Анализ способов составления финансовой отчетности организаций в соответствии с МСФО

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

В ежегодном Послании к Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г. Президент обозначил, что сырьевые тенденции в экономике РФ по-прежнему тормозят ее инновационное обновление, а также, что стране требуется всесторонняя модернизация. С этого времени термины «инновация» и «модернизация» всё глубже укореняются в сознании предпринимателей.
Инновационная деятельность требует больших вложений и затрат. Финансирование инновационной деятельности может осуществляться как за счет собственных средств, так и путем их привлечения.

Работа содержит 1 файл

Мартынова_Алена_Александровна.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет предпринимательства и  финансов

 

 

 

 

 

 

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

 

на тему:

 

«АНАЛИЗ СПОСОБОВ СОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО»

 

 

 

 

 

 

Автор: Мартынова Алена Александровна, специальность бухгалтерский учет, анализ и аудит, 5 курс

 

Научный руководитель: Разбитная М.А., к.э.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

ВВЕДЕНИЕ

В ежегодном Послании к Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г. Президент  обозначил, что сырьевые тенденции в экономике РФ по-прежнему тормозят ее инновационное обновление, а также, что стране требуется всесторонняя модернизация. С этого времени термины «инновация» и «модернизация» всё глубже укореняются в сознании предпринимателей.

Инновационная деятельность требует больших вложений и затрат. Финансирование инновационной деятельности может осуществляться как за счет собственных средств, так и путем их привлечения.

На современном  этапе развития экономики предприятие  не может полностью обеспечить свои потребности в инновациях, так как финансирование таких проектов повлияет на снижение прибыли, следовательно, снижаются дивидендные выплаты, что может быть не подержано акционерами.

Необходимо осуществлять привлечение  инвестиций и один из путей их привлечения - это применение МСФО в России, что даст предприятиям возможность приобрести больше доверия иностранных инвесторов за счет повышения прозрачности и надежности финансовых отчетов и сопоставимости их с теми, которые применяются в западных компаниях. Также отчетность, составленная по МСФО в части основных средств, позволит определить производственный потенциал предприятия. Очевидно, что заинтересованная в росте своей капитализации компания, менеджмент которой работает в пользу акционеров, решает не только текущие, но и долгосрочные задачи, будет желанным объектом для инвестирования. Раскрытие информации о собственниках предприятий, прозрачность финансовых показателей и информационных потоков меняют отношение потенциальных инвесторов к компании.

 

АНАЛИЗ СПОСОБОВ СОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В СООТВЕТСВИИ  С МСФО

Современный этап развития экономики  России характеризуется интеграцией  в мировую экономическую систему и перед российскими предприятиями стоит задача инновационного развития и в первую очередь обновления оборудования. Многие российские предприятия работают на пределе своих возможностей, используя старую и изношенную технику и технологии. Предприятия для обеспечения своего развития и подержания конкурентоспособности должны удовлетворять постоянно меняющиеся потребности рынка, что возможно только за счет постоянного совершенствования производственного процесса на основе осуществления инноваций.

Важно отметить, что данная работа будет наиболее актуальна для  предприятий, работающих в таких сферах, как: транспорт и связь, производство, операции с недвижимостью, поскольку по данным федеральной службы государственной статистики к началу 2009 г. полная учетная стоимость основных фондов в Российской Федерации составила 74,5 трлн. рублей, остаточная балансовая - 40,7 трлн. рублей. На конец 2004 г. в составе основных фондов 28,1% занимают основные фонды транспорта и связи, 24,8% - операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, 7,5% - добычи полезных ископаемых, 9,2% - обрабатывающих производств, 8,7% - производства и распределения электроэнергии, газа и воды. К концу 2009 года это соотношение не сильно изменилось и соответственно составило: 28,3% - основные фонды транспорта и связи, 23,8% - операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, 9,5% - добычи полезных ископаемых, 8,4%, - обрабатывающих производств, 7,0% - производства и распределения электроэнергии, газа и воды, что приведено на рисунке 1.

Необходимо отметить постепенное  снижение доли полностью изношенных основных фондов на предприятии, но нужно также учитывать, что, начиная с 1998 года, существовала положительная динамика ввода в действие основных фондов в РФ, хотя в 2009 году эта динамика изменилась. Поэтому возможно, что в будущем доля полностью изношенных основных фондов на российских предприятиях будет расти (рис. 2).

Рис. 1. Структура основных фондов в РФ

 

Рис. 2. Динамика ввода в действие основных фондов в РФ

 

Одним из источников инновационного развития предприятий являются иностранные  инвестиции, привлечение которых  возможно только после создания благоприятных  условий для их осуществления  и выхода на международные рынки  капитала. Одним из основных условий выхода на международные рынки капитала является составление отчетности по МСФО. Сопоставимость отчетных данных, содержащихся в отчетности разных стран, - одно их основных условий значимости финансовой информации для ее пользователей на международных рынках капитала. За предприятием остается выбор того или иного способа составления отчетности по МСФО.

На базе МСФО сложилась глобальная система бухгалтерского учета. Европейская комиссия заявила о том, что она рассматривает МСФО как подходящую основу для гармонизации финансовой отчетности внутри Европейского Сообщества. Поэтому правительством РФ было принято решение привести национальные правила бухгалтерского учета и составления отчетности в соответствие с требованиями международных стандартов.

Начало реформированию российского учета в соответствии с МСФО было положено в 1992 году, в  котором Государственной Думой была принята программа реформирования перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики.

В 1994 году было проведено собрание методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, который одобрил программу реформирования системы бухгалтерского учета. В соответствии с данной программой переход на МСФО должен был завершиться к 2000 году. В рамках этой программы в 1997 году была принята Концепция бухгалтерского учета в России.

В результате последующих  изменений в 1998 году принята новая  программа реформирования бухгалтерского учета.

В результате реформ, которые имели  глубокую направленность, к 1997 – 1998 годам сложились понятия, которые раньше отсутствовали, сложилась методология учета: учетная политика, принцип начисления, принцип существенности, то есть новые категории начали постепенно использоваться в российском учете.

Следующим этапом стало принятие Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 № 180). Эта Концепция выделила два этапа реформирования учета: 2004 – 2007 гг. и 2008 – 2010 гг. В рамках реализации Концепции в 2010 году был утвержден Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» № 208-ФЗ. На протяжении последних лет продолжается разработка новых стандартов учета и корректировка действующих стандартов.

На сегодняшний день достигнуто:

  1. С 1 января 2004 года кредитные организации наряду с отчетностью по российским стандартам составляют отчетность по МСФО.
  2. Российские стандарты бухгалтерского учета разрабатываются на основе МСФО.
  3. С 2005 года введено требование российских бирж о предоставление отчетности либо по МСФО, либо по GAAP.

Существует два основных способа  подготовки финансовой отчетности по МСФО:

  1. Трансформация учетных операций.
  2. Параллельное ведение учета.

Трансформация – это процедура, которая проводится по состоянию  на отчетную дату и включает в себя все корректировки, необходимые для перекладки показателей финансовой отчетности, подготовленной по национальным стандартам учета, в формат МСФО с учетом соответствующих принципов признания, измерения и раскрытия всех элементов финансовой отчетности.

Параллельный учет (см. рис. 3) – это непрерывный процесс, который не зависит от подготовки российской бухгалтерской отчетности, осуществляется путем параллельного ведения учета по национальным стандартам и МСФО.

При трансформации (см. рис. 4) – так как не налажен параллельный учет по МСФО – нет возможности получать оперативную информацию за промежуточные между отчетными датами периоды.

Трансформация отчетности возможна только после того, как составлена российская отчетность, также при трансформации  отчетности снижается точность данных, поскольку в ее процессе корректируются только так называемые существенные статьи, и используется множество оценочных суждений и профессиональное суждение.

Рис. 3. Схема составления отчетности по МСФО путем параллельного ведения учета по РСБУ и МСФО

Рис. 4. Составление отчетности по МСФО путем трансформации отчетности, составленной по РСБУ

 

Сравнительная характеристика двух подходов к составлению отчетности по РПБУ и МСФО представлена в таблице 1.

На основе исследований А.А. Козиненко, Л.В. Завьялова, А.А. Русака, И.В. Смирнова и Н.К. Панащенко обобщены преимущества и недостатки каждого способа подготовки отчетности в таблице 2.

Выбор каким способом осуществлять составление отчетности остается за самой компанией, но нацеливаясь на снижение затрат на управленческий аппарат, организации, как правило, выбирают трансформацию учетных операций, как наименее затратный метод, так как он осуществляется на основе зарегистрированной, сгруппированной и обобщенной учетной информации.

Таблица 1

Сравнительная характеристика способов подготовки отчетности по МСФО

Критерий сравнения

Параллельное ведение учета

Трансформация отчетности

Суть процесса

Все операции отражаются в учете и по РПБУ, и по МСФО. Ведется параллельное составление отчетности по РПБУ и по МСФО

Адаптация отчетности по РПБУ путем переклассификации счетов и операций, корректировка российского  учета в соответствии с требованиями и принципами \МСФО

Достоверность отчетности

Высокая степень надежности информации

Неизбежное присутствие  ошибок в результате субъективных оценок

Стоимость осуществления

Высокий уровень затрат на осуществление учета

Невысоки затраты, так  как трансформация осуществляется на основе имеющихся данных

Оперативность составления

Одновременно с отчетностью  по РПБУ

Только после получения  отчетности по РПБУ

Время подготовки

Длительный период

Оперативно

Автоматизация

Настройка специальных программ

Корректировочные таблицы

Трудоемкость

Оказывает влияние на весь бухгалтерский процесс

Вследствие программы  сближения российского учета  и международного количество необходимых  корректировок существенно снижается


 

Таблица 2

Преимущества и недостатки способов подготовки отчетности по МСФО

Способ подготовки

Преимущества

Недостатки

Трансформация учетных  операций

  1. Затраты ниже чем при параллельном ведении учета, так как проводится на основе имеющихся данных.
  2. Увязка показателей отчетности по РПБУ и МСФО.
  3. Гибкость - возможность легко изменить программу при изменении бизнеса или операций.
  1. Точность информации зависит от профессионального суждения бухгалтера.
  2. Поскольку происходит увязка с российскими данными, то невозможно сформировать отчетность по МСФО при незакрытых счетах, учитываемых в соответствии с РПБУ.
  3. Необходимость корректировки программы трансформации при изменении учета по РПБУ, что приводит к дополнительным затратам для разработчиков.

Параллельное ведение  учета

  1. Возможность получения отчета в стандартах МСФО в любой момент времени.
  2. Большая точность по сравнению с отчетами, получаемыми путем трансформации.
  1. Наличие постоянных затрат на ведение параллельного учета.
  2. Необходимо дополнительное обучение сотрудников.
  3. Высокая стоимость программного обеспечения.
  4. Зависимость от разработчиков при изменении операций, так как нужна дополнительная настройка системы.

 

Выделяют следующие этапы трансформации:

  1. Сбор информации.
  2. Определение различий между составлением отчетности по РПБУ и МСФО.
  3. Внесение поправок в отчетность по РСБУ в соответствии с требованиями МСФО.
  4. Подготовка отчетности.

Существует ряд существенных отличий составления отчетности по РПБУ и МСФО:

  1. Различия в понятийном аппарате, определяющие расхождения в признании активов, обязательств, доходов и расходов в целях бухгалтерского учета, для формирования отчетности.
  2. Различия методике оценки активов, обязательств, капитала, доходов и расходов.
  3. Различия в методике уточнения оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов.

Информация о работе Анализ способов составления финансовой отчетности организаций в соответствии с МСФО