Оценка организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - оценка организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и разработка предложений по совершенствованию отражения расчетных операций с контрагентами в ООО «Монтаж».
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
- рассмотреть особенности организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- раскрыть понятие дебиторской и кредиторской задолженности;
- раскрыть понятие и сущность расчётов с поставщиками и подрядчика-
ми;
- представить экономическую характеристику хозяйствующего субъекта;
- проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности;
- раскрыть сущность и формы расчётов с поставщиками и подрядчиками;
- разработать мероприятия по совершенствованию организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФОРМЫ РАСЧЕТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………………………………………..………6
2 ЭКОНОМИЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ………………..19
3 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
3.1 Задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Формы безналичных расчетов. Первичный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками..............................................................................................................28
3.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………………….35
3.3 Учет расчетов по претензиям………………………………………………..42
3.4 Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками…………….44
3.5 Основные направления совершенствования бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями…………………………………………………….....50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Работа содержит 1 файл

бух уч.docx

— 75.73 Кб (Скачать)

     - к поставщикам материалов, товаров,  к организациям, перерабатывающим  материалы организации, за обнаруженные  несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу  в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

     - за брак и простои, возникшие  по вине поставщиков или подрядчиков,  в суммах, признанных плательщиками или присужденных судом, - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (счета 20 и 23);

     На  субсчете 76-2 отражаются также штрафы, пени, неустойки, взыскиваемые с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присужденных судом, - в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

     Суммы предъявленных претензий, не признанных организациями-плательщиками, на учет не принимаются.

     Штрафы, пени и неустойки, которые признаны должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся  на финансовые

     результаты  организации и до их получения  или уплаты отражаются в бухгалтерском  балансе получателя и плательщика  соответственно по статьям дебиторов  или кредиторов.

     Суммы поступивших платежей по удовлетворенным  претензиям отражаются по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции  со счетами учета денежных средств.

     Суммы, которые, как выяснилось впоследствии, взысканию не подлежат, относятся, как  правило, на те счета, с которых были приняты на учет по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

     Аналитический учет по субсчету 76-2 «Расчеты по претензиям»  ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям. 
 

     3.4 Инвентаризация расчетов с поставщиками  и подрядчиками

     Инвентаризация  является одним из условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.

     Случаи  обязательного проведения инвентаризации установлены в Федеральном законе от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете". В частности, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности обязательна инвентаризация. Правила  ее проведения определены в Методических указаниях по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49.

              Инвентаризации подлежат не только имущество организации, но и ее обязательства.

     Порядок проведения инвентаризации расчетов в  целом схож с порядком проведения инвентаризации имущества и активов. Для инвентаризации расчетов так  же, как и для инвентаризации имущества, создается инвентаризационная комиссия. По итогам работы комиссии составляется акт инвентаризации. Но сроки проведения этих видов инвентаризации отличаются. Инвентаризация имущества может  начинаться с 1 октября, в то время  как инвентаризацию расчетов можно  провести только по окончании года. Различается и состав комиссии: при  инвентаризации расчетов в комиссию не входят материально ответственные  лица.

     Инвентаризация  расчетов с поставщиками заключается  в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Для этого  составляются акты сверки расчетов с  контрагентами. В них указываются  дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма  НДС, а также суммы оплаты и  реквизиты платежных документов.

     Инвентаризационная  комиссия путем документальной проверки должна установить:

     - правильность расчетов с банками,  финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими  организациями, а также со структурными  подразделениями организации, выделенными  на отдельные балансы;

     - правильность и обоснованность  числящейся в бухгалтерском учете  суммы задолженности по недостачам  и хищениям;

     - правильность и обоснованность  сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

     Сроки и периодичность  проведения инвентаризации нужно отразить в учетной политике.

     При инвентаризации расчетов с поставщиками составляются акты сверки, в которых отражаются данные о состоянии расчетов (количество отгруженных и полученных сырья, материалов, оборудования, готовой продукции и т.п., сумма оплаченных и полученных денежных средств). Указанные акты подписываются обеими сторонами.

     При инвентаризации расчетов с поставщиками нужно обратить внимание на наличие  сумм кредиторской задолженности, по которой  истекли сроки исковой давности. 

     Согласно  п.78 Положения по ведению бухгалтерского учета суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству  на основании данных проведенной  инвентаризации, письменного обоснования  и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты организации.

     Сроки исковой давности и правила их исчисления устанавливаются законодательством, в частности главой 12 ГК РФ, и не могут быть изменены по соглашению сторон. Общий срок исковой давности составляет три года (ст.196 ГК РФ). Специальные (сокращенные или более длительные по сравнению с общим) сроки устанавливаются  законодательством применительно  к отдельным видам обязательств.

     При списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой  давности, в бухгалтерском учете делается проводка Дебет 60 – Кредит 99 "Прибыли и убытки" (с учетом налога на добавленную стоимость).

     Форма акта сверки взаиморасчетов не является унифицированным первичным документом, поэтому организации должны их разрабатывать  самостоятельно и утверждать в учетной  политике. При разработке формы акта организация должна определить, будет  ли каждый акт относиться к сверке взаиморасчетов по одному договору или  же в акте, возможно, объединить расчеты  по нескольким договорам с контрагентов.

     Акты  сверок с контрагентами составляют в двух экземплярах, один из которых  регистрируют в специальном журнале  и хранят для контроля своевременности  и полноты возврата задолженностей.

     2-й экземпляр отправляется контрагенту  для соглашения. В момент получения  ответа в указанном журнале по строке регистрации акта сверки в  соответствующей графе делается отметка о результатах согласования данных сверки с этим контрагентом.

     Выявленные  по итогам, расхождения рассматриваются, и по ним принимается соответствующее решение. Если требования кредитора обоснованы, то в бухгалтерском учете организации должны быть оформлены корректирующие записи, посредством которых суммы задолженности станут реальными.

     Результаты  инвентаризации расчетов с контрагентами  сводятся в один акт инвентаризации расчетов с  поставщиками. (ф. №  ИНВ-17).

     Он  составляется на основании актов  сверки и справки о дебиторской  и кредиторской задолженности (приложение к ф. № ИНВ-17) в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – остается в комиссии.

     Акт заполняется в двух экземплярах  и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в  бухгалтерию, второй – остается в  комиссии.

     Результаты  инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии. При этом в задачи комиссии входит выявление причин, которыми обусловлена  необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, кроме того комиссии должна предложить способы отражения в учете результатов инвентаризации. Ознакомившись с выводами инвентаризационной комиссии, руководитель организации издает распорядительный документ, в котором утверждается предложенный комиссией порядок урегулирования инвентаризационных разниц.

     Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом отчете.

     Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и призванных ею правильными.

     Только  если по итогам сверки неправильность данных будет доказана другой стороной и с этим согласится сама организация, бухгалтерские записи могут быть приведены в соответствии с реально  оказанными объемами услуг при условии наличия правильно оформленных первичных учетных  документов. 
 

     3.5 Основные направления совершенствования бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями

     В результате проведенного анализа на предприятии были выявлены основные недостатки системы учета, к ним относится недостаточный контроль за деятельностью бухгалтерии со стороны руководства предприятия. Недостаточность контроля со стороны, как главного бухгалтера предприятия, так и руководителя приводит к ошибкам зачисления поступивших средств и путанице при платежах третьих лиц.

     На  предприятии несвоевременно проводится инвентаризация расчетов, хотя это и предусмотрено учетной политикой предприятия, что не способствует своевременному выявлению просроченной задолженности и принятию мер к ее погашению.

     Так же основным недостатком является перегруженность  работников бухгалтерии, на которых  возлагается ведение различных  видов учета, правила по которым  не всегда совпадают, нестабильность и  неоднозначность правил учета и  составления отчетности, регулярные изменения, вносимые в руководящие  документы, и др.

      На  основании  выявленных недостатков, можно дать следующие рекомендации по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками:

     - необходимо проводить внутреннюю  проверку документов. Наиболее продуктивным способом выявления и устранения недостатков и нарушений в деятельности организаций является проведение аудиторских проверок. Такие проверки могут принимать форму внутреннего и внешнего аудита. Внешний аудит проводится специализированными аудиторскими фирмами;

     - большое значение для устранения  недостатков в учете имеет  правильная организация внутреннего  документооборота в фирме, который  должен быть установлен приказом  ее руководителя. В приказе должны  быть четко определены формы  представления в бухгалтерию  документов, сроки их представления,  ответственные за это лица. Также  должны быть установлены жесткие  санкции за несвоевременную и  некачественную обработку документов;

     - посещение бухгалтером по расчетам семинаров или курсов по повышению квалификации, что позволит сократить до минимума ошибки и неточности в учете;

     - создать комиссию по работе  с дебиторской задолженностью,  в обязанности которой входят систематическое наблюдение за состоянием расчетной дисциплины, проведение регулярных сверок расчетов с покупателями. Важной составной частью оперативной работы комиссии должно стать ведение картотеки напоминаний должникам, и своевременное предъявление претензий по оплате продукции;

     - необходимо производить анализ  состава и структуры дебиторской  и кредиторской задолженности  по конкретным поставщикам, а  также по срокам образования  задолженности или сроках их  возможного погашения, что позволит  своевременно выявлять просроченную  задолженность и принимать меры к ее взысканию;

     - постоянно следить за соотношением  дебиторской и кредиторской задолженности,  т.к. значительное преобладание  дебиторской задолженности создает  угрозу финансовой устойчивости  предприятия и делает необходимым  привлечение дополнительных источников  финансирования, а превышение кредиторской  задолженности над дебиторской  может привести к неплатежеспособности  предприятия;

     - в сложившейся ситуации можно  посоветовать организовать на  предприятии систему аналитического  учета дебиторской задолженности  не только по срокам, но и  по размерам, местонахождению юридических  лиц, физических лиц и предлагаемых  условий оплаты;

Информация о работе Оценка организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками