Анализ обьема производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей ООО «Ламифор» является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Основными задачами курсовой работы являются оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества продукции, определение влияния факторов на изменение величины этих показателей, выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции, разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.
Объектами курсовой работы являются объем производства и реализации продукции как в целом, так и по ассортименту и качество товарной продукции.
Предметом изучения является величина объема производства и реализации продукции. Так как от величины объема производства от величины объема реализации зависят результаты финансово - хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….5
1 Теоретическое содержание анализа объема производства и реализации продукции………………………………………………………………………………6
1.1 Категории продукции……………………………………………………6
1.2 Анализ производства продукции……………………………………….9
1.3 Анализ производительности……………………………………………12
1.4 Анализ комплектности и ритмичности производства……………….15
1.5 Анализ брака…………………………………………………………….17
1.6 Производство и реализация…………………………………………….18
1.7 Анализ реализации продукции предприятием………………………...20
1.8 Анализ структуры доходов предприятия………………………………22
2 Анализ показателей объема производства и реализации продукции ООО «Ламифор»…………………………………………………………………………….25
2.1 Анализ показателей объема производства продукции……………….25
2.2 Анализ показателей реализации продукции………………………….28
Заключение………………………………………………………………………..30
Список использованных источников……………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Для анализа состава товарной продукции используют коэффициент готовности:

                                   Кгот =,                                                             (10)

где ГП- готовая продукция;

ТП- товарная продукция.

Как и у двух предыдущих коэффициентов, его значение может колебаться от 0 до 1, показывая долю готовой продукции в полном выпуске предприятия. Если значение этого коэффициента неуклонно снижается в течение нескольких периодов, это свидетельствует о том, что доля полуфабрикатов и другой, отличной от основной, продукции предприятия в общем объеме товарной продукции увеличивается. Потребителей все меньше и меньше интересует готовая продукция предприятия, а наибольшим спросом пользуются те виды выпуска, которые ранее считались по­бочными или вспомогательными. В этом случае руководству предприятия следует задуматься об изменении структуры производимой продукции, а может быть, даже о перепрофилировании производства.

Еще одним показателем, характеризующим выпуск продукции, а фактически - рыночную активность предприятия, является коэффициент реа­лизации:

                                     Креал. = ,                                                       (11)

где РП - реализованная продукция предприятия, т.е. продукция, нашед­шая своего покупателя за анализируемый период времени.

Объем РП ис­числяется по данным бухгалтерской отчетности как объем реализации за соответствующий период [9, с 296].

 

1.3    Анализ производительности

 

Под производительностью предприятия понимают количество произведенной предприятием продукции в единицу времени (час, день, неделю и т.д.) на единицу оборудования или на одного работника.

При этом следует отличать исчисление номинальных и эффективных значений производительности. Номинальное значение рассчитывается как количество произведенной продукции на одно рабочее место, списочного сотрудника или один календарный день. Эффективное же значение - это количество продукции на одно работавшее рабочее место, работавшего сотрудника или один отработанный день. Анализ расхождений между значениями номинальной и эффективной производительности дает возможность оценить резервы увеличения производства продукции.

Анализируя удельную производительность, следует помнить о том, что в знаменателе этого показателя стоит обобщенная величина. Она не отражает того факта, что не все работники и не все рабочие места эквивалентны. Говоря о рабочих местах, нужно отметить, что не все они функционируют в рабочем режиме одинаковое время в течение рабочей смены, кроме того, оборудование, даже однотипное, может иметь разную производительность в силу своих технических характеристик или возраста. Еще более внимательно следует подходить к анализу производительности на одного работника. Не все сотрудники предприятия в равной степени участвуют в производственном процессе. Для анализа на промышленном предприятии выделяют следующие категории работников:

1    производственные рабочие, занятые непосредственно выпуском продукции;

2    вспомогательные рабочие, обслуживающие производство;

3    хозяйственные рабочие, занятые в хозяйственных службах и вспомогательных производствах;

4    инженерно-технические работники и служащие;

5    руководители.

На предприятиях непроизводственной сферы категории работающих будут другими, классификация их вырабатывается в рамках процедур управленческого учета для каждого конкретного предприятия исходя из специфики его деятельности. Например, в консультационной или компьютерной фирме можно выделить следующие категории сотрудников:

1    обслуживающий персонал (водители, секретари и т.п.);

2    технический персонал (инженеры, обслуживающие компьютерную и иную технику, лица, ответственные за поддержание стандартов качества);

3    специалисты (эксперты-экономисты, аудиторы, юристы - для консультационной фирмы; программисты, разработчики программ - для фирмы компьютерной);

4    руководители. 

Вклад всех этих категорий в производство продукции различен, поэтому наряду с удельной производительностью на одного работающего в штате предприятия часто исчисляют производительность на одного производственного рабочего или на одного рабочего, занятого в производстве конкретного вида продукции или над конкретным заказом.

Другой возможностью учесть вклад всех категорий работающих на предприятии в производственный процесс является введение коэффициентов участия. Эта система позволяет исчислить обобщенную (или эффективную) численность сотрудников исходя из трудового вклада каждо­го из них [7, с 158].

Помимо различий в видах деятельности конкретных сотрудников, все они имеют разную квалификацию. Рабочие, имеющие разные разряды, но выполняющие одну и ту же работу, делают ее по-разному - с неодинако­вым качеством и затрачивая разное количество времени на единицу про­дукции. Самым эффективным способом учета таких различий является использование денежного измерителя, в качестве которого выступает заработная плата сотрудников. Если начисление заработной платы ведется в соответствии с разрядной или квалификационной сеткой, удельный показатель выработки на 1 руб. фонда заработной платы становится хорошей характеристикой производительности предприятия.

Показатели удельной выработки на одного работника или на 1 руб. заработной платы характеризуют не только эффективность использования человеческих ресурсов данным предприятием, но и эффективность рабо­ты управленческого персонала по подбору наиболее квалифицированных кадров, по поиску и качественному выполнению лучших заказов, т.е. фактически свидетельствуют о конкурентоспособности предприятия в своем сегменте рынка. Показатели производительности важны не только для промышленных предприятий, но и для предприятий сферы услуг, торгов­ли и других отраслей [9, с 308].

 

 

1.4    Анализ комплектности и ритмичности производств

 

Комплектность в анализе производственной деятельности понимается двояко - как комплектность выпущенной продукции и комплект произведенной продукции. Комплектность выпущенной продукции является необходимым условием качества работы предприятия, а следовательно, и его коммерческого успеха. Проверка комплектности может осуществляться специальными службами качества предприятия.

Комплектность же произведенной продукции на небольших промежутках времени не является обязательным условием функционирования предприятия, поскольку некомплектное изделие может быть доукомплектовано из остатков предыдущего периода, дав комплектный выпуск. Чем меньше промежуток времени, на котором достигается комплектный выпуск, тем лучше. Для индивидуального производства комплектность достигается в течение времени выполнения заказа, в серийном производстве она должна достигаться на промежутке времени, равном ритму, т.е. промежутку времени, требующемуся для производства единицы продукции. Если с конвейера завода в текущем месяце каждый час сходит один трактор, значит, ритм производства равен 1 ч. На предприятии по производству консервов или розливу минеральной воды ритм производства может быть равен долям секунды. При этом понятно, что для того чтобы покрыть потребность конечной операции в производстве продукции, на каждой из предыдущих операций должно быть произведено столько, чтобы обеспечить комплектный конечный выпуск, запланированный на данный промежуток времени.

По мере того как усиливается степень параллельности производства т.е. одновременности выполнения нескольких операций, производство становится комплектнее. Ускорение этого процесса достигается дроблением операций.

Таким образом, комплектность производства тесно связана с его ритмичностью. Некомплектность - следствие недостатков в организации производства и планировании, а также неэффективного использования ресурсов. Степень неритмичности производственной деятельности характеризуется показателями дисперсии (или стандартного отклонения) и ва­риации. При расчете этих коэффициентов возможны два подхода.

Первый из них показывает отклонение и степень вариации показателей относи­тельно их плановых значений. Однако в современных российских услови­ях очень часто плановые значения играют лишь роль ориентира производственной деятельности. Поэтому в отдельных случаях возможен вто­рой подход - расчет показателей ритмичности на основе средних значе­ний производительности.

Помимо недостатков в организации производства, на формирование показателей ритмичности и комплектности производственного подразделения влияют также многие факторы. Это могут быть:

1    ритмичность работы сбытового и маркетингового подразделений;

2    комплектность поставляемых деталей, материалов и комплектующих;

3    дефицит квалифицированных кадров;

4    оптимальное использование имеющегося оборудования по времени, мощности и функциональным возможностям;

5    процент брака и т.д.

Дополнением анализа комплектности и ритмичности служит анализ незавершенного производства, в процессе которого устанавливаются следующие показатели:

1    объем незавершенного производства на начало и конец анализируемого периода в абсолютном выражении (в руб.);

2    состав незавершенного производства;

3    степень готовности изделий в незавершенном производстве;

4    себестоимость незавершенного производства по отношению к себестоимости готовой продукции. Этот показатель наиболее важен, поскольку показывает степень связанности оборотных средств.

Незавершенное производство может исчисляться по частям (стадиям) производственного цикла, по структурным единицам предприятия, а так­же по всему производственному циклу или предприятию. Если объем незавершенного производства в течение продолжительного периода остает­ся высоким, особенно если это детали на начальных ступенях обработки, то это плохой знак - он свидетельствует о неудачной организации и неквалифицированном управлении производственным процессом на предприятии [1, с 105].

 

1.5    Анализ брака

 

Браком на производстве считается продукция, по своим техническим или качественным характеристикам не соответствующая стандарту данно­го вида продукции и не способная выполнять функции, предусмотренные для данного изделия. Бракованной может быть признана продукция на любой стадии производства, причем обнаруженный брак может быть про­изведен как на данной, так и на любой из предыдущих операций произ­водственного цикла.

Анализ брака проводят по следующим направлениям:

1    по способу использования - на брак исправимый и неисправимый. Если изделие после доработки можно использовать в том качестве, для которого оно и предназначалось первоначально, брак считается исправимым. В противном случае возможны несколько путей его использования:

- как заготовка для других изделий в том же производстве (напри­мер, в кондитерском производстве из бисквитных коржей, которые не­возможно использовать для тортов, изготавливают пирожные);

- как материал для основного производства (например, брак метал­лургического производства, направленный на переплавку);

- для реализации на сторону;

2    по цехам и операциям по отдельности - обнаружившие брак и ви­новные за его производство;

3    по изделиям;

4    по причинам происхождения брака. Причин может быть множество, например:

- некачественное сырье и материалы;

- неверно выполненные чертежи и иная техническая документация; несоответствующее оборудование и инструмент;

- неэффективная организация производства и управления;

- отсутствие должного контроля на предыдущих стадиях производства;

5    по бракующим признакам (в чем состоит брак).

Анализ брака на предприятии преследует две основные цели: первая из них заключается в выявлении причин брака и их дальнейшем устранении. Второй важной целью проведения такого анализа является выявление ви­новных в том, что часть продукции предприятия оказалась не соответст­вующей нормативам.

Венцом аналитических процедур в этой части анализа производства должна являться разработка мероприятий по устранению причин брака и  недопущению их появления в будущем. Иначе этот достаточно трудоемкий раздел анализа будет иметь весьма небольшую ценность.

 

1.6    Производство и реализация

 

Производство и реализация являются важнейшими функциями предприятия. Два этих аспекта рыночной активности можно рассматривать как две стороны одной медали под названием «производственная деятельность». Следует понимать, однако, что показатели, описывающие эти два аспекта, существенно различаются. При этом под результатом производства следует понимать продукцию, произведенную и выпущенную в обращение, т.е. подготовленную к реализации, а под результатом реализации - продукцию, которая уже нашла своего потребителя, т.е. отгружена или передана ему в соответствии с условиями договора, а может 6ыть, даже и оплачена.

Производственная и сбытовая политика предприятия формируется, как правило, разными службами или подразделениями предприятия, под воздействием различных факторов, поэтому результаты анализа этих аспектов деятельности могут оказаться далеко не идентичными. При этом, если на небольших отрезках времени производство и реализацию можно рассматривать как независимые друг от друга функции, то в перспективе они оказываются довольно тесно связанными. Четкого разграничения понятий «краткосрочный период» и «долгосрочная перспектива» в общем случае сделать нельзя. Для каждого конкретного предприятия эти понятия имеют индивидуальное наполнение в зависимости от отраслевой принадлежности и масштабов производства. Например, в отраслях с коротким производственным циклом (прежде всего в пищевой) полгода - это большой срок, тогда как в тяжелом машиностроении или сельском хозяйстве производственный цикл может длиться год и более.

Информация о работе Анализ обьема производства и реализации продукции