Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 20:25, курсовая работа
В данной курсовой работе будут рассмотрена актуальность перехода на МСФО, сложность применения МСФО в России и практические трудности реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при этом. Так же будет уделено внимание главным положениям и основным статьям МСФО.
I. Введение
II. Международные стандарты финансовой отчетности
2.1 Порядок  разработки и принятия МСФО
2.2 Концепция подготовки и представления финансовой отчетности
2.2.1 Принципы  подготовки и составления финансовой  отчетности
2.2.2 МСФО (IFRS) 1 "Первое применение МСФО"
2.3 Требования к составу и представлению финансовой отчетности
2.3.1 МСБУ (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"
2.4 Материальные активы
2.4.1 МСБУ (IAS) 2 "Запасы"
2.5 Раскрытие информации о финансовых результатах
2.5.1 МСБУ (IAS) 8"Учетная политика, изменение учетных оценок и ошибки"
III. Актуальность перехода на МСФО и этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО
3.1 Актуальность  перехода на МСФО
3.2 Этапы  реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО
IV. Заключение
V. Список используемой литературы
Соответствие информации качественным характеристикам, определенным Принципами, делает информацию, представленную в отчетности, полезной для пользователей. Такое соответствие является важным условием использования информации финансовой отчетности на международном уровне.
Качественные характеристики информации. Принципы определяют четыре качественные характеристики информации. Две из них (уместность и надежность) относятся к содержанию финансовой отчетности, две другие (понятность и сопоставимость) – к представлению финансовой отчетности. Уместность и надежность информации являются более важными характеристиками информации.
Элементы финансовой отчетности. Принципы определяют пять элементов финансовой отчетности:
Все перечисленные элементы финансовой отчетности должны соответствовать не только своим определениям, но и критериям их признания. Само признание представляет собой словесное описание элемента, его стоимостную оценку и включение его в финансовую отчетность.
Принципами предусмотрены два критерия признания активов и обязательств:
1) существование вероятности, что будущая экономическая выгода, связанная с конкретным элементом отчетности, будет получена или утрачена;
2) наличие возможности надежно измерить или оценить в стоимостном выражении элемент финансовой отчетности.
     Причем 
МСФО не дают никаких количественных 
критериев оценки вероятности, поэтому 
здесь следует 
Измерение активов и обязательств. Международными стандартами предполагаются различные варианты оценки активов и обязательств организации. В Принципах перечислены следующие варианты оценки:
- историческая стоимость (фактическая стоимость приобретения, первоначальная стоимость) (history coast) ;
- текущая или восстановительная стоимость (current coast) ;
- возможная стоимость продажи или цена реализации (realizable or settlement value) ;
- дисконтированная или приведенная стоимость (present value) ;
     - 
текущая рыночная стоимость (
- справедливая или "честная" стоимость (fair value) .
Практически все элементы отчетности первоначально признаются по их исторической стоимости, а позднее, в зависимости от конкретного вида активов и обязательств, могут использоваться другие виды оценок. Для последующих оценок международные стандарты предоставляют предприятиям возможность выбирать методы оценки. В настоящее время в МСФО наблюдается тенденция вытеснения исторической стоимости оценкой по справедливой стоимости.
Состав действующих МСБУ (IAS) и МСФО (IFRS) и интерпретаций к ним.
Первый международный стандарт был стандартом бухгалтерского учета – International Accounting Standards – МСБУ (IAS) , он был разработан в 1974 г., получил название "Представление финансовой отчетности" и вступил в силу в 1975 г.
Как я уже отмечал выше, в процессе реформы, проводимой СМСФО, постепенно отменяются действующие МБСУ (IAS) и вводятся новые МСФО (IFRS) .
     На 
1 апреля 2006 г. действуют 31 МБСУ (IAS) (причем 
13 из них были изменены и дополнены: 1, 2, 
8, 10, 16, 17, 21, 24, 27, 28, 31, 33 и 40) и 7 новых стандартов 
– МСФО (IFRS) с номерами 1-7 (табл. 2.1) . 
Таблица 2.1
Международные стандарты финансовой отчетности (по состоянию на 1 апреля 2006 г.)
| Номер стандарта | Название стандарта | 
| МБСУ (IAS) 1 | Представление финансовой отчетности | 
| МБСУ (IAS) 2 | Запасы | 
| МБСУ (IAS) 7 | Отчет о движении денежных средств | 
| МБСУ (IAS) 8 | Учетная политика, изменение учетных оценок и ошибки | 
| МБСУ (IAS) 10 | События после отчетной даты | 
| МБСУ (IAS) 11 | Договоры подряда | 
| МБСУ (IAS) 12 | Налоги на прибыль | 
| МБСУ (IAS) 14 | Сегментная отчетность | 
| МБСУ (IAS) 16 | Основные средства | 
| МБСУ (IAS) 17 | Аренда | 
| МБСУ (IAS) 18 | Выручка | 
| МБСУ (IAS) 19 | Вознаграждение работникам | 
| МБСУ (IAS) 20 | Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи | 
| МБСУ (IAS) 21 | Влияние изменений валютных курсов | 
| МБСУ (IAS) 23 | Затраты по займам | 
| МБСУ (IAS) 24 | Раскрытие информации о связанных сторонах | 
| МБСУ (IAS) 26 | Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения | 
| МБСУ (IAS) 27 | Сводная отчетность | 
| МБСУ (IAS) 28 | Учет инвестиций в ассоциированный компании | 
| МБСУ (IAS) 29 | Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции | 
| МБСУ (IAS) 30 | Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов | 
| МБСУ (IAS) 31 | Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности | 
| МБСУ (IAS) 32 | Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации | 
| МБСУ (IAS) 33 | Прибыль на акцию | 
| МБСУ (IAS) 34 | Промежуточная финансовая отчетность | 
| МБСУ (IAS) 36 | Обесценивание активов | 
| МБСУ (IAS) 37 | Резервы, условные обязательства и условные активы | 
| МБСУ (IAS) 38 | Нематериальные активы | 
| МБСУ (IAS) 39 | Финансовые инструменты: признание и оценка | 
| МБСУ (IAS) 40 | Инвестиционная недвижимость | 
| МБСУ (IAS) 41 | Сельское хозяйство | 
| МСФО (IFRS) 1 | Первое применение международных стандартов финансовой отчетности | 
| МСФО (IFRS) 2 | Выплаты акциями | 
| МСФО (IFRS) 3 | Объединение компаний | 
| МСФО (IFRS) 4 | Договоры страхования | 
| МСФО (IFRS) 5 | Долгосрочные активы, удерживаемые для продажи, и представление информации по прекращаемой деятельности | 
| МСФО (IFRS) 6 | Разведка и оценка минеральных ресурсов | 
| МСФО (IFRS) 7 | Финансовые 
  инструменты – раскрытие  | 
Каждый стандарт включает следующие элементы:
Важной составной частью МСФО являются интерпретации международной финансовой отчетности: ПКИ (SIC) и КИМФО (IFRIC) .
Как я уже отмечал выше, все ПКИ (SIC) были выпущены до 2002 г. и регламентируют вопросы практического применения МСБУ (IAS) .
КИМФО (IFRIC) выпускаются начиная с 2002 г. и регламентируют практическое применение как МБСУ (IAS) , так и МСФО (IFRS) . Кроме того, в настоящее время выпущены и действуют поправки КИМФО (IFRIC) к МБСУ (IAS) и к ПКИ (SIC) .
Интерпретации разрабатываются в качестве ответов на вопросы по формированию финансовой отчетности, которые возникли уже после введения МСФО и специально не рассматривались в существующих стандартах. Кроме того, интерпретации принимаются в случаях, когда возникают противоречивые или неприемлемые толкования МСФО из-за отсутствия официальных разъяснений.
     Таким 
образом, интерпретации разрабатываются 
в контексте существующих МСФО и 
принципов их применения; они разъясняют 
отдельные положения стандартов 
и регулируют вопросы составления 
финансовой отчетности там, где отсутствуют 
соответствующие стандарты. В таблице 
2.2 приведены действующие интерпретации: 
ПКИ (SIC) и КИМФО (IFRIC) . 
Таблица 2.2
Интерпретации международных стандартов финансовой отчетности (по состоянию на 1 апреля 2006 г.)
| Номер интерпретации | Название интерпретации | Интерпретируемый стандарт | 
| ПКИ (SIC) 1 | Последовательность 
  — различные формулы  | 
  МСБУ (IAS) 2 | 
| ПКИ (SIC) 2 | Последовательность — капитализация затрат по займам | МСБУ (IAS) 23 | 
| ПКИ (SIC) 3 | Элиминирование нереализованных прибылей и убытков по операциям с ассоциированными компаниями | МСБУ (IAS) 28 | 
| ПКИ (SIC) 5 | Классификация финансовых инструментов — резервы на условное погашение | МСБУ (IAS) 32 | 
| ПКИ (SIC) 6 | Затраты на модификацию имеющегося программного обеспечения | МСБУ (IAS) 16, 38 | 
| ПКИ (SIC) 7 | Введение евро | МСБУ (IAS) 21 | 
| ПКИ (SIC) 10 | Государственная помощь — отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью | МСБУ (IAS) 20 | 
| ПКИ (SIC) 12 | Консолидация — компании специального назначения | МСБУ (IAS) 27 | 
| ПКИ (SIC) 13 | Совместно контролируемые компании — неденежные вклады со стороны предпринимателей | МСБУ (IAS) 31 | 
| ПКИ (SIC) 14 | Основные средства — компенсация обесценения или утраты объектов | МСБУ (IAS) 16 | 
| ПКИ (SIC) 15 | Операционная аренда — стимулы | МСБУ (IAS) 17 | 
| ПКИ (SIC) 21 | Налоги на прибыль - возмещение переоцененной стоимости активов, не подлежащих амортизации | МСБУ (IAS) 12, 16 | 
| ПКИ (SIC) 25 | Налоги на прибыль - изменения в налоговом статусе компании или ее акционеров | МСБУ (IAS) 12 | 
| ПКИ (SIC) 27 | Оценка экономической сущности операций, имеющих юридическую форму аренды | МСБУ (IAS) 17 | 
| ПКИ (SIC) 31 | Выручка — бартерные операции, включающие рекламные услуги | МСБУ (IAS) 18 | 
| ПКИ (SIC) 32 | Нематериальные активы — затраты на Интернет-сайт | МСБУ (IAS) 38 | 
| КИМФО (IFRIC) 1 | Изменения в обязательствах по демонтажу и ликвидации основных средств, восстановлению среды и иных аналогичных обязательствах | МСБУ (IAS) 1, 8, 16, 23, 36, 37 | 
| КИМФО (IFRIC) 2 | Доли участия в кооперативах и подобные финансовые инструменты | МСБУ (IAS) 32, 39 | 
| КИМФО (IFRIC) 5 | Права на доли, возникающие в связи с фондами вывода из эксплуатации, восстановления и экологической реабилитации | МСБУ (IAS) 8, 27, 
  28, 31, 37, 39
   ПКИ (SIC) 12  | 
| КИМФО (IFRIC) 6 | Обязательства, 
  возникающие в связи с участием 
  в специализированном рынке, — отходы 
  электротехнического и  | 
  МСБУ (IAS) 8, 37 | 
Сравнение принципов подготовки финансовой отчетности согласно МСФО и согласно российскому законодательству.
     В 
таблице 2.3 приведен сравнительный 
анализ концептуальных основ представления 
финансовой отчетности согласно требованиям 
МСФО и российского 
 
Таблица 2.3
Сравнительная характеристика принципов подготовки финансовой отчетности по МСФО и по российскому законодательству
| Название принципа | Ссылка на российский источник информации | Краткий комментарий | |
| В МСФО | В российском законодательстве | ||
| Допущение: метод начисления | Допущение: временная определенность фактов хозяйственной деятельности | П. 4.1 Концепции, п. 6 ПБУ 1/98 | В МСФО используется иной термин, однако содержание понятий одно и то же | 
| Допущение: непрерывность деятельности | Допущение: непрерывность деятельности организации | П. 4.1 Концепции,
   п. 6 ПБУ 1/98, п. 3 ст. 8 Закона № 129-ФЗ  | 
  В российском законодательстве 
  не предусмотрена необходимость 
  использования и раскрытия  | 
| Допущение: последовательность применения учетной политики | П. 4.1 Концепции,
   п. 6 ПБУ 1/98, п. 9 ПБУ 4/99  | 
  В МСФО данное допущение отсутствует | |
| Допущение: имущественная обособленность организации | П. 4.1 Концепции,
   п. 6 ПБУ 1/98, п. 3 ст. 8 Закона № 129-ФЗ  | 
  В МСФО данное допущение отсутствует | |
| Требование к содержанию информации: уместность (значимость, существенность, материальность) | Требование к содержанию информации: существенность | П. 6.2 Концепции | В МСФО данное требование раскрывается более подробно. В приказе Минфина России от 22.07.03 № 67н "О формах бухгалтерской отчетности" существенной признается сумма в 5 % от общего итога, МСФО никаких числовых критериев не предусматривают | 
| Требование 
  к содержанию информации: надежность, 
  которая включает:
   - правдивое раскрытие; - приоритет содержания над формой; - нейтральность; - осмотрительность; - полноту  | 
  П. 6.3 Концепции,
   п. 7 ПБУ 1/98, пп. 6, 7, 33 ПБУ 4/99  | 
  В МСФО данное требование раскрывается более подробно | |
| Требование к представлению информации: понятность | В российском законодательстве данное требование отсутствует | ||
| Требование к представлению информации: сопоставимость | Требование к представлению информации: сравнимость | П. 6.4 Концепции, п. 33 ПБУ 4/99 | Существенных различий нет | 
| Требование к представлению информации: непротиворечивость | П. 7 ПБУ 1/98 | МСФО не предусматривает требования непротиворечивости как тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца | |
| Ограничение уместности и надежности информации: своевременность | П. 6.5 Концепции, п. 7 ПБУ 1/98 | В ПБУ 1/98 данное ограничение сформулировано как требование, а не как ограничение | |
| Ограничение уместности и надежности информации: баланс между выгодами и затратами | П. 6.5 Концепции | В ПБУ 1/98 данное ограничение сформулировано как требование рациональности, однако подробно данное требование не раскрыто | |
Из информации, представленной в табл. 2.3, следует, что в российском законодательстве присутствуют два допущения, аналогичные тем, что предусмотрены МСФО, и еще два допущения, которые в МСФО отсутствуют: последовательность представления учетной политики и имущественная обособленность организации.
В российском законодательстве большинство требований к качественным характеристикам информации раскрыты менее подробно, чем в МСФО. Кроме того, не все названные в российском законодательстве требования применяются на практике. Это связано с отсутствием механизма их применения и с особым менталитетом российских финансовых специалистов, ориентированных в первую очередь на наличие или отсутствие подтверждающих факты хозяйственной деятельности первичных документов и договоров, а не на экономическое содержание соответствующих сделок.
Структура требований к качественным характеристикам информации в российском законодательстве не соответствует МСФО - требования к качественным характеристикам информации не разделены на две группы: требования к содержанию; требования к представлению.
Помимо того, имеются некоторые различия в применяемой терминологии. В российских законодательных актах, регламентирующих учет и отчетность, не даны определения основных элементов финансовой отчетности: активов, обязательств и капитала. Трактовки элементов финансовой отчетности приведены в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике. Эти трактовки приближены к международным стандартам, однако они не согласуются с другими нормативными актами и, кроме того, отсутствует механизм их реализации на практике.
Согласно требованиям МСФО элементы отчетности признаются только в том случае, когда они соответствуют не только своему определению, но и двум критериям признания, т. е. существует вероятность того, что любая экономическая выгода, ассоциируемая с данным элементом, будет получена или утрачена компанией, а также элемент имеет стоимость или оценку, которая может быть надежно измерена. В российской Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике также указываются критерии признания активов и обязательств, однако трактовка признания капитала отсутствует. В целом критерии признания активов и обязательств в Концепции совпадают с требованиями МСФО. Однако они остаются продекларированными и на практике не применяются, поскольку ни в одном нормативном акте нет даже термина "признание элементов отчетности".