Международные стандарты аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:32, реферат

Описание работы

Современное развитие экономических отношений сопровождается возрастанием роли контроля и анализа в сферах управления за деятельностью предприятий. В послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 6 февраля 2008 года "Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики" одним из приоритетных направлений является ускорение процесса перехода всех юридических лиц на международные стандарты.

Работа содержит 1 файл

Реферат Аудит.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

    Эффективность операций достаточно сложно оценить объективно через их соответствие инструкциям или правилам ведения.

    И в этом смысле операционный аудит  более похож на управленческий учет, нежели на то, что обычно понимается под аудитом.

    Необходимо  отметить, что роль операционного  аудита постоянно возрастает. 

    2. Аудит на соответствие – это тип аудита, цель которого – определить, соблюдаются ли в хозяйственной системе клиента те специфические процедуры и правила, которые предписаны персоналу и администрации предприятия.

    Данный  тип аудита может включать также проверку соблюдения соответствия уровня заработной платы минимальному уровню, гарантированному законом, или проверку контрактов и договоров предприятия с банками, кредиторами или коммерческими клиентами и т.д. для соблюдения в компании юридических норм.

    Результаты  аудита на соответствие обычно сообщаются менеджеру подразделения, которое  подвергалось проверке, а не широкому кругу пользователей аудиторскими услугами.

    Администрация предприятия, как правило, является основной группой, озабоченной тем, чтобы вся деятельность компании осуществлялась согласно определенным правилам и в соответствии с действующим законодательством.

    Такой тип аудита присущ и российскому  аудиту, он соответствует проверке состояния бухгалтерского учета  и системы внутрихозяйственного контроля на предприятии. 

    3. Аудит финансовой  отчетности – выполняется для установления или выявления, согласуется ли финансовая отчетность проверяемого предприятия с определенными критериями, правилами и принципами, которым она должна соответствовать.

    Аудит финансовой отчетности базируется на том предположении, что она (отчетность) будет использоваться разными группами пользователей и для различных  целей, следовательно,

    аудитор должен провести аудит и сделать заключение, на которое могут положиться все пользователи. 
 

    3.1 Регулирование аудиторской деятельности 

    Международная федерация бухгалтеров (МФБ) – международное  объединение лиц бухгалтерской  профессии, представленное на сегодняшний  день 114-ть странами мира.

    Основной  целью МФБ является всестороннее развитие профессии бухгалтера на основе согласованных стандартов с целью предоставления высококачественных услуг в интересах общества.

     Для выполнения этой миссии в области  аудита МФБ учредила Комитет по международной  аудиторской практике, цель которого разрабатывать стандарты и положения в отношении аудита и сопутствующих ему услуг.

    Для решения вопросов регулирования  аудита Совет МФБ учредил Комитет  государственного сектора (КГС)[14].

    Для оказания аудиторских услуг в  международном масштабе было создано объединение фирм, которое получило название Форум фирм. В него входят представители 23-х транснациональных аудиторских компаний.

   Форум фирм был образован с целью  осуществления надзора за разработкой  нового международного режима регулирования аудита с помощью нового глобального стандарта качества, созданного на основе существующих международных стандартов и Этического кодекса МФБ. Форум фирм имеет исполнительный орган в лице Транснационального аудиторского комитета (ТАК). В структуру МФБ входит также Комитет по мониторингу, в чьи задачи входит осуществление надзора за выполнением членами федерации их обязанностей.

    Еще одной достаточно влиятельной организацией международного уровня является Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров-аудиторов (AICPA). Эта организация публикует стандарты, которым должны следовать аудиторы в процессе аудиторской проверки[15].

    Директивы по аудиторским стандартам, издаваемые этой организацией, раскрывают различные  аспекты аудиторской работы: планирование, выполнение аудирования, подготовку аудиторского отчета, поведение аудитора в случае выявления неточностей и недостоверных сведений в отчетности и т.д. AICPA является неправительственной организацией и имеет свои требования, закрепленные к «кодексе AICPA», которым обязаны следовать все бухгалтеры и аудиторы, являющиеся ее членами[16].

    Существует  много критериев определения  аудиторской деятельности как профессии. Однако обязательным является наличие  следующих характеристик:

    – формальное признание профессионального статуса посредством лицензии, выданной правительственным органом;

    – набор специальных знаний (уровень  образования);

    – этический кодекс для обеспечения  стандартов поведения и способы  его соблюдения;

    – неформальное признание профессионального статуса этой работы;

    – признание профессионалами общественных обязательств, кроме услуг, выполняемых  для отдельного клиента.

    Специализированные  знания в области бухгалтерского учета и аудита обычно получают в  высших учебных заведениях.

    Необходимые навыки приобретаются в процессе практической работы.

    В качестве обязательного требования для продолжения действия лицензии аудиторские комиссии многих стран  требуют ежегодного повышения квалификации.

    Требования  к членству в AICPA также оговаривают  необходимость подобного уровня профессионального обучения для тех ее членов, которые занимаются общественной практикой, и несколько меньшее количество часов для тех, кто подобной практикой не занимается[17]

    Присяжные аудиторы должны также пополнять  свои знания в процессе самообразования, чтобы не отставать от новых профессиональных стандартов и соответствовать новым требованиям, которые постоянно предъявляет жизнь. 
 

    3.2 Контроль качества международного аудита 

    В глоссарии МСА определение качества аудита отсутствует, поэтому следует  ознакомиться с другими официальными и научными документами для уяснения этого понятия.

    Международная организация по стандартизации ИСО  дает общее определение качества как совокупности характеристик объекта, относящейся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.

    Имеется в виду, что потребности четко  установлены контрактом или регламентированной окружающей средой, а в других условиях выявляются и определяются предполагаемые потребности. Потребности могут изменяться с течением времени; поэтому необходимо проводить периодический анализ[17].

    Международный стандарт 50 Международной электротехнической комиссии, с которой тесно сотрудничает ИСО, характеризует качество услуги как обобщенный эффект услуги, который определяет, в какой степени потребитель удовлетворен ею.

    Как видим, современное представление  о качестве базируется на степени  удовлетворения запросов потребителей (физических лиц, общества в целом).

    Из  определения аудита следует, что  он призван удовлетворять потребность  общества в установлении объективной  финансовой информации.

    Потребность в информации – это необходимость  отдельного лица, коллектива или какой-либо системы в получении информации, соответствующей характеру выполняемых действий или работы, либо требующейся для достижения определенной цели[17].

    При изучении информационной потребности  следует учитывать три взаимосвязанных  компонента:

    – потребитель информации (круг лиц, заинтересованных в результатах аудита, оформленных заключением);

    – информационный массив (информация о  финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, сконцентрированным выражением которой является бухгалтерская отчетность);

    – информационная система (информационный массив, каналы связи между потребителями и совокупность технических средств, преобразующих и поставляющих информацию)[18].

    Состав  потребителей информации, содержащейся в аудиторском заключении, неоднороден, но их объединяет заинтересованность в объективности данных.

   В табл.1 представлена классификация  пользователей информации, заключающейся  в выраженном аудитором мнении о  достоверности финансовой отчетности экономических субъектов.

Таблица 1

    Ввиду отсутствия у некоторых категорий  пользователей прямого доступа к информационному массиву существует необходимость в посреднике, который мог бы предоставить им в доступном виде требуемую информацию.

    Роль  этого информационного канала выполняет  аудит.

    Таким образом, можно сформулировать понятие  потребности в информации, являющейся результатом аудита: это свойство заинтересованных пользователей, суть которого состоит в необходимости получить информацию о достоверности бухгалтерской отчетности определенного экономического субъекта для принятия соответствующих решений[18].

    Мнение  аудитора, отраженное в заключении, должно отвечать следующим требованиям, предъявляемым к информации:

    – полнота (достаточность) – количество информации в заключении должно быть минимальным, но достаточным для  оценки состояния аудируемого субъекта и принятия решения заинтересованным пользователем;

    – точность – выводы аудитора должны объективно отражать реальную степень  соответствия финансовой отчетности фактическому наличию имущества, обязательств и  финансовых результатов;

    – полезность – аудиторское заключение касается лишь существенных аспектов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не затрагивая бесполезных для потребителя данных;

    – доступность – мнение аудитора представляется в виде, не нуждающемся в дополнительном осмыслении и не затрудняющем принятие решения пользователями информации;

    – однозначность – результаты аудита излагаются в виде, не допускающем  различных толкований;

    – оперативность – заключение должно быть подготовлено к установленному сроку, чтобы дать возможность руководству субъекта произвести все необходимые процедуры и вовремя представить заинтересованным пользователям финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением;

    – предназначение (адресность) – части  аудиторского заключения адресуются конкретным группам пользователей информации (исполнительному органу, акционерам (собственникам).

    Очевидно, что пользователей интересует достоверность  данных различных статей финансовой отчетности проверяемого субъекта. Только информация, подготовленная с соблюдением  изложенных выше принципов, максимально может соответствовать действительному положению дел и потребностям всех категорий пользователей.

    Если  исходить из существующего международного понимания качества услуги и определения  аудита, приведенного в МСА, то придем к заключению, что потребители будут настолько удовлетворены результатами аудита, насколько мнение аудитора о достоверности проверенной бухгалтерской отчетности соответствует объективной реальности[19].

    Итак, качество аудита можно определить как  обобщенный эффект аудиторской проверки, выраженный в степени соответствия мнения аудитора потребностям заинтересованных пользователей в объективной информации, содержащейся в финансовой отчетности аудируемого лица.

    Критерием качества аудиторских проверок, исходя из определения контроля качества, приведенного в глоссарии МСА, являются общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности, т.е. международные стандарты аудита.

      В 1999 г. Совет МФБ утвердил Положение о международной бухгалтерской практике, в котором были определены мероприятия по совершенствованию контроля организаций (членов МФБ) за качеством деятельности аудиторских фирм. Согласно этому Положению члены МФБ, являющиеся саморегулируемыми организациями, обязаны продемонстрировать программы, гарантирующие соблюдение аудиторами стандартов профессиональной деятельности[19].

Информация о работе Международные стандарты аудита