Формирование бухгалтерского баланса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский баланс - это система показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающих наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату. Также в бухгалтерском учете слово "баланс" имеет двойное значение:
1. Равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса.
2. Наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояния средств предприятия в денежной оценке на определенную дату.

Работа содержит 1 файл

глава 1.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Также из формы баланса исключена Справка  о наличии ценностей, учитываемых  на забалансовых счетах. Среди пояснений также отсутствует аналог подобной Справки, однако все сведения раскрываются в других таблицах пояснений (например, использование основных средств, обеспечение обязательств).   

1.2. Формы и виды бухгалтерского баланса 

     Баланс  всегда считался и считается в настоящее время главной определяющей формой отчетности. Сам баланс - это модель, с помощью которой в интересах всех пользователей представляется финансовое положение организации на определенный момент времени. На практике различают несколько видов балансов.

     Эти балансы могут различаться номенклатурой  статей и методами оценки.

     Вступительный (организационный) баланс открывает ведение бухгалтерского учета в организации. В заново создаваемых организациях такой баланс будет очень простым, так как показываемое в нем имущество будет состоять в основном из вкладов учредителей и организационных расходов.

     Промежуточный и годовой бухгалтерские  балансы могут не отличаться один от другого (как правило, в них используется одна и та же форма бланка). В технике же оформления периодического и годового бухгалтерского баланса существует значительная разница. Промежуточный баланс составляется, как правило, на основе книжных данных. Формированию же годового баланса предшествуют следующие этапы работ:

     Годовой бухгалтерский баланс является как заключительным, т.е. завершающим отчетный год, так и вступительным, т.е. служащим основанием для открытия счетов в новом отчетном году. В таких условиях перед организацией стоит вопрос: ликвидироваться, объявив о банкротстве или договориться с кредиторами об отсрочке платежей. При условии соглашения с кредиторами, им предоставляется информация о размере понесенного убытка и возможности его покрытия в будущем.

     Ликвидационный  баланс отличается от других в основном оценкой своих статей, производимой по реализационной стоимости. Некоторые статьи, которые обычны для отчетного баланса, в ликвидационном могут отсутствовать совсем. Например, доходы будущих периодов, расходы будущих периодов. С другой стороны, в ликвидационном балансе могут появиться такие статьи, которых раньше не было, например, стоимость фирмы, стоимость патента. Ликвидационный баланс составляет ликвидационная комиссия после выяснения всех претензий кредиторов, возможной реализации имущества и урегулирования расчетов с дебиторами. К ликвидационному балансу должен прилагаться проект распределения активной массы между кредиторами в очередности, установленной законодательно.

     В зависимости от того, какова степень  ухудшения финансового положения  организации, ликвидационные балансы  могут составляться в виде:

  • вступительного;
  • промежуточного;
  • заключительного.

     Сводный баланс формируется путем соединения отдельных заключительных балансов. Постатейные показатели путем сложения одного и другого балансов суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют различные министерства и ведомства.

     Сводно-консолидированный  баланс - достаточно новое явление в отечественной учетной практике. Консолидированный баланс представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом отношении.

     Все бухгалтерские балансы  принято разделять  на две большие  группы: статические  и динамические.

     Статические балансы составляют на какую-либо дату или при наступлении какого-либо события. В статических балансах бухгалтерскую информации показывают на заранее установленную или определенную дату, и, следовательно, в таких балансах отражается состояние активов и обязательств организации не в динамике, а как результат деятельности организации за какой-либо период. Для обеспечения сравнимости данных с предыдущими периодами в статических балансах могут предусматриваться графы (или строки) для отражения подобной информации.

     Наиболее  распространенным видом статического баланса является отчетный бухгалтерский баланс, представляемый по результатам деятельности организации за отчетный год.

     Динамические  балансы предназначены для отражения изменений показателей в деятельности организации за какой-либо период. Большая часть динамических балансов предназначена для оперативного управления производственной или торговой деятельностью организации. Примерами таких балансов являются оборотные ведомости или шахматные оборотные балансы. Как правило, информация в таких балансах обобщается ежемесячно. Такой период существенно короче, нежели отчетный период для формирования промежуточной отчетности, и, следовательно, ежемесячное составление балансов может дать более полную и оперативную информацию о движении активов организации и изменениях в состоянии расчетов. Цель динамических балансов: обеспечить руководство организации информацией для принятия текущих решений, реализуемых в течение сравнительно короткого (не выше одного месяца) временного отрезка, следует считать, что большая часть динамических балансов, хотя и формируется на основе бухгалтерской информации, все-таки относится к категории управленческого или производственного (оперативного) учета. К категории динамических балансов относят также ликвидационные балансы.

     Динамический  и статический балансы показывают финансовое положение организации, но с разных сторон. Поэтому пользователю бухгалтерской информации и бухгалтерской отчетности необходимо разрабатывать баланс с точки зрения его полезности для принятия решений или дальнейшей стратегии действий организации. В зависимости от этого баланс получается либо с достаточно четким представлением об имущественном комплексе либо о финансовых результатах.

     В российской практике составляются статические  балансы и показывается состояние  хозяйственных средств организации в денежной оценке на определенную дату. Эти средства классифицируются по составу, источникам формирования, размещению, юридической принадлежности и т.д., следовательно, в основу построения бухгалтерского баланса положена классификация хозяйственных средств организации.

     Бухгалтерские балансы, используемые в практической деятельности организации, классифицируются по различным признакам:

     По  времени составления  балансы подразделяются на:

     Вступительный - составляется на момент возникновения юридического лица и отражает имущественную массу, внесенную в качестве вклада в уставный капитал.

     Текущий - формируется в течение всего времени существования хозяйствующего субъекта. Начальный (на начало периода), промежуточный (включается в состав промежуточной отчетности), конечный (в конце финансового года, включается в состав годовой отчетности - генеральный).

     Заключительный - составляется на дату окончания функционирования организации, при реорганизации.

     Санируемый - составляются с целью выявления реального финансового положения, когда предприятие находится в состоянии банкротства.

     Ликвидационный - составляется при ликвидации организации с целью формирования информации об имуществе, которое будет распределяться между кредиторами.

     Разделительный - формируется при реорганизации в форме разделения на основе заключительных балансов.

     Объединительный - формируется при реорганизации в форме присоединения, слияния на основе заключительных балансов.

     По  источникам составления:

     Инвентарный - составляется на основании инвентаризации имущества и обязательств организации.

     Книжный - составляется на основе данных бухгалтерского учета, основа - Главные книги.

     Генеральный - составляется на основе данных Главной книги, которые подлежат обязательной инвентаризации.

     По  объему информации:

     Индивидуальный - баланс одного юридического лица.

     Сводный - баланс одного организации с различными филиалами.

     Консолидированный - это объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом состояниях

     По  характеру деятельности:

     Баланс  основной деятельности - это баланс, составленный на основании деятельности, соответствующий профилю организации, ее уставу.

     Баланс  неосновной деятельности - организация может составлять отдельный баланс по другим видам деятельности, включается в баланс основной деятельности.

     По  формам собственности:

     Государственные, муниципальные, кооперативные, коллективные, частные, смешанные и совместных организаций, а также  общественных организации. Они различаются, в основном, по источникам образования собственных средств

     По  объекту отражения:

     Самостоятельный - такой баланс имеют только организации, являющиеся юридическими лицами.

     Отдельный - составляют структурные единицы организаций.

     По  форме:

     Шахматные - к ним относятся оборотные ведомости.

     Горизонтальные - валюта баланса соответствует суммарные активы, к ним относится бухгалтерский баланс (форма №1).

     Вертикальные  - валюта баланса  соответствует чистым активам

     По  способу "очистки":

     Баланс-брутто - это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Регулирующими называют статьи, суммы по которым вычитаются из суммы той или иной статьи (классификация хозяйственных средств).

     Баланс-нетто - это баланс, очищенный от повторного счета, из которого исключены регулирующие статьи (современные балансы).

1.3. Содержание и строение бухгалтерского баланса организации

     Основным  условием осуществления анализа  финансового состояния предприятие  является умение “читать" баланс. Для  этого необходимо владеть техникой учета, знать план счетов, знать сущность, экономический смысл и способ оценки каждой его статьи, связи с другими статьями, характер изменения средств и их источников. Без этого нельзя правильно оценить, какими ресурсами располагает предприятие для ведения хозяйственной деятельности, каковы его финансовые возможности. Рассмотрим более подробно содержание основных статей баланса.

     Эта курсовая работа написана по Приказу  Минфина № 67н, так как взяты  за основу годовые отчетности 2008, 2009 и 2010 годов, а годовая отчетность 2011 года должна быть написана по Приказу Минфина №66н.

     Статьями  баланса называются балансовые показатели отдельных видов средств и  источников их образования, которые  в соответствии с их экономическим  содержанием сформированы в активе и пассиве.

     Раздел  I «Внеоборотные активы» - представляет собой в общем виде средства, которые используются организацией в своей деятельности более одного года. Важнейшими статьями данного раздела являются «Нематериальные активы», «Основные средства», «Незавершенное строительство»,  «Доходные вложения в материальные ценности» и «Прочие  внеоборотные активы».

     Статья  «Нематериальные  активы» - строка (110)

     По  этой строке отражают остаточную стоимость  нематериальных активов на начало и  конец отчетного периода.

     В состав нематериальных активов входят такие показатели как: объекты интеллектуальной собственности; организационные расходы; деловая репутация организации; прочее.

     В балансе показывается остаточная стоимость  нематериальных активов. Это первоначальная стоимость минус сумма начисленной  амортизации. Это можно делать пропорционально объему продукции, способом уменьшаемого остатка или линейным методом.

     Во  всех случаях сумму амортизации  следует рассчитывать исходя из срока  полезного использования активов. Согласно ПБУ 14/2007, этот срок может быть равен времени действия патента (свидетельства, лицензии) или периоду, в течение которого организация планирует получать доходы от нематериального актива. Если же срок полезного использования актива определить нельзя, то считается, что он равен 20 годам.

Информация о работе Формирование бухгалтерского баланса