Анализ прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности прибыли, а также анализ формирования и использования прибыли, проведение факторного анализа прибыли. Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие прибыли;
2. Раскрыть и проанализировать функции прибыли и ее виды;
3. Рассмотреть методику факторного анализа прибыли;
4.Проанализировать формирование и использование прибыли, определить пути повышения прибыли на ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат».

Работа содержит 1 файл

курсовая КЭАХД.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства  и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством  при минимальных затратах. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.        

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.        

 Прибыль  — многозначная экономическая  категория.  От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования.  Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.        

 Тема прибыли  и рентабельности особенно остра  для российских предприятий, поскольку  затяжной экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли. К тому же оказавшись в условиях “свободного экономического плавания”, предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования.  

  Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие любой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.

Поэтому каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Отсюда прибыль является основной целью предпринимательской деятельности, ее конечным результатом. 

Важной задачей  каждого хозяйствующего субъекта –  получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Прибыль как  результирующий показатель хозяйственной  деятельности предприятия зависит  от цены продукции и затрат на ее производство. Поэтому прибыль теснейшим образом связана с неопределенностью будущих экономических явлений, которые нельзя предсказать с достоверностью, а только с той или иной степенью вероятности.         

 Реальное  положение в экономике сегодня  таково, что из всех возможных источников инвестирования, реальным для предприятий остается лишь акционирование и использование части прибыли (так как амортизационные отчисления сегодня практически не идут на инвестиционные цели, а банковский кредит пока недоступен, из-за высоких процентных ставок).        

 Вследствие  выше перечисленного, анализ прибыли  на предприятии сегодня становится  чрезвычайно актуальным.  Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.

Целью  курсовой работы является раскрытие сущности прибыли, а также  анализ формирования и использования прибыли, проведение факторного анализа прибыли. Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:

      1. Рассмотреть понятие прибыли;

2. Раскрыть и  проанализировать функции прибыли   и ее виды;

3. Рассмотреть   методику факторного анализа  прибыли;

4.Проанализировать  формирование и использование  прибыли, определить пути повышения  прибыли на ОАО «Стерлитамакский  хлебокомбинат».

Объектом исследования курсовой работы является прибыль организации, ее сущность.

Предмет курсовой работы – анализ формирования  и использования прибыли.

  В качестве теоретической основы исследования использованы труды таких авторов, как Баканов М.И., Шеремет А.Д., Бороненкова С.А., Гиляровская Л.Т., Грачев А.В., Негашев Е. В., Савицкая Г.В. , Прыкина Л. В., Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф., Шадрина Г.В., Шамай Л.Г., Трубочнина М.И., Юров В.Ф., и другие.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ  И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Сущность  прибыли и её виды

 

Прибыль — наиболее простая  и одновременно сложная категория  рыночной экономики. Её простота определяется тем, что она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей в экономике. В то же время её сложность определяется многообразием сущностных сторон, которые она отражает, а также многообразием обличий, в которых она выступает.

  Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой — от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Первое — объем продаж — зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.

Второе — уровень издержек производства — зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.

Вместе с тем прибыль  на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя.         Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Во всех странах с  рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято  выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

В результате на предприятии, как это принято  называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль и налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой. Чистая прибыль, представляет собой разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счет нее. Этой прибылью предприятие может распоряжаться по собственному усмотрению, например, направлять на  производственное развитие, социальное    развитие, поощрение работников  и  дивиденды по акциям, нераспределенная прибыль,  оставшаяся в распоряжении предприятия, направляется на увеличение собственного капитала фирмы и может быть перераспределена в резервный фонд - фонд непредвиденных потерь, убытков, накопительный фонд - формирование средств для производственного развития, фонд потребления - средства для премирования сотрудников, оказание материальной помощи, фонд социального развития -  на различные праздничные мероприятия.

Из чистой прибыли  предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги, и образуют фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

В условиях рыночных отношений, как  свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.

Первый — это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

—    во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

—    во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);

—    в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);

—    в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

Однако получение прибыли  в условиях рынка всегда связано с риском— над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

По своему содержанию понятие «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.    

  Полностью избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения его отрицательных последствий. К ним относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, хеджирование, заключение фьючерных сделок и т.д.

Получение прибыли  играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в  работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может  понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует  об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии.

Финансовое  состояние предприятий - это характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности),  использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления  расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

Прибыль это  денежное выражение основной части  денежных накоплений, создаваемых предприятиями  любой формы собственности.

Различные стороны  производственной, сбытовой, снабженческой  и финансовой деятельности предприятия  получают законченную  денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов  деятельности предприятия представлены в отчете о прибылях и убытках.

Основными показателями прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной  деятельности выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой  продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.

Информация о работе Анализ прибыли