Бухгалтерский учет доходов и расходов предприятия на примере ОАО "Газпром нефть"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

в данной курсовой работе раскрыты:
- сущность и значение доходов и расходов предприятия
- классификация доходов и расходов
- учет доходов и расходов предприятия с бухгалтерской корреспонденцией.

Содержание

Введение…………………………………………………………………............
Глава 1. Сущность, значение, задачи учета доходов и расходов организации……………………………………………………………………....
Доходы и расходы организации: их сущность, значение……...............
Классификация доходов и расходов……………………………….…......
Глава 2. Учет доходов и расходов предприятия……………………………......
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………...….….......
2.2. Финансовые показатели на основе отчета о прибыли и убытках….……... 2.3. Учет Финансовых показателей на основе отчета о прибыли и убытках
Заключение
Список использованной литературы………………………………………………

Работа содержит 1 файл

БУХКУРС .doc

— 830.00 Кб (Скачать)

- выбытие активов  по договорам комиссии, агентским  договорам в пользу комитента,  принципала и т.п., т.к. вещи, поступившие от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента;

- погашение  кредита, займа, полученных организацией. В данном случае речь идет  об основной сумме долга по  кредиту или займу, а не о  процентах (дисконте), причитающихся кредитору или заимодавцу. При этом получение кредита или займа не может считаться доходом, поскольку его предоставление, а следовательно, и использование носит срочный характер. То же относится и к возврату суммы основного долга, потому что это восстановление средств кредитора;

- выбытие в  порядке предварительной оплаты  МПЗ и иных ценностей, работ,  услуг, поскольку нет абсолютной  уверенности в том, что работы  будут выполнены, материально-производственные  ценности поступят, и, наконец,  на момент оплаты нет доходной составляющей;

- выбытие в  виде авансов, задатка в счет  оплаты МПЗ и иных ценностей,  работ, услуг - по тем же причинам, что и предварительная оплата.

Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности  определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом. Если цена не предусмотрена в договоре, то для определения этой величины принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет расходы в отношении аналогичных МПЗ и иных ценностей (работ, услуг) либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов (пп.6.1 ПБУ 10/99).

В условиях высокой  инфляции стороны могут предусмотреть  возможность изменения как уровня цен (их величины), так и условий расчетов. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).

Величина оплаты определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц, которые возникают при оплате в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете.

Таким образом, повышение курса иностранной  валюты или условной денежной единицы  по отношению к рублю ведет  к увеличению расходов организации, а снижение курса - к уменьшению.

Для того чтобы  определить финансовый результат от обычных видов деятельности, нужно  рассчитывать себестоимость проданных  товаров, продукции (работ, услуг), которая  формируется на базе расходов по обычным  видам деятельности, признанных в  отчетном и в предыдущих отчетных периодах, а также переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды (с учетом корректировок в зависимости от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров).

При этом коммерческие и управленческие затраты могут  полностью признаваться в себестоимости  проданных продукции, товаров (работ, услуг) в том отчетном году, когда  они были признаны расходами по обычным  видам деятельности.

Другими словами, себестоимость проданной продукции, товаров, (работ, услуг) складывается из расходов, понесенных в предыдущие периоды (это прежде всего затраты  по незавершенному производству на начало месяца и по приобретению материально-производственных запасов), а также расходов отчетного периода (которые непосредственно связаны с процессом производства и сбыта в отчетном периоде), уменьшенных на сумму расходов, переходящих на последующие отчетные периоды (объем незавершенного производства на конец отчетного периода).

Коммерческие  и управленческие расходы, являющиеся неотъемлемой частью фактической себестоимости  проданной продукции, товаров (работ, услуг), могут полностью включаться в себестоимость продаж отчетного  периода или распределяться. Как правило, они распределяются в производствах с длительным циклом изготовления продукции (работ, услуг) и существенными остатками незавершенного производства. В этом случае управленческие расходы могут распределяться между стоимостью (ценой) продаж и незавершенным производством, а часть коммерческих расходов - между стоимостью проданной продукции и остатками отгруженной, если порядок выручки от продаж признается не по мере передачи прав владения (пользования, распоряжения) на поставленную продукцию (отгруженный товар), а после поступления оплаты.

Выбранный вариант  распределения коммерческих и управленческих расходов должен быть закреплен в  учетной политике организации.

Правила учета  затрат на производство продукции (продажу  товаров, выполнение работ, оказание услуг) по элементам и статьям и исчислению себестоимости устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями.

В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие  в результате стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.

Штрафы, пени, неустойки  за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных  организацией убытков принимаются  к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией.

Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, и другие долги, не реальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.

Однако для  того, чтобы списать эти затраты, нужно сначала документально подтвердить невозможность их возмещения. В частности, если речь идет о списании дебиторской задолженности, то организация-кредитор должна обратиться с письменными запросами к должникам, подать соответствующие заявления в правоохранительные и судебные инстанции и т.п. И если это не принесет результатов, руководитель организации издает приказ о списании долгов.

Суммы уценки активов  определяются в соответствии с правилами, установленными для проведения переоценки активов.

Для материально-производственных запасов такие правила утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н. Согласно этим правилам, материально-производственных запасы, на которые в течение отчетного года рыночная цена снизилась или которые морально устарели либо полностью или частично потеряли свои первоначальные качества, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости с учетом физического состояния запасов.

В отношении  основных средств действуют нормы  Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Минфина № 26н от 30.03.2001, где обозначено, что сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток). Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток).

Прочие расходы  зачисляются на счет прибылей и убытков  организации, кроме случаев, когда  законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.

В п.16 разд. IV ПБУ 10/99 «Признание расходов» в качестве условий признания названы следующие:

- расход производится  в соответствии с конкретным  договором, требованием законодательных  и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода  может быть определена;

- имеется уверенность  в том, что в результате конкретной  операции произойдет уменьшение  экономических выгод организации.

Расходы признаются в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и др.), т.е. для признания расхода не имеет значения не только фактор рационального использования ресурсов организации (намерение получить доход), но и характер (форма) фактического осуществления расходов. При этом необходимо помнить, что в бухгалтерском учете любая форма расхода отражается в стоимостном выражении.

Чрезвычайно важной является норма, заложенная в абз. 2 п.18 ПБУ 10/99, которая устанавливает, что если организация признает выручку от продажи продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг) не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления данных средств и иных форм оплаты, то и расходы признаются после погашения задолженности.

В разделе V «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности»  ПБУ 10/99 указано, что в составе  информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности нужно раскрыть порядок признания коммерческих и управленческих расходов.

Управленческие  расходы разделяются на условно-постоянные, не зависящие от объема производства, и условно-переменные, величина которых  связана с объемом производства. Первые можно сразу списать на счета продаж, а вторые лучше распределить между объемом выпущенной продукции (работ, услуг, товаров) и остатками незавершенного производства. Кроме того, часть расходов по управлению может быть связана с производством определенных изделий (работ). Эти затраты следует относить непосредственно на себестоимость указанных изделий и работ. На практике к подобным расходам относятся затраты на содержание специальных служб, отделов, лабораторий, на проведение испытаний, опытов, на совершенствование технологии и др.

В отчете о прибылях и убытках расходы организации  отражаются с подразделением на себестоимость  проданных товаров (продукции, работ, услуг), коммерческие, управленческие, операционные, внереализационные и  чрезвычайные расходы.

Такая группировка  расходов соответствует перечню  показателей, предусмотренных в  аналогичных отчетах по Международным  стандартам финансовой отчетности (далее  МСФО). Разумеется, установленный набор  показателей не случаен, а связан с потребностями пользователей бухгалтерской отчетности. Действительно, информация о себестоимости проданной продукции позволяет сделать вывод об уровне рентабельности производства, величина коммерческих и управленческих расходов - определить эффективность управления предприятием, размер операционных и внереализационных расходов - установить общую структуру расходов организации, а также выявить нерациональные расходы.

Если в отчете о прибылях и убытках показаны виды доходов, каждый из которых в  отдельности составляет 5% и более от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается и соответствующая каждому виду часть расходов.

Указанная норма  вытекает из требования существенности, согласно которому в бухгалтерской  отчетности должна присутствовать информация, позволяющая ее пользователям иметь полное и достоверное представление о финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности организации.

Таким образом, соблюдается требование рациональности ведения бухгалтерского учета. Ведь при таком подходе нужно соизмерять величину затрат на ведение учета с тем экономическим эффектом, который получит организация от использования отчетной информации.

В бухгалтерской  отчетности также следует отразить расходы по обычным видам деятельности по элементам затрат, изменение величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости, проданной продукции (товаров, работ, услуг) в отчетном году, расходы, равные величине отчислений в связи с образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов (предстоящих расходов, оценочных резервов и др.).

Информация  о расходах по обычным видам деятельности должна содержаться в самостоятельном  разделе ф. N 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» к годовой бухгалтерской  отчетности.

Прочие расходы  организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются в отчетном году на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно.

В данном случае речь идет о дебиторской задолженности  организации по отложенным (пролонгированным) обязательствам, например по отложенным налогам, отложенным процентам и т.п. Эти сведения приводят в виде отдельных показателей в формах отчетности либо в пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету.

Показатели, характеризующие величину изменения расходов, не относящихся к исчислению себестоимости продукции (работ, услуг, товаров), проданной в отчетном году, касается главным образом динамики резервов предстоящих расходов, расходов будущих периодов, изменению (росту) остатков незавершенного производства. В бухгалтерской отчетности эти сведения частично содержатся в бухгалтерском балансе (незавершенное производство, расходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов), в ф. N 5 «Резервы предстоящих расходов». Кроме того, организация может исходя из принципа существенности привести указанную информацию более подробно, в виде отдельных таблиц в составе форм годового отчета, а также в пояснительной записке к нему.

Информация о работе Бухгалтерский учет доходов и расходов предприятия на примере ОАО "Газпром нефть"