Анализ финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: оценка финансового состояния предприятия розничной торговли ОАО «Боровецкое».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 дать общую характеристику ОАО «Боровецкое»;
 оценить состояние и эффективность использования ресурсов предприятия;

Содержание

Введение
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. История создания и развития ОАО «Боровецкое», организационно-правовая форма, цели и виды деятельности
1.2. Структура управления
1.3. Персонал
1.4. Оплата труда
1.5. Внешнее окружение и маркетинг в организации
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Анализ основных фондов организации
2.2. Анализ оборотных средств организации
2.3. Анализ финансового состояния
2.3.1. Анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса
2.3.2. Анализ финансовых коэффициентов отчетности
2.4. Анализ прибыли и рентабельности
3. ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Теоретические вопросы определения финансового состояния предприятия и направлений его укрепления
3.2. Выявление основных проблем финансового состояния в организации и построение «дерева проблем»
3.3. Разработка вариантов управленческих решений по укреплению финансового состояния
4. Выбор и обоснование решения (проекта) по укреплению финансового состояния
4.1. Расчет основных показателей для реализации предлагаемых решений
4.2. Анализ достоинств и недостатков предлагаемых решений
4.3. Выбор управленческого решения (проекта) и план его реализации
Заключение
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Бухгалтерский баланс
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Бухгалтерский баланс
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Отчет о прибылях и убытках
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Отчет о прибылях и убытках
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Приложение к бухгалтерскому балансу
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Приложение к бухгалтерскому балансу

Работа содержит 1 файл

Ан фин сост предприятия....doc

— 971.00 Кб (Скачать)

Средний возраст – 35 лет. Средний возраст жителей, по сравнению с данными переписи 1989 года, увеличился на 6 лет. [13, с. 3]

Экономическая среда. Помимо самих людей для рынка важна и их покупательская способность. Общий уровень покупательской способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита.

В 2010 году в номинальные денежные доходы увеличились по сравнению с 2009 годом на 29,8% и на душу населения составили 7980 руб. при минимальном потребительском бюджете 5484 рубля. Среднемесячная заработная плата на крупных и средних предприятиях выросла на 20% и составила 9010 руб. [14, с. 3]

В результате динамического развития города и проведенных мероприятий по повышению заработной платы в 2011 году среднемесячная заработная плата увеличилась на 30,7% и составила 11818 руб. Самыми быстрыми темпами росла заработная плата в строительстве (42%), транспорте (30%) и сфере услуг (33%).

Уменьшилась доля с доходами ниже прожиточного минимума с 12% в 2009 году до 8% – в 2011 году. Темп роста заработной платы, как и в 2010 году, выше, чем в среднем по России (26,1%), и один из самых высоких среди городов федерального округа. Среднедушевые доходы составили 11300 руб. и увеличились по сравнению с прошлым годом на 36% (РТ – 23%, РФ – 22,2%). Реальная заработная плата выросла на 21% (РТ – 17,8%, РФ – 16%).

Об увеличении реальных доходов граждан говорит и повышение спроса на потребительское и ипотечное кредитование, а также общий рост депозитов населения. Всего кредитов выдано на сумму 64 млрд. руб. (в 2010 году – 53 млрд. руб.). Увеличились средства населения в банковской системе в 1,3 раза, на счетах жителей 13 млрд. руб. (в 2010 году сумма вкладов населения составила 10 млрд. руб.) Темп роста по ипотечным кредитам составил 1,5 раза – общая сумма более 3 млрд. руб. Сумма потребительских кредитов выросла в 1,6 раза и составила 7 млрд. руб.

Остро стоят вопросы, связанные с оплатой труда работников бюджетных отраслей. В истекшем году за счет индексации тарифных ставок и установленных с 1 октября персонифицированных адаптационных выплат средняя заработная плата бюджетников по сравнению с 2010 годом увеличилась с 5200 руб. до 7000 тыс. руб. (в 1,3 раза). Однако ее уровень не достигает средней заработной платы одного работающего по городу. Уже с 1 февраля текущего года произведена индексация на 14% вместо запланированных ранее 7% с 1 сентября, что позволит довести заработную плату до 8000 рублей. Кроме того, с 1 июля 2012 года для работников бюджетных учреждений, оплата труда которых осуществляется по единой тарифной сетке, будут введены отраслевые системы оплаты труда. Учреждения последовательно переводятся на нормативное финансирование, изменяются типы бюджетных учреждений на автономные.

В 2011 году жителям города реализовано товаров на сумму более 44 млрд. руб., что на 32% выше показателя 2010 года. [15, с. 2, 4]

В городе продолжает развиваться сеть новых типов магазинов – гипермаркетов, супермаркетов, торговых домов специализированных сетей с новейшими сервисными технологиями. [14, с. 2] В истекшем году введено в эксплуатацию более 80 тыс. кв. м. торговых площадей, открыто 32 объекта. Уже в середине 2012 года будет открыт большой торговый комплекс Санкт-Петербургской сети «Лента».

Проведенный мониторинг потребительского рынка показал опережающий рост объема продаж местной продукции и, прежде всего, производимой у нас в городе. Для обеспечения горожан высококачественной продукцией и услугами руководство города занимается привлечением инвестиций в эту сферу.

В 2011 году платных услуг населению оказано на сумму более 14 млрд. руб., которая выросла к уровню 2010 года на 18%.

Валовой территориальный продукт в 2011 году вырос на 25%. Это важнейший показатель уровня экономического развития, по которому город превосходит средние темпы по Республике. В России прирост ВВП оценивается на уровне 7,6%, в республике – 8,7%.

В 2011 году отгружено промышленной продукции в сумме 154 млрд. рублей. Индекс промышленного производства составил 124,6% и является одним из самых высоких показателей как в Республике, так и в РФ. Значительные темпы прироста получены в производстве транспортных средств и оборудования – 29,8% (в РТ – 25%, в РФ – 20%).

Основой экономики города был и остается, прежде всего, ОАО «КАМАЗ». Сегодня корпорация входит в число 10-ти крупнейших мировых производителей грузовых автомобилей. Рост чистой прибыли в 2011 году по отношению к 2010 году составил 2,6 раза. Сегодня город является производителем не только грузовых, но и легковых автомобилей. Высокие темпы развития удерживает ОАО «ЗМА». Всего в 2011 году было реализовано продукции на 10,4 млрд. руб., произведено 22 тыс. внедорожников, что почти в пять раз больше уровня 2010 года.

В 2011 году внесли достойный вклад в развитие экономики города такие предприятия, как: ЗАО «НП НЧ картонно-бумажный комбинат», корпорация «РАССТАЛ», ОАО «ЗЯБ», ООО «ДСК», ГУП «Комбинат строительных материалов», ОАО «Холод». Динамично развивается ООО «Акульчев». На предприятиях пищевой индустрии ежегодно осуществляется широкомасштабная программа технической модернизации производства и освоение прогрессивных технологий. За отчетный период на эти цели инвестировано более 700 млн. руб., освоен выпуск около 380 наименований продукции.

С 2009 года объем инвестиций в основной капитал вырос в 3,5 раза, и эта тенденция сохраняется. Для сравнения: если в 20010 году объем инвестиций вырос в 1,6 раза и, по предварительной оценке, составил 19,5 млрд. руб., то за 2011 год по Республике – 1,1 раза, а в целом по РФ – в 1,3 раза.

Общая стоимость проектов, которые сегодня находятся в работе, равна примерно 3 млрд. евро. Если в 2009 году инвесторы приходили только с предложением по строительству объектов торговли, то сейчас предлагают промышленные объекты. В настоящее время разрабатывается новый проект «Open City» («Открытый город»), который призван создать в городе комфортную социальную среду для инвесторов, включая иностранных. [15, с. 4]

В ОАО «Боровецкое» нет службы исследования рынка и службы маркетинга, поскольку вопросами по изучению рынка занимается коммерческий отдел.

Спрос разных покупателей имеет неодинаковые характеристики. Он различается вкусами, желаниями, потребностями, мотивациями к покупке. При изучении покупательского спроса в ОАО «Боровецкое» учитывают три его вида: реализованный, неудовлетворенный и формирующийся.

Об объеме и структуре реализованного спроса судят по размеру продажи товаров. С этой целью в ОАО «Боровецкое» используют материалы инвентаризаций, оперативные данные о запасах и поступлении товаров, применение современных контрольно-кассовых машин позволяет вести ежедневную регистрацию продажи товаров, учитывая при этом не только их наименование, но и целый ряд характеристик.

Для учета неудовлетворенного спроса в магазинах ОАО «Боровецкое» ведутся специальные книги, куда заносятся заявки покупателей на товары, отсутствующие в продаже; проводятся анкетные опросы покупателей.

Изучение формирующегося спроса на товары-новинки позволяет ОАО «Боровецкое» выявить отношение к ним покупателей и более точно определить потребность в этих товарах. С этой целью в магазинах проводятся выставки-продажи, на которых покупатели знакомятся со свойствами представленных товаров, получают консультации по их применению и т.д.

Немаловажную роль в проведении маркетинговых исследований в ОАО «Боровецкое» играют студенты-практиканты. Из них формируются группы промоутеров, которые проводят презентации и дегустации, предоставляя потенциальным клиентам новый продукт. Задача промоутера – не продать продукт, а заинтересовать им как можно больше покупателей. Предложить продукт на пробу, рассказать о марке, качестве, новшествах, а также фиксировать все пожелания покупателей по усовершенствованию вкусовых качеств – основные направления работы промоутеров.

Материалы, полученные в процессе изучения спроса, обобщаются. По результатам их анализа принимаются меры, направленные на совершенствование работы по формированию ассортимента товаров и ценообразования.

Основной задачей ценообразования в ОАО «Боровецкое» является максимизация текущей прибыли. Есть группа товаров (молоко и молочные продукты; хлеб и хлебобулочные изделия), которые имеют регулируемые цены (цены устанавливаются кабинетом министров Республики Татарстан). На остальные группы товаров цены устанавливает ОАО «Боровецкое» самостоятельно. Методом ценообразования, которым пользуется ОАО «Боровецкое», является метод «средние издержки плюс прибыль». Суть этого метода заключается в начислении определенной наценки на отпускную цену товара, при этом размеры наценок варьируют в широких пределах в зависимости от группы товара (от 15% до 45%).

Решающая роль в установлении наценок на товары принадлежит коммерческому отделу ОАО «Боровецкое» (на алкогольную продукцию производства Республики, продукцию местных производителей, продукцию собственного производства и т.п.), но определенная самостоятельность представляется и магазинам.


2.                  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

2.1.           Анализ основных фондов организации

 

Для осуществления своей деятельности предприятие должно располагать определенным набором экономических ресурсов (или факторов производства) – элементов, используемых для производства экономических благ.

Состав применяемых предприятием экономических ресурсов различен. Особое значение для успеха производственной деятельности имеет наличие определенного запаса ресурсов длительного пользования, или капитала.

В современной экономической литературе нередко различаются две основные формы капитала: физический (материально-вещественный) капитал и человеческий капитал (общие и специальные знания, трудовые навыки, производственный опыт).

Капитал в материально-вещественном воплощении подразделяется на основной и оборотный. [10, с. 91]

В состав основного капитала включаются основные средства, незавершенное строительство, нематериальные активы и долгосрочные финансовые инвестиции (вложения).

Важнейшей составляющей основного капитала являются основные средства. Термин «основные средства» и «основные фонды» употребляют как синонимы.

Основные фонды в зависимости от характера участия в процессе производства подразделяются на производственные и непроизводственные. Последние функционируют в отраслях непроизводственной сферы (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, просвещение и др.) и предназначены для непроизводственного потребления.

Основные производственные фонды – это средства труда, которые длительное время неоднократно или постоянно участвуют во многих производственных циклах, при этом они сохраняют свою натуральную форму, изнашиваются постепенно и переносят свою стоимость на создаваемые продукты или услуги частями. [16, с. 40-41]

Основные фонды ОАО «Боровецкое» подразделяются на следующие виды:

                  здания;

                  сооружения и передаточные устройства;

                  машины и оборудование;

                  транспортные средства;

                  производственный и хозяйственный инвентарь;

                  земельные участки и объекты природопользования.

Важнейшими характеристиками основных фондов являются показатели их движения, состояния и эффективности использования. Для этого рассчитываются следующие коэффициенты:

                  обновления (КОБН) и выбытия (КВЫБ):

              КОБН = ,              (6)

              КВЫБ = ,              (7)

где СВВЕД, СВЫБ – стоимость введенных и выбывших из эксплуатации основных фондов;

СК, СН – стоимость основных фондов на конец и начало года.

                  Коэффициент годности (КГ):

              КГ = ,              (8)

где – остаточная стоимость на начало года;

СП – полная первоначальная стоимость на начало года.

                  Коэффициент износа (КИ):

              КИ = 1 – КГ .              (9)

Улучшение использования основных фондов решает широкий круг экономических проблем, направленных на повышение эффективности производства: увеличение объема выпуска продукции, рост производительности труда, снижение себестоимости, экономию капитальных вложений, увеличение прибыли и рентабельности капитала.

Эффективность использования основных фондов оценивается такими коэффициентами, как:

                  фондоотдача (ФО):

              ФО = ,              (10)

где Q – годовой объем реализации продукции в стоимостном выражении;

– среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

                  фондоемкость (ФЕ):

              ФЕ = = .[10, с. 100, 119-120]              (11)

Используя все вышеперечисленные формулы, рассчитаем показатели движения, состояния и использования основных фондов в ОАО «Боровецкое». Результаты расчета представим в таблице 3.

 

Таблица 3

Движение, состояние и использование основных средств

Наименование показателя

2010 год

2011 год

Изменение

Показатели движения

Коэффициент обновления

0,010

0,003

-0,007

Коэффициент выбытия

0,018

0,004

-0,014

Коэффициент интенсивности обновления основных средств

0,556

0,75

0,194

Показатели состояния

Коэффициент годности:

 

 

 

на начало года

0,681

0,619

-0,062

на конец года

0,619

0,545

-0,074

Коэффициент износа:

 

 

 

на начало года

0,319

0,381

0,062

на конец года

0,381

0,455

0,074

Показатели эффективности использования

Фондоотдача

11,807

7,798

-4,009

Фондоемкость

0,085

0,128

0,043

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия