Бухгалтерский учет и аудит основных средств на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 20:23, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование организации бухгалтерского учета и аудита основных средств в анализируемом предприятии, в результате которого можно будет дать рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков и дальнейшему совершенствованию учета основных средств.

Задачами исследования бухгалтерского учета основных средств в этом случае является:

1. Изучение порядка учета формирования, движения и воспроизводства основных средств.

2. Составление обоснованного мнения о достоверности и полноте информации об основных средствах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности исследуемой организации и пояснениях к ней.

3. Установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с основными средствами действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Характеристика ООО «НКХП»
1.2. Понятие основных средств и их классификация
1.3. Последовательность проведения учета основных средств
1.4. Оценка основных средств
1.5. Цель, задачи и информационная база аудита основных средств
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО «НКХП»
2.1. Учетная политика, цели, задачи бухгалтерского учета основных средств
2.2. Учет поступления и модернизации основных средств
2.3. Учет восстановления основных средств
2.4. Учет амортизации основных средств
2.5. Переоценка основных средств
2.6. Учет выбытия основных средств
2.7. Аналитический учет, раскрытие информации в отчетности основных средств
3. АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО «НКХП»
3.1. Методика проведения аудита
3.2. Проведение основных аудиторских процедур, выявление фактов ошибок и нарушений
3.3. Результаты аудиторской проверки
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

Бухгалтерский учет и аудит основных средств.doc

— 625.00 Кб (Скачать)
justify">     Аудиторское заключение модифицируется посредством включения части, привлекающей внимание к ситуации, не оказывающей существенного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и не раскрытой (или недостаточно полно раскрытой) или раскрытой некорректно в пояснениях к этой отчетности.

     Аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналитическую и итоговую. 

     Таблица 3.2

     Структура аудиторского заключения

Вводная часть Часть, описывающая  объем аудита Часть, содержащая мнение аудитора
- Период, за который проводится  проверка.

- Состав проверяемой  отчетности. 

- Цель аудиторской  проверки.

- Обязанности  аудитора по договору.

- Ответственность  руко-водителя предприятия за  подготовку отчетности 

- Нормативная  база аудиторской проверки.

- Объем аудита.

- Выборочный  метод проверки.

- Описание основных  аудиторских процедур.

- Заявление аудитора  о получении достаточных оснований  для выражения мнения.

- Оценка принципов  и порядка ведения бухгалтерского  учета и составление отчетности  в организации.

- Мнение аудитора  о достоверности бухгалтерской  (финансовой) отчетности.

 

     В итоговой части аудиторского заключения четко указываются основные принципы и методы (применяемый порядок) ведения  бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности организации.

     Аудиторское заключение подписывают руководитель аудиторской фирмы (или лицо, уполномоченное руководителем) и аудитор, проводивший  проверку. Заключение заверяют печатью  аудиторской фирмы.

     Аудиторы  указывают в аудиторском заключении дату, когда был завершен аудит, так как данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудиторы учли влияние, которое оказали влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность события и операции, имевшие место с даты окончания проведения аудита до даты подписания аудиторского заключения.

    3.2. Проведение основных  аудиторских процедур, выявление фактов  ошибок и нарушений

 

     Для разработки плана аудиторской проверки необходимо получить достаточное понимание  процедур (средств) контроля.

     Для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и  системы бухгалтерского учета составляется программа тестов средств контроля. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить  существенные недостатки средств контроля.

     Тесты средств контроля выполняются с  целью получения аудиторских доказательств относительно эффективности:

  • структуры систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, то есть того, насколько хорошо они организованы с точки зрения предотвращения или обнаружения и исправления существенных искажений;
  • средств внутреннего контроля в течение рассматриваемого периода. Тесты средств контроля включают:
  • проверку документов, подтверждающих операции и другие события, с целью получения аудиторских доказательств относительно надлежащего применения средств внутреннего контроля на практике, например проверку наличия разрешения на проведение операции;
  • направление запросов и наблюдение за применением средств внутреннего контроля, которые не оформляются документально, например определение действительного исполнителя какой-либо функции, а не того, кому положено ее выполнять;
  • повторное применение средств внутреннего контроля, например сверка банковских счетов, с тем чтобы удостовериться, что данные действия были правильно выполнены аудируемым лицом.

     Тесты в ООО «НКХП» представляют собой перечень совокупности действий для выполнения проверки (прил. 9).

     После процедуры оценки системы внутреннего  контроля и системы бухгалтерского учета принимается решение о  надежности систем и на их основе планируются соответствующие аудиторские процедуры.

     В ООО «НКХП» уровень оценки системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета принимается как низкий, поэтому перечень аудиторских мероприятий (процедур) принимается довольно широкий.

     Абсолютную  точность данных проверяемой бухгалтерской  отчетности, ее достоверность во всех существенных аспектах определяет уровень существенности - предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности не сможет делать на ее основании правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

     Аудиторская проверка учета основных средств в ООО «НКХП» проводится на основе составленного сводного общего плана и сводной программы аудита (прил. 10, 11).

     В процессе аудита бухгалтерского учета  основных средств выясняется, выполняются  ли при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств условия, сформулированные в ПБУ 6/01.

     В целях подтверждения надлежащего оформления прав собственности организации на объекты основных средств изучаются договора на создание, приобретение, передачу объектов основных средств, в необходимых случаях — и свидетельства о регистрации сделок в соответствии с законодательством. Особое внимание уделяется проверке сохранности и наличия основных средств.

     Выясняется  правильность оценки основных средств, поскольку от этого зависят расчеты  с бюджетом по налогу на имущество, а также достоверность отражения  финансовых результатов организации и составления отчетности. Для проведения проверки привлекаются первичные документы, формы которых унифицированы.

     Проверка  условий хранения и эксплуатации основных средств начинается с получения  сведений о том, за кем закреплены отдельные объекты, как организована их охрана и использование. Для этого проводится осмотр производственных помещений и опрос сотрудников предприятия. В процессе изучения учетных данных устанавливается наличие объектов основных средств по отдельным классификационным группам (производственные, непроизводственные, собственные и арендуемые и т.д.) и местам размещения (подразделениям и материально-ответственным лицам).

     С целью выяснения правильности организации  аналитического учета основных средств  обращаем внимание на наличие инвентарных номеров, технической документации, на сроки поступления и оприходования основных средств. Эти данные сопоставляем с записями по счету 01 и информацией инвентарных карточек. При расхождении данных аналитического и синтетического учета определяются их причины, виновные лица и экономические последствия.

     Далее проверяем: подвергались ли переоценке основные средства или их часть; не производилась ли переоценка, каким  способом производилась переоценка (путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам); имеется ли документальное подтверждение рыночных цен; выборочно проверяется правильность расчетов; менялась ли степень износа после проведения переоценки, отражены ли результаты переоценки в инвентарных карточках, правильно ли отражены результаты переоценки в бухгалтерском учете, учтены ли результаты переоценки при составлении отчетности.

     Проверка  правильности переоценки основных средств  в зависимости от их количества осуществляется сплошным порядком или выборочно. Для этого путем прослеживания первичных документов, проверки арифметических расчетов, обоснованности примененных коэффициентов определяется восстановительная стоимость объектов и сравнивается со стоимостью указанной в ведомости переоценки.

       Поступление объектов основных  средств проверяется с точки  зрения законности, целесообразности  и правильности отражения в  учете. При этом объем проводимых  процедур определяется на основе классификации операций с основными средствами на типичные и нетипичные, исходя из повторяемости операций, целей создания и функционирования предприятий, сложностей при налогообложении.

     Проверка  типичных операций проводится выборочным путем, а нетипичных - сплошным методом.

     Если, организация приобретала основные средства за плату, проверяется правильность отражения НДС на счетах бухгалтерского учета или его включения в первоначальную стоимость объекта в случаях, когда организация не является плательщиком НДС.

     Методом прослеживания устанавливается:

     - выделен ли НДС в договоре, в первичных документах поставщиков, в расчетных документах организации;

     - имеется ли счет-фактура на  приобретенные основные средства, используется ли в учете счет 19 «Налог на добавленную стоимость» при осуществлении капитальных вложений;

     - для каких целей приобретен объект основных средств, поскольку от этого зависит порядок отражения налоговых вычетов по НДС.

     Взятые  в аренду объекты основных средств  проверяются на правильность начисления, перечисления и отражения в учете арендной платы за арендуемое имущество. Для этого изучаются договоры аренды и данные учетных регистров по счетам 20, 26, 51, 76, 84 и др. Обращается внимание на такие договора, которые заключены с физическими лицами.

     Особому контролю подвергаются операции по выбытию  основных средств (реализация на сторону, иное в виде вклада в уставный капитал, передача по договору дарения, ликвидация, передача в аренду). Эти операции целесообразно подвергать сплошной проверке путем изучения первичных документов (актов списания, актов приемки-передачи, накладных, счетов-фактур и др.) и регистров аналитического и синтетического учета (инвентарных карточек, ведомостей, машинограмм и др.).

     При проверке выбытия основных средств  обращается внимание на правильность составления счетов-фактур и их регистрацию в книге продаж, выясняется, правильно ли начислены и уплачены налоги на добавленную стоимость и на прибыль.

     При анализе фактов ликвидации пришедших  в негодность объектов основных средств, выясняются причины списания, законность и целесообразность этой операции, порядок ликвидации и оприходования образующихся запасных частей, материалов и др. Для подтверждения правильности корреспонденции счетов, сравниваются бухгалтерские проводки, указанные в учетных регистрах предприятия и схемах корреспонденции счетов.

     В процессе проведения аудита амортизационных  отчислений осуществляется проверка правильности начисления амортизации по отдельным  объектам основных средств и в  целом расчет за отчетный период.

     Проверяется перечень объектов основных средств, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения, в частности:

     — с истекшими нормативными сроками  эксплуатации;

     — по которым амортизация не начисляется;

     — находящихся на консервации;

     — по которым начисление амортизация  приостановлено;

     — по которым применяется ускоренная амортизация;

     — непроизводственного назначения;

     — используемых организацией по договору аренды;

     — переданных организацией в аренду.

     Путем арифметического пересчета сумм амортизационных отчислений по отдельным объектам и сопоставления полученных результатов с данными разработочных таблиц расчета амортизации, анализа указанной в учетных регистрах корреспонденции счетов выясняется правомерность применения методики расчета и норм амортизации и определение величины амортизационной стоимости объектов.

     При проверке правильности учета затрат на ремонт основных средств устанавливается  наличие планов и смет на ремонты, акта сдачи-приемки основных средств, договоров подряда, актов технологического осмотра зданий и сооружений, правомерности и своевременности составления этих документов и соблюдение норм расхода материалов, расценок по оплате труда ремонтных рабочих.

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит основных средств на предприятии