобразуемого общества принимает решение  о преобразовании общества, порядке и условиях осуществления преобразования, порядке обмена акций общества на вклады участников хозяйственного товарищества или паи членов производственного кооператива и утверждает передаточный акт.      Решения общего собрания акционеров общества по вопросу добровольной реорганизации или ликвидации АО должны приниматься согласно пункту 2 статьи 36 Закона квалифицированным большинством от общего числа голосующих акций общества, а в обществе, созданном в результате преобразования инвестиционного приватизационного фонда, - квалифицированным большинством голосующих акций общества, представленных на собрании.        Список акционеров, имеющих право принимать участие в общем собрании акционеров и голосовать на нем, согласно пункту 1 статьи 39 Закона составляется регистратором общества на основании данных системы реестров держателей акций общества. Дата составления указанного списка не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания.             Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросу добровольной реорганизации или ликвидации АО, если на момент окончания регистрации участников собрания зарегистрированы акционеры или их представители, включенные в список акционеров, имеющих право принимать участие в нем и голосовать на нем,  не владеющие в совокупности 75 и более процентами голосующих акций общества. В данном случае общее собрание акционеров АО считается несостоявшимся, о чем информируются акционеры или их представители  
и назначается повторное общее собрание.       Согласно пункту 1 статьи 42 Закона проведение повторного общего собрания акционеров может быть назначено не ранее чем на следующий день после установленной даты проведения первоначального (несостоявшегося) общего собрания акционеров.          При этом, согласно пункту 2 статьи 42 Закона повторное общее собрание акционеров должно проводиться в том месте, где и несостоявшееся общее собрание акционеров.         Повестка дня повторного общего собрания акционеров не должна отличаться от повестки дня несостоявшегося общего собрания акционеров. Повторное общее собрание акционеров, проводимое вместо несостоявшегося, согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 45 Закона вправе рассматривать вопрос о добровольной реорганизации или ликвидации и принимать по ним решения, если был соблюден порядок созыва общего собрания акционеров, которое не состоялось по причине отсутствия квалифицированного большинства голосующих акций общества, представленных на собрании.          Таким образом, повторное общее собрание акционеров АО правомочно рассматривать и принимать решения по вопросам добровольной реорганизации или ликвидации, только при наличии квалифицированного большинства от общего числа голосующих акций общества.   Участники создаваемого при преобразовании нового юридического лица принимают на своем совместном заседании решение об утверждении его учредительных документов и избрании органов в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.     При преобразовании общества доля участника в уставном капитале хозяйственного товарищества (пай в производственном кооперативе) определяется на основе процентного соотношения принадлежащих ему акций к общему количеству размещенных акций общества.   Вопросы об утверждении устава, избрании органов и государственной регистрации товарищества с ограниченной ответственностью (далее – ТОО), включенные в повестку дня собрания акционеров, должны рассматриваться на заседании участников ТОО и наличие требуемого для голосования по данному вопросу кворума определяется в соответствии со статьей 48 Закона о ТОО.              Вопрос о включении в список участников ТОО акционера, владеющего определенным процентом акций АО (не выкупленных обществом в связи с судебным разбирательством) и голосовавшего против преобразования АО в ТОО, должен решаться после окончания судебно разбирательства на основании принятого судом решения.       Отказ от подписания учредительного договора согласно пункту 4 статьи 15 Закона  о ТОО означает отказ войти в ТОО. Следовательно, лица не подписавшие данный договор, не могут значиться в перечне учредителей ТОО.              При этом согласно пункту 3 статьи 42 Закона о ТОО в качестве представителей участников ТОО на общем собрании не вправе выступать члены исполнительного  и контролирующего органов, за исключением случаев, когда доверитель сам является членом данных органов. Согласно пункту 1 статьи 16-1 Закона Республики Казахстан «О товариществах  
с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 22 апреля 1998 года (далее – Закон  о ТОО), в случае преобразования акционерного общества с числом акционеров сто и более в товарищество с ограниченной ответственностью учредительный договор не заключается.  Документом, подтверждающим право на долю в уставном капитале ТОО, преобразованного из акционерного общества с числом участников сто и более, является выписка из реестра участников товарищества. Ведение реестра участников ТОО осуществляется профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра держателей ценных бумаг (регистратором).    В соответствии с требованиями, установленными пунктами 1 и 5 статьи 17 Закона  о ТОО, устав товарищества является документом, определяющим правовой статус товарищества как юридического лица. При государственной регистрации ТОО его устав рассматривается в качестве учредительного документа. Экземпляры устава ТОО, а также всех документов о его последующих изменениях, нотариально удостоверенные, хранятся в органе, осуществившем государственную регистрацию ТОО. Все заинтересованные лица вправе ознакомиться с уставом ТОО.    Порядок аннулирования выпуска акций общества при его преобразовании в ТОО.

     Следует учесть, что согласно пункту 3 статьи 81 Закона, если в случае реорганизации  общество прекращает свою деятельность, его объявленные, в том числе  размещенные, акции подлежат аннулированию  в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

     Уполномоченный  орган в случае выполнения обществом  требований, установленных Правилами  государственной регистрации выпуска  объявленных акций, утверждения  отчета об итогах размещения акций  и аннулирования выпуска акций, согласно статье 30 Закона Республики Казахстан  «О рынке ценных бумаг» (далее –  Закон о рынке), направляет решение  об аннулировании выпуска акций, его регистратору  
и центральному депозитарию. Регистратор общества и центральный депозитарий обязаны с момента получения уведомления об аннулировании незамедлительно произвести приостановление регистрации всех сделок с ценными бумагами, выпуск которых подлежал аннулированию. После аннулирования выпуска объявленных акций учет ранее выкупленных акций в реестре участников ТОО не производится. При этом в списке участников ТОО, составленном на основании данных реестра держателей акций в качестве участников должен указываться владелец акций.     Совершение гражданско-правовых сделок с акциями, в отношении выпуска которых уполномоченным органом принято решение об аннулировании согласно пункту 4 статьи 30 Закона о рынке запрещается. АО обязано согласно пункту 5 статьи 30 Закона о рынке в течение семи календарных дней с момента получения уведомления уполномоченного органа об аннулировании выпуска акций опубликовать информацию об этом в средствах массовой информации на государственном и русском языках.

Права акционера, собственника акций при реорганизации  АО в ТОО.

     В связи с преобразованием АО в  ТОО акционер имеет право ознакомиться с уставом ТОО, запросить сведения о регистраторе для получения  документа, подтверждающего его  право на долю в уставном капитале ТОО. Права участников ТОО определены  в статье 11 Закона о ТОО.  Таким образом, акционер АО вправе стать участником товарищества с ограниченной ответственностью (далее – ТОО, товарищество), образованного в результате преобразования данного АО. Кроме того, в целях реализации вышеуказанных прав акционер может обратиться  в общество для проведения соответствующих процедур в зависимости от принятого им решения.             Выкуп размещенных акций, согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 27 Закона должен быть произведен обществом по требованию акционера общества, которое может быть предъявлено им в случаях принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации общества (если акционер принимал участие в общем собрании акционеров, на котором рассматривался вопрос о реорганизации общества,  и голосовал против нее). Следовательно, общество вправе только с согласия акционера выкупить принадлежащие ему привилегированные акции.         В случае если акционер не соглашается с ценой (самостоятельно устанавливает цену на принадлежащие ему акции), то он вправе в соответствии со статьей 14 Закона обратиться в суд.    Согласно пункту 1 статьи  26 Закона выкуп размещенных акций может быть произведен с согласия акционера по инициативе общества в целях их последующей продажи или в иных целях, не противоречащих законодательству Республики Казахстан и уставу общества. Следует учесть, что привилегированная акция в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона предоставляет акционеру право на участие в управлении обществом, если общее собрание акционеров общества рассматривает вопрос о реорганизации либо ликвидации общества. Решение по указанным вопросам должно быть принято при наличии на общем собрании акционеров держателей, обладающих привилегированными акциями не менее чем две трети от общего количества привилегированных акций, так как изменение организационно-правовой формы влечет изменение объема прав держателей привилегированных акций. В противном случае решение считается не принятым, и вопрос о преобразовании общества необходимо будет решать в судебном порядке.

Глава 3. Перспективность  развития акционерного общества в РК.  3.1 Закон Республики Казахстан «Об акционерных обществах».

     Наиболее  значимым из органов управления акционерного общества является совет директоров. Однако отсутствие объективных критериев  оценки деятельности членов совета директоров и исполнительных органов общества, влечет отсутствие зависимости выплачиваемого им вознаграждения от показателей деятельности общества.    Советы директоров не способны сегодня выполнять многие функции, в частности, такие, как соблюдение интересов акционеров при принятии превентивных мер, направленных против поглощений акционерных обществ, поскольку законодательством сегодня не предусматривается каких-либо рамочных пределов для оценки добросовестности и эффективности действий членов совета директоров в подобных ситуациях. Чаще всего же, именно при участии членов совета директоров, действующих не в интересах общества, и удается осуществлять подобные поглощения.       В то же время конкретные права члена совета директоров также не устанавливаются, что позволяет искусственно ограничивать в правах «неугодных» членов совета (представителей меньшинства, независимых директоров).             Кроме того, сегодня ни уставы, ни внутренние документы не содержат обязанностей членов совета директоров и исполнительных органов общества, в результате чего затруднительным, а подчас и просто невозможным становится реализация установленных законодательством норм об ответственности данных лиц за неисполнение своих обязанностей, за действия, направленные в ущерб обществу. Необходима разработка и внедрение системы профессиональных и квалификационных требований к членам совета, этических норм их деятельности и механизма подтверждения соответствия этим требованиям и правилам. Каждое общество должно иметь письменно сформулированные требования в отношении профессионального опыта, компетенции, знаний и умений, которым должен обладать совет в целом, а также тех знаний и умений, которыми должен обладать каждый член совета директоров и регулярно анализировать их с целью внесения необходимых корректив.          Каждый член совета директоров, в дополнение к тем индивидуальным знаниям и умениям, благодаря которым он избран в состав совета, должен обладать знаниями и умениями в следующих областях – корпоративные финансы и финансовый учет, антикризисное управление, стратегическое управление, корпоративное управление (организация работы совета), корпоративное право, организация коллективной работы. Этот рекомендуемый перечень может быть изменен и дополнен, исходя из специфических потребностей и проблем каждого общества.   Общество должно стремиться к повышению уровня профессиональных и квалификационных стандартов деятельности членов совета директоров, обеспечивая прохождение действующими членами совета директоров профессионального обучения и аттестации в качестве корпоративных директоров, по мере создания системы такой аттестации, а также к выдвижению на общем собрании акционеров в качестве кандидатов для избрания в состав совета директоров лиц, успешно прошедших такую аттестацию.            Совет директоров должен раскрывать в годовом отчете общества компетенцию, совокупность знаний и умений, которыми обладают члены совета, прохождение ими профессионального обучения и аттестации в качестве корпоративных директоров. Акционеры должны иметь существенные возможности по внесению предложений, касающихся процесса формирования требований к кандидатам на выдвижение для избрания в состав совета директоров. Важно, чтобы акционеры предварительно (до годового собрания акционеров) получили в достаточной степени детализированную информацию о кандидатах в члены совета директоров для того, чтобы дать им свою оценку и принять обоснованное решение.            Закон РК «Об акционерных обществах» не содержит четкой регламентации целей, задач и функций независимого директора, входящего в состав совета директоров АО, количестве независимых директоров в составе совета директоров одного АО. В зарубежном корпоративном праве независимый директор – это член совета директоров акционерного общества, который по мнению избирающих его акционеров независим от должностных лиц общества, их аффилиированных лиц, крупных контрагентов общества и который не находится с обществом в иных отношениях, которые могут повлиять на независимость его суждений. Для совершения некоторых видов корпоративных действий, например, сделок с заинтересованностью, мнения независимых директоров должны учитываться отдельно, и решение считается принятым только при условии, если за него проголосует большинство независимых директоров, не заинтересованных в совершении сделки.           Следование высоким этическим нормам в деятельности независимых директоров, добросовестное и профессиональное выполнение ими своих обязанностей повышает доверие к институту независимых директоров со стороны инвестиционного сообщества и компаний.      Непонимание назначения института независимого директора ведет к фиктивности ввода независимых директоров, а, следовательно, позволяет субъективно толковать его компетенцию, права и обязанности. В этой связи представляется целесообразным введение законодательных норм о цели введения независимого директора в состав совета директоров, о роли и функциях независимого директора. Следует определить квалификационные требования к должности независимого директора: профессионализм, деловые и моральные качества и др.; четко установить ограничение возможности акционеров по досрочному прекращению деятельности независимого директора.            Такая проблема особенно актуальна для акционерных обществ без участия государства, поскольку в АО с участием государства независимые директора вводятся на основании нормативного акта Правительства РК или уполномоченного органа.         В 90-х гг. прошлого века явно наметилась тенденция к переходу от законодательного регулирования корпораций – при дальнейшем развитии и совершенствовании корпоративного законодательства – к их саморегулированию. Это выражается в формировании корпоративных норм – таких правил поведения, которые устанавливаются самой корпорацией, обязательны для корпорации и ее участников и обеспечиваются не государственным принуждением, а иными мерами воздействия при нарушении таких правил. В основе корпоративных норм лежат морально-этические категории, принципы справедливости, разумности и добросовестности. Цель действия таких корпоративных норм – максимальная защита интересов акционеров, особенно монетарных, а также инвесторов от различных злоупотреблений со стороны менеджмента.     Тем самым «оздоровление» внутрикорпоративных отношений возможно также путем создания и реального введения в действие Кодекса корпоративного управления. В Закон РК «Об акционерных обществах» в 2007 г. были введены нормы о кодексе корпоративного управления общества как документе, утверждаемом общим собранием акционеров общества, регулирующем отношения, возникающие в процессе управления обществом, в том числе отношения между акционерами и органами общества, между органами общества, обществом и заинтересованными лицами. Однако обязательное наличие кодекса требуется только для публичных компаний (статья 4-1). Что касается остальных АО, то принятие или непринятие такого кодекса зависит от усмотрения общего собрания АО, так как утверждение кодекса корпоративного управления, а также изменений и дополнений в него, если принятие данного кодекса предусмотрено уставом общества, входит в компетенцию общего собрания.       Корпоративные нормы ни в коей мере не заменяют нормы корпоративного законодательства: они лишь дополняют их и действуют в тех сферах, где регулирование нормами законодательства неэффективно или не достигает желаемой цели. Основой для корпоративных норм являются некие определенные стандарты поведения корпорации, иными словами – ориентиры того, к чему корпорация должна стремиться, как строить взаимоотношения между участниками корпорации и ее менеджментом, как эффективно управлять корпорацией. Эти же стандарты могут использоваться в качестве отправного начала для оценки и совершенствования действующих законов и подзаконных нормативных актов, составляющих корпоративное законодательство. Кодекс должен прижиться в корпоративной культуре, в какой-то мере изменить менталитет хозяйствующих субъектов.  Следующим является необходимость законодательного закрепления обязательного ведения акционерными обществами списков аффилиированных лиц и хранения таких списков в течение определенного времени. Государство не сформировало и законодательно не закрепило условий, при которых аффилиированность была бы прозрачной и ясной всем участникам хозяйственного оборота, и условий, когда конкретное общество можно было бы обвинить в том, что оно не ведет или неправильно ведет списки своих аффилиированных лиц. В результате юридические лица скрывают аффилиированность, не желая подпадать под дополнительный государственный контроль. Тогда как от наличия аффилиированности зависит вопрос о возможности совершить сделку, в отношении которой имеется заинтересованность; от этого же зависит сложная процедура сделок, связанных с приобретением более 30% акций общества.    Кроме того, Закон РК «Об акционерных обществах» четко не регламентирует наименование и обязательность контролирующего органа АО, в частности, в нем отсутствуют нормы о наблюдательном совете, а о службе внутреннего аудита содержится диспозитивная норма. Необходимость повышенного внимания к контрольной функции связана с такими особенностями поведения очень значительной части отечественного менеджмента как недостаточная забота о собственной деловой репутации, стремление немедленно воспользоваться полученными средствами для нужд чрезмерного личного потребления и пр. В этой связи предлагается дополнить Закон РК «Об акционерных обществах» соответствующими нормами.   При совершенствовании корпоративного законодательства необходимо учитывать проблемы раскрытия информации, где интересы непосредственных участников корпоративных отношений тесно взаимодействуют с публичным интересом. Информационная прозрачность является одним из краеугольных камней рыночной экономики. Дополнительного правового обеспечения требует регулирование в области использования инсайдерской информации, манипулирования рынком, требований к субъектам, механизмам и объему раскрытия информации, а также правомочия и обязанности государства как субъекта хозяйственных отношений и регулятора в этой сфере.

      3.2 Современное состояние  акционерной формы  бизнеса в РК. 

   Акционерные компании - это крупные предприятия с большим широкомасштабным капиталоемким производством. Это происходит потому, что именно форма акционерного общества является наиболее удобной и эффективной для крупного производства. На сегодняшний день акционерные компании являются самыми мощными субъектами в мировой экономике и экономике отдельных стран. Именно поэтому законодательство уделяет повышенное внимание регулированию процессов создания акционерных обществ, выпуска и размещения акций, обращения данных акций на рынке. Еще один интересный отличительный момент акционерных обществ от хозяйственных товариществ заключается в следующем. Вкладывая свои средства в хозяйственное товарищество, его учредители, как правило, принимают активное участие в производственных вопросах товарищества. Поэтому доли товарищества нельзя назвать финансовым инструментом в чистом виде. Инвесторы, приобретающие акции, могут не проявлять никакого интереса к производству в акционерной компании. Для них акции - это один из способов размещения свободного капитала на какое-то время. Акция является классическим видом финансовых инструментов, без которого трудно представить себе существование финансового рынка в целом.   Таким образом, создание акционерного общества и соответственно выпуск акций - это способ формирования уставного капитала акционерной компании, способ привлечения капитала путем включения в оборот такого вида финансовых инструментов, как акции. Акционерная компания - форма объединения капиталов инвесторов, отличающаяся от хозяйственных товариществ.            Количество акционерных обществ в Казахстане относительно невелико, потому как акции каждого из них должны продаваться на фондовом рынке, регулирование которого еще далеко не всегда адекватно, и сам фондовый рынок не может считаться достаточно развитым в Казахстане.   В Республике Казахстан насчитывается 2 372 акционерных обществ. Большинство из них - относительно небольшие компании, не являются и не планируют быть публичными. Не во всех акционерных обществах акции открыто размещаются. Для многих акционерных обществ такая организационно–правовая форма необходима в силу закона для осуществления своей деятельности (брокерские, регистраторские, страховые компании и т.д.). Однако в отношении данных акционерных обществ действуют такие же правила, как в отношении крупных компаний. Невозможно найти независимых директоров для всех акционерных обществ. Правило «не менее одной трети числа членов совета директоров общества должны быть независимыми директорами» неэффективно, и данная норма остается нерабочей. Данное правило должно быть применено только в отношении публичных компаний, в которых наличие независимых директоров является обязательным условием.       Что касается казахстанской практики, то в редакции Закона «Об АО» от 13 мая 2003 года требования к народным акционерным обществам не отражали самого принципиального критерия - привлечения денежных средств путем предложения выпущенных ими ценных бумаг неограниченному числу лиц. В казахстанском законодательстве об акционерных обществах отсутствует понятие «публичная компания». В настоящее время назрела необходимость ввести институт публичной компании.            В связи с этим, необходимо принять ряд мер по дальнейшему развитию принципов корпоративного управления и изменить законодательство об акционерных обществах. В частности, в Законе «Об акционерных обществах» публичной компанией необходимо признать акционерные общества, которые привлекают финансирование путем размещения своих ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг и соответствуют следующим критериям:                                        - ценные бумаги общества включены в официальный список Казахстанской фондовой биржи;                                          - отсутствуют какие-либо ограничения для приобретения ценных бумаг;           - общество является подотчетным уполномоченному органу в части выпуска и размещения ценных бумаг.         Требование Постановления Правления АФН о соблюдении листинговыми компаниями Кодекса корпоративного управления (одобренного Советом эмитентов 21 февраля 2005 года) необходимо перенести для публичных компаний.       Публичные компании должны иметь Кодексы корпоративного управления и иные внутренние корпоративные документы, способствующие прозрачности компании, эффективному раскрытию информации.    Введение института публичной компании снимет с большого числа акционерных обществ, которые не являются и не планируют быть публичными, требования, которые напрямую связаны с корпоративным управлением (наличие кодекса корпоративного управления, корпоративного секретаря, независимых директоров, требования по раскрытию информации и т.д.).            Принимая во внимание казахстанскую специфику и неразвитость рынка акций, необходимо не ограничивать вид ценных бумаг, размещаемых акционерным обществом, стимулируя развитие корпоративного управления в Республике Казахстан.           Кроме того, в законодательстве об акционерных обществах необходимо изменить или отменить ряд других положений, что способствовало бы прозрачности компаний и другим принципам корпоративного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Распространение в Республики Казахстан акционерной  формы предпринимательской деятельности придает изучаемому вопросу особую значимость. Зарубежная практика и  опыт создания акционерных компаний в дореволюционной России показали необходимость глубокого внимания со стороны законодателя и правоприменяющих органов к проблеме обеспечения  прав акционеров и прежде всего мелких инвесторов, неконсолидированных вкладчиков, наименее искушенных в защите своих  интересов. Период акционерных афер, характерный для нынешнего десятилетия  отечественной экономики, не является следствием какой-то специфики. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что «акционерная горячка  оказалась болезнью, сопровождающей с самого начала акционерное дело. Совершенно несбыточные предприятия, вроде отыскания , находили подписчиков  на акции».1 Интересно также, что  история акционерного законодательства была открыта законом английского  правительства «О мыльных пузырях», запретившим возникновение «вредных»  предприятий, под которыми понимались акционерные компании. Акционерная  форма предпринимательства, весьма привлекательная целым рядом  преимуществ ( и прежде всего организацией отношений собственности и управления), должна сопровождаться тщательно продуманным  акционерным законодательством, дополняемым  локальным нормотворчеством самих  акционерных компаний. Например Закон  Республики Казахстан «Об акционерных  обществах» имеет одной из своих  целей защиту прав и интересов  акционеров ( п.1 ст.1 Закона об АО). В  локальных нормативных актах  акционерных обществ должны конкретизироваться диапозитивные нормы, предусматриваться  механизмы реализации законодательных  предписаний, устраняться пробелы  правового регулирования, имеющиеся  в законодательстве и иных правовых актах. Но в Законе присутствуют и  бланкетные нормы, отсылающие к внутренним документам, разработка и принятие которых обязательны для акционерной  компании. В целом, на основании всего вышеизложенного хотелось бы сделать некоторые выводы и предложения по совершенствованию этого законодательства. 1. В отличие от ранее принятых законодательных актов проект Закон «Об акционерных обществах» детально регламентирует совершение крупных сделок, связанных с приобретением или отчуждением обществом имущества, а также определяет степень заинтересованности сторон при их совершении. 2. Государственная регистрация эмиссии акций должна быть своеобразной гарантией ликвидности и доходности выпускаемых обществом акций, и тем, самым защитой прав потенциальных инвесторов. 3. Учтен необходимость совершенствования процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров общества. Введение механизма заочного голосования позволит Акционерному обществу с большим количеством акционеров более эффективно и с наименьшими затратами принимать решения, отнесенные к компетенции общего собрания. 4. Изменена структура управления обществом, в соответствии с которой предусматривается образование совета директоров. Совет директоров является особым органом управления обществом органом управления обществом наряду с общим собранием акционеров. 5. Анализ деятельности Акционерного общества свидетельствует о том, что созданные в обществах наблюдательные советы не могут в полной мере исполнять возложенные на них функции в связи с отсутствием в действующем законодательстве норм, определяющих их компетенцию и ответственность. 
 
 
 
 

Информация о работе Акционерное общество