Цели и задачи финансового анализа организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:14, реферат

Описание работы

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений. Бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных, страховых организаций и банков) включает:
- бухгалтерский баланс (ф. 1);
- отчет о прибылях и убытках (ф. 2);
- отчет об изменениях капитала (ф. З);
- отчет о движении денежных средств (ф.4);
- приложения к бухгалтерскому балансу (ф.5);
- пояснительную записку;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.

Работа содержит 1 файл

Цели и задачи финансового анализа организаци1.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

      Цели и задачи финансового анализа организаций 

       Как правило, задачи, направленные  на корректировку финансовой  политики организации, ставятся  руководством (менеджерами, собственниками). В этом случае можно сказать,  что результаты финансового анализа предназначены для внутренних пользователей; они должны помочь определить наиболее эффективные пути улучшения (стабилизации) финансового положения организации.

Результатом проведения анализа для внутреннего пользователя является комплекс управленческих решений - сочетание различных мер, направленных на оптимизацию состояния организации, который пересматривается под влиянием изменений макро- и микроэкономической среды.

    Экономической  наукой разработаны методики, позволяющие  с помощью системы относительных показателей, вычисляемых на основе данных финансовой отчетности, быстро и достаточно точно составить представление о финансовом положении организации. Изучая динамику изменения этих показателей, можно определить тенденции развития собственной организации или ее партнера и принимать выверенные управленческие решения.

    Содержание  и формы бухгалтерского баланса,  отчета о прибылях и убытках,  других отчетов и приложений  изучаются последовательно от  одного отчетного периода к  другому. В бухгалтерской отчетности данные приводятся минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. При несопоставимости с данными за отчетный период они подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами. Данные, подвергшиеся корректировке, обязательно отражаются в пояснительной записке вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку. Составные части финансовых отчетов взаимосвязаны, так как они отражают различные аспекты одних и тех же фактов хозяйственной жизни. Хотя каждый отчет представляет информацию, которая отличается от других отчетов, ни один из них не служит только одной цели и не дает всю информацию, необходимую для решения конкретных задач управления.

   Основными  пользователями такой информации  являются:

- инвесторы,  вкладывающие в организацию свой капитал с определенной долей риска в целях получения дохода на него;

- кредиторы,  временно предоставляющие организации  заем в обмен на некоторый  заранее установленный доход,  и заинтересованные в информации, позволяющие им определить, будут ли своевременно осуществлены выплаты по кредиту;

- менеджеры организации,  поскольку финансовая информация  позволяет сделать наиболее достоверную  оценку эффективности управления;

- работники организации,  заинтересованные в получении  информации о способности организации своевременно выплачивать зарплату, производить пенсионные и прочие выплаты;

- поставщики, заинтересованные  в информации, позволяющей им  определить, будут ли своевременно  выплачены полагающиеся им суммы; 

- потребители  (клиенты организации), заинтересованные в стабильности поставок, как следствие финансовой состоятельности организации;

- общественные  и государственные организации,  поскольку от успешного функционирования  организации зависит благосостояние  экономической инфраструктуры региона.

   Принимая  экономические решения, инвесторы,  кредиторы и другие заинтересованные  пользователи анализируют широкий  спектр экономической информации  об организации как финансового,  так и нефинансового характера.  В этом огромном массиве информации, который создается организацией, ключевое значение имеет публичная бухгалтерская (финансовая) отчетность, ядром которой является бухгалтерский баланс.  

       Бухгалтерская (финансовая) отчетность  — это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

    Бухгалтерская  отчетность организации (кроме бюджетных, страховых организаций и банков) включает:

- бухгалтерский  баланс (ф. 1);

- отчет о прибылях  и убытках (ф. 2);

- отчет об  изменениях капитала (ф. З);

- отчет о движении  денежных средств (ф.4);

- приложения  к бухгалтерскому балансу (ф.5);

- пояснительную  записку;

- аудиторское  заключение, подтверждающее достоверность  бухгалтерской отчетности организации,  если она в соответствии с  федеральным законом подлежит  обязательному аудиту. 

     Бухгалтерский  баланс, форма № 1, представляет собой таблицу и состоит из актива и пассива. Принято располагать актив слева, а пассив справа или друг над другом. Статьи актива представляют собой остатки бухгалтерских счетов на дату составления отчета, на которых учитывается имущество организации - основные средства, полуфабрикаты, запасы готовой продукции, денежные средства, требования к другим организациям (дебиторская задолженность) и т.д. Значения статей пассива - это остатки бухгалтерских счетов, на которых учитываются источники образования имущества организации - собственные средства, прибыль, кредиты, задолженность организации перед другими организациями (кредиторская задолженность) и т.д. Итог актива всегда равен итогу пассива и это величина называется валютой баланса.

        Баланс показывает состояние организации на определенную (в данном случае - отчетную) дату. В противоположность этому Отчет о прибылях и убытках показывает результаты работы организации за определенный (в данном случае - отчетный) период. Итоговые суммы в балансовом отчете не всегда выражены в единицах измерения, соответствующих времени составления отчета, и уточняются путем введения общего индекса цен.

      Для обеспечения сопоставимости  балансовых данных по периодам  целесообразно скорректировать  стоимость имущества и обязательств на начало отчетного периода по индексам инфляции - delovgoru.ru. Указанные индексы следует исчислять по каждой балансовой статье и лишь при их отсутствии применять общий индекс инфляции, на который умножают все балансовые статьи и итог (валюту) баланса. Индексы инфляции разрабатываются специальными официальными учреждениями.

     Отчёт  о прибылях и убытках, форма  № 2, составляется за год и  по внутригодовым периодам. Он  является главным источником  информации о формировании и  использовании прибыли. В нём показаны статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности.

         В этой форме отчётности в  разделе «Доходы и расходы  по обычным видам деятельности»  приводятся: выручка (нетто) от  продажи товаров без налога  на добавленную стоимость (НДС), акцизов и аналогичных обязательных платежей, исключаемых из выручки, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, валовая прибыль отражаемая, коммерческие расходы, управленческие расходы, прибыль (убыток) от продаж. В разделе «прочие доходы и расходы» данного отчёта отражают операционные доходы и расходы и внереализационные доходы и расходы, в разделе

«Прибыль (убыток) до налогообложения» - сумму текущего налога на прибыль и отложенных налоговых  активов и обязательств. В итоге приводится чистая прибыль (убыток) отчетного периода. Кроме того, справочно приводятся постоянные налоговые обязательства (активы), базовая и разводненная прибыль (убыток) на акцию .

       Годовой отчёт об изменениях  капитала, форма № 3, в разделе  I «Изменение капитала» отражает состояние уставного, добавочного и резервного капитала, а также нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) на 31 декабря года, предшествующего предыдущему, предыдущего и отчетного года. В разделе II «Резервы» отражается состояние резервов, образованных в соответствии с законодательством и учредительными документами, а также оценочных резервов по данным предыдущего и отчетного года.

   В отчёте  о движении денежных средств,  форма № 4, содержатся данные  о поступлениях денежных средств из различных источников, а также информация о расходовании денежных средств.

      Приложение к годовому бухгалтерскому  балансу, форма № 5, отражает  состояние и движение нематериальных  активов, основных средств и  их амортизации, финансовых вложений, доходных вложений в материальные ценности. Кроме того, здесь содержится информация о расходах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы и освоение природных ресурсов. Содержится справка о состоянии на начало и конец отчетного периода дебиторской и кредиторской задолженности. В справке «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)» этого отчёта приводятся произведённые организацией расходы по элементам затрат, а в справке «Обеспечения» отражаются полученные и выданные объекты имущества. В данном приложении отражена также информация о государственной помощи организации – получении бюджетных средств в отчетном и предыдущем периоде.

       При финансовом анализе на основе трансформированных отчетов формируют разнообразные таблицы, включающие основные показатели, характеризующие рентабельность, ликвидность, платежеспособность, деловую активность организации и структуру его капитала. Данные могут быть представлены в сравнении с аналогичными показателями других предприятий (если такие сведения имеются) и в динамике за ряд периодов.

     Финансовый  анализ по данным финансовой  отчетности называют классическим  способом анализа. 

       Главную роль в системе экономических показателей организации  имеют показатели финансовых результатов: прибыли и рентабельности. Деятельность любого организации связана с привлечением необходимых ресурсов, использованием их в производственном процессе, продажей произведенных товаров (работ, услуг) и с получением финансовых результатов. В связи с этим особую значимость приобретает анализ процесса формирования финансовых результатов.

        Основной целью анализа финансовых  результатов является выявление  факторов, вызывающих уменьшение финансовых результатов, то есть снижение прибыли и рентабельности.

Анализ финансовых результатов предполагает решение  следующих задач:

- анализ состава  и динамики прибыли; 

- анализ финансовых  результатов от обычных видов  деятельности;

- анализ уровня  среднереализационных цен; 

- анализ финансовых  результатов от прочих видов  деятельности;

- анализ распределения  и использования прибыли;

- анализ рентабельности  деятельности организации. 

       Конечным финансовым результатом  деятельности организации является показатель чистой прибыль или чистого убытка (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода), величина которого формируется в несколько этапов, что находит отражение в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках". Изначально определяется валовая прибыль как разность между выручкой от продажи и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.  

                                        
 

                                             ПВ  = S  - С,                                             (8.1)

где ПВ – валовая прибыль;

S - выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

С - полная себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг). 

Затем определяется прибыль (убыток) от продаж как разность между валовой прибылью и суммой коммерческих (∑ЗК)  и управленческих расходов (∑ЗУ). Данный вид прибыли участвует в расчете показателя рентабельности продаж.  

                                 ПП  = ПВ  - ∑ЗК  -∑ЗУ,                                               (8.2) 

 На следующем этапе рассчитывается прибыль (убыток) до налогообложения как разность между прибылью от продаж и суммой операционных и внереализационных доходов и расходов.  

                                 ПБ = ПП + ПО +  ПВН  .                                               (8.3) 

где ПБ– прибыль до налогообложения (балансовая);

ПО- результат от операционной и финансовой деятельности;

ПВН - доходы и расходы от прочих внереализационных операций.

      Далее, исходя из величины прибыли  (убытка) до налогообложения с  учетом расходов на налог на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, определяют чистую прибыль (убыток) отчетного периода.

         При анализе финансовых результатов  исследуемой организации оценивается  динамика показателей прибыли  до налогообложения и чистой прибыли за отчетный период.                 

Информация о работе Цели и задачи финансового анализа организации